Немецкие солдаты, попавшие под снайперский обстрел на дороге, ведут ответный огонь. Югославия
Итальянская проблема
Дуче, мечтая о создании новой Римской империи, решил, что пора действовать. Особенного его привлекала Греция. Надеялся он притянуть и как бы «родственную» романоязычную Румынию. Муссолини после утраты иллюзий о том, что Италия – это «старший брат», а Третий рейх – «младший», посчитал: пускай немцы господствуют в Западной и Северной Европе, а Италия должна доминировать в Юго-Восточной Европе. В дополнение он решил создать огромную колониальную империю в Северной и Восточной Африке. И захватить Британское Сомали, Судан и Египет.
Итальянское военно-политическое руководство слишком много мечтало, а вот воли, решительности и энергии ему явно не хватало. Как и военно-промышленного потенциала. Италия имела шансы вырвать победу в Египте и Восточной Африке, имея там первоначально огромное преимущество в силах, в солдатах и по количеству танков и самолетов. Англия в этот период оттянула лучшие силы для битвы в Европе и собственной обороны. Итальянцы в это время могли сконцентрировать все военно-воздушные и морские силы для операции на Мальте, провести десантную операцию, взять остров – ключевую позицию в центральной части Средиземного моря. Затем направить в Ливию отборные подвижные дивизии, которые оставались в метрополии, и прорваться к Суэцу. Далее можно было объединить итальянскую Северную и Восточную Африку. Но итальянцы ограничились первыми победами в Судане, Сомали и Египте. И на этом успокоились. Потеряли драгоценное время. Действовали слишком бестолково, нерешительно, без концентрации, четкой стратегии.
Кроме того, главнокомандующий итальянской армией в Ливии маршал Грациани знал о подготовке Муссолини к Греческой кампании. Решил, что надо выждать, закрепиться на захваченной территории, подтянуть тылы, наладить снабжение. В это время британцы начнут перебрасывать войска с Египта и Палестины на Балканы. В Северной Африке фронт оголится, и тут-то итальянцы и выйдут к Суэцу. В итоге Италия утратила стратегическую инициативу и преимущество в Африке.
Тем временем британцы, понимая, что Гитлер не пойдёт на штурм Английских островов, захватили и разгромили флот Вишистской Франции (Операция «Катапульта». Как британцы топили французский флот), с помощью отрядов «Свободной Франции» захватили Габон, начали наступление в других французских колониях, быстро укрепили свои позиции на Мальте, в Египте, Судане и Кении.
Немецкие артиллеристы с 37-мм противотанковыми пушками PaK 35/36 на горной дороге в Югославии. 1941 г.
Немецкие солдаты и танк Pz.Kpfw. III на улице югославского города Ниш
Планы Гитлера
Между тем фюрер тоже учитывал действия союзника в Африке и корректировал свои планы. Операция «Морской лев» (захват Британии) была окончательно спущена на тормозах. Адмирал Редер обратил внимание Адольфа на то, что смертельный удар Англии можно нанести не только десантом в Англию, но и в Средиземноморье. Захватить важнейшие британские базы и плацдармы – Гибралтар, Мальту, Египет с Суэцем. Перехватить важнейшую коммуникацию, которая связывает британскую метрополию с её колониями. Прорваться на Ближний Восток, где на сторону немцев перейдёт Турция и арабские племена. Все предпосылки для реализации такого проекта имелись. Италия имела колонии в Северной Африке. Сирия и Ливан принадлежали союзной Вишистской Франции.
Следовало только сконцентрировать внимание на этом проекте, объединить все усилия и умело направить их. Сначала Гитлер заинтересовался этим планом. Для захвата Гибралтара стали готовить десантников, которые отличились в Бельгии и Голландии. Решили договориться с Испанией. Гитлер и Риббентроп стали уговаривать Франко. Напоминали, что помогли ему победить в гражданской войне. Предлагали военный союз.
Однако испанский каудильо был себе на уме. На словах он был крайне благодарен и дружелюбен. А на деле всячески изворачивался и хотел избежать участия в войне. В принципе, его можно было понять: Испания понесла в смуте тяжелые потери, нужно было время, чтобы залечить раны, а воевать с Англией и в перспективе с США было крайне опасно. Более разумным было получить выгоду с двух сторон.
После пустой переписки Гитлер решил, что нужна личная встреча. Он верил в свой «магнетизм», умение подчинять других людей своей воле. Однако с Франко этот номер не прошёл. Испанский правитель говорил о дружбе, торговался, предлагал отдать ему все французские колонии в Африке. Авансом, просто так. Сам обещал захватить Гибралтар. Но без конкретных обязательств и сроков. В итоге визит фюрера прошёл впустую.
Очевидно, что фюрер смог бы додавить Франко, если бы отказался от похода в Россию и сосредоточил усилия на южном стратегическом направлении – Средиземное море, Ближний Восток, затем Персия и Индия. Однако он не смог отказаться от роковой для Рейха идеи войны с русскими. Поэтому он не стал усиливать давление на Испанию, ему не нужна была ссора с каудильо в момент готовящегося похода на Восток.
От Франко Гитлер направился к маршалу Петену. Француз был готов на всё. Подписал соглашение, что Франция будет участвовать в борьбе с Англией в пределах своих возможностей. Благо французы были разозлены атаками британцев и де Голля на их флот и колонии. За это Франция должна была получить в новом мире важное место.
Немецкий парашютист смотрит на груду трофейного оружия, захваченного в городе Коринф (Греция). На переднем плане и справа от десантника пленные греческие офицеры
Провал авантюры Муссолини
Однако, пока фюрер договаривался с Испанией и Францией, Муссолини преподнёс ему неприятный сюрприз. На Гитлера он затаил обиду. Был недоволен, что так мало получил после разгрома Франции. Узнал, что немцы появились в Румынии. А дуче верил, что Балканы – это его жизненная сфера. Немцы даже не предупредили, не пожелали согласовать! Муссолини разозлился, решил отплатить той же монетой. Приказал войскам, которые стоял в Албании, начать вторжение в Грецию. 28 октября 1940 года началась греко-итальянская война. Фюрера об этом не предупредили. Правда, разведка донесла Гитлеру о планах дуче, и он из Франции поехал в Италию, чтобы охладить пыл соратника. Но опоздал. Вторжение в Грецию уже началось.
Гитлер был раздосадован. Как выяснилось, опасался он не зря. Итальянцы оконфузились. Театр был сложным. Греческая армия была далека от совершенства. Оружие в основном устаревшее, танков и самолетов мало, пушки разных калибров, систем, производства и времени. Боеприпасов не хватало, часто патроны выдавали поштучно (по 30 патронов на винтовку). Однако греки сражались за отчизну. Боевой дух у них был высоким. Итальянцы потеснили пограничные части греков, но затем противник сманеврировал, собрал силы и ударил во фланг. Воинство дуче покатилось назад. Греческая армия продолжала наступать, итальянцев могли выбить уже из Албании (Как провалился бездарный итальянский блицкриг в Греции).
Тем временем британцы укрепили свои силы в Африке и перешли в контрнаступление. Итальянцы за полгода расслабились, разведку не наладили. Внезапный удар сравнительно небольшой английской группировки в Египте в декабре 1940 года привёл к полному разгрому итальянской армии. Британцы гнали деморализованного врага два месяца, захватили Тобрук, Бенгази. Армия Грациани практически перестала существовать: 130 тыс. только пленных, большие трофеи – 500 танков, более 1200 орудий. В Восточной Африке британцы также перешли в наступление. Восстала Эфиопия. К апрелю 1941 года итальянская колониальная империя в Восточной Африке пала (Операция «Компас»; Как погибла восточноафриканская империя Муссолини).
Таким образом, вместо побед, о которых грезил дуче, возникла угроза катастрофы. Теперь Берлину приходилось опасаться, как бы Рим совсем не ударился в панику и не попросил у Англии сепаратного мира. В таком случае для Рейха возникала большая угроза на юге. Италия выходила из войны. Нейтралитет Греции был нарушен, и там высаживались британцы. Германия получала угрозу войны на два фронта в Европе, в случае начала войны с русскими. Авантюры дуче смешали планы фюрера.
Греческие солдаты в бою в горах во время войны с Италией зимой 1940–1941 гг.
Необходимость вторжения на Балканы
Гитлеру пришлось вмешаться, чтобы избежать войны на два фронта на Европейском театре и поправить дела дуче. В Северную Африку был направлен корпус Роммеля, который начал наступление в конце марта 1941 года, нанёс поражение британцам, отбил Бенгази и осадил Тобрук (Как Роммель разгромил британцев в Киренаике).
Нужно было решить греческую проблему. Британцы заключили союз с греками, высадились на острова Крит и Лемнос, в материковой части Греции. С греческих аэродромов англичане получали возможность наносить удары по нефтяным месторождениям Румынии – основной источник горючего вермахта. Когда начнётся война с русскими, южная часть Восточного фронта могла оказаться под угрозой вражеского удара.
Британцы активно вели переговоры, чтобы перетянуть на свою сторону Югославию и Турцию. Неожиданную активность в регионе проявили и американцы. На Балканах появился один из руководителей спецслужб США Уильям Донован. Он подбивал правительства балканских стран выступить против Третьего рейха.
Однако немцы имели крепкие позиции в регионе. Румыны и болгары уже склонились на сторону Гитлера. Турция была союзником Германии в Первую мировую войну. Правда, тогда туркам крепко досталось, их империя развалилась. Поэтому в этот раз лезть в драку турки не спешили. Но и враждовать с немцами не желали. Предпочитали выждать, чья возьмёт. В Белграде сомневались, помогут ли британцы, или бросят, как Польшу, Норвегию и Францию? Пока шли дипломатические маневры, Гитлер решил, что пора выправить положение грубой силой. В январе 1941 года в Бергхофе прошёл военный совет. Фюрер приказал направить войска в Албанию, усилить итальянскую армию. Грецию фюрер приказал раздавить до нападения на СССР. Операция получила название «Марита» (план готовили уже с декабря 1940 года).
Колонна итальянских берсальеров на улице Дубровника
Бунт в Румынии
В Румынии и Болгарии развернули 12-ю армию генерал-фельдмаршала Листа, 19 дивизий (включая 5 танковых). Правда, в это время в Румынии начался переполох. Генерал Антонеску вступил в конфликт с фашистской «Железной гвардией». Правые радикалы посчитали, что пришло их время. Нужно «очистить» страну не только от евреев, коммунистов и прочих левых, но и от воров-чиновников, старой интеллигенции, демократических деятелей, связанных с финансово-промышленной, военной и политической верхушкой страны. То есть железногвардейцы посягали на власть. Это испортило отношения Антонеску с его заместителем, лидером «Железной гвардии» Хория Симой. В конце ноября 1940 года Антонеску приказал лишить гвардейцев полицейских функций, в декабре приказал пресекать их самоуправства.
Это противостояние встревожило Гитлера. Ему надо было выбрать, на кого сделать ставку. Гвардейцы, которые требовали полной координации внешней и внутренней политики Румынии с действиями Германии, были уверены, что немцы поддержат их. Румынские фашисты идеализировали рейх. Считали себя братьями и с итальянскими чернорубашечниками, и с немецкими эсэсовцами. 14 января 1941 года Антонеску посетил Берлин, лично встретился с фюрером. Антонеску понравился Гитлеру. Ему был больше по душе ловкий политик, чем радикалы-легионеры. Он подобных (штурмовики) в Германии уже вырезал – «Ночь длинных ножей». Румынский генерал показал полную готовность к повиновению, подписал соглашение об экономическом сотрудничестве на 10 лет. Румыния становилась сырьевым придатком рейха.
19 января 1941 года румынские радикалы подняли открытый мятеж. Они надеялись, что немцы их поддержат. Но внимание легионеров было нацелено на евреев, начались массовые погромы, убийства. Наиболее массовые столкновения происходили в Бухаресте. В это время правительство мобилизовало полицию, армию, начались уличные бои. Берлин на официальном уровне поддержал Антонеску. Румынские войска подкрепили немцы. 23 января мятеж подавили. Сотни человек были убиты, тысячи арестованы. Гвардию разогнали и запретили. Сима с группой легионеров бежал в Германию, затем в Италию.
В итоге Антонеску получил подконтрольные себе правительство и парламент. Молодой король Михай фактически являлся марионеткой. Новый правитель страны объявил себя маршалом и кондукэтором (в переводе «вождь», то есть дуче, фюрер).
Антонеску и Сима в октябре 1940 г.
Гитлер и Антонеску. 1941 г.
Переворот в Югославии
С Болгарией у немцев никаких проблем не возникло. Царю Борису германские победы нравились. В феврале 1941 года немецкие войска вошли в Болгарию. Ещё раньше рейх получил возможность пользоваться дорогами, аэропортами и портами Болгарии. В стране начали строить новую сеть аэродромов. Болгария отказалась воевать против Греции и Югославии, но дала согласие использовать свою территорию как плацдарм для германской армии и занять своими силами приграничные районы. 1 марта 1941 года София присоединилась к Берлинскому пакту.
Венгрия сама рвалась в бой. Венграм понравилось, что в союзе с немцами они уже получили часть Словакии, Подкарпатье и Северную Трансильванию. Они вошли во вкус и хотели ещё. Только премьер-министр Телеки настаивал, что с немцами надо дружить, но порывать с Англией тоже нельзя и тем более вступать в войну. Кроме того, в 1940 году Венгрия подписала соглашение «о вечной дружбе» с Югославией. Но Телеки остался в полном одиночестве. Его заклевали в правительстве, парламенте и обществе. Телеки покончил жизнь самоубийством. 30 марта 1941 года начальник венгерского генерального штаба Верт и немецкий генерал Паулюс подписали соглашение о том, что Венгрия выставит для совместного участия в войне против Югославии 10 пехотных и моторизованных бригад (около 5 дивизий).
Делегация болгарского города торжественно приветствует немецкого офицера. Фотография сделана во время вступления немецких войск в Болгарию для последующего нападения с ее территории на Югославию и Грецию. Март 1941 г.
Венгерские части в югославском городе Сомбор. В центре 20-мм противотанковое ружье швейцарского производства Solothurn S18-100. Солдаты вооружены различными типами винтовок, включая Манлихер M95/31 и пулеметами Solothurn 31M (MG30). 21 апреля 1941 г.
В Югославии настроения в правящих кругах были противоречивыми.
С одной стороны, сербы помнили ужасы австро-германской оккупации 1915 года. Сохранялись традиционные симпатии к России и Франции. Англия и США пытались склонить Белград на свою сторону.
С другой стороны, в Белграде понимали, что сила на стороне рейха, прямой конфликт приведёт к новой катастрофе. Помощь Британии сомнительна. Немецкие дипломаты старательно обрабатывали правительство премьера Цветковича и принца-регента Павла – он занимал престол от лица несовершеннолетнего королевича Петра. Югославии обещали передать Салоники.
Военно-политическое руководство Югославии, осознавая невозможность сопротивления Германии, 25 марта 1941 года присоединилось к Берлинскому пакту (подписан Венский протокол). Немцы обещали сохранить суверенитет и территориальную целостность страны и даже не потребовали транзита войск через Югославию. Белград не участвовал в военных операциях стран Оси. После победы над Грецией немцы предлагали вознаградить Югославию. Однако кабинет Цветковича вёл эти переговоры в глубокой тайне от общества, где преобладали антигерманские настроения. Делегация из Белграда в Вену ехала тайком. Надеялись, что люди, поставленные перед фактом, примут это соглашение.
Не получилось. Едва люди узнали, что их страна примкнула к союзу Берлин – Рим – Токио, как Югославия закипела. Люди вышли на улицы городов с лозунгами: «Лучше война, чем пакт», «Лучше умереть, чем стать рабом». В 400-тысячном Белграде на улицы вышло 80 тыс. человек. Только хорватские националисты были за союз с Гитлером. Группа военных, воспользовавшись беспорядками, устроила переворот. 27 марта 1941 года принц Павел и Цветкович были отстранены от власти. Новое правительство возглавил генерал Душан Симович – генерал авиации и бывший начальник Генштаба, который был снят с должности за антигерманскую позицию. 17-летний королевич Пётр был провозглашён королем.
До сих пор неизвестно, кто сыграл ключевую роль в этих событиях. Был ли переворот стихийным или нет. Возможно, что сыграла свою роль британская агентура, которая воспользовалась недовольством масс либо тайные кружки и ложи (масоны), которые сделали Сербию «пороховой бочкой» перед началом Первой мировой войны. Одно точно – новое правительство повело себя очень неуверенно и непоследовательно. Белград попытался проявить «гибкость». Немцев попытались успокоить. Сообщили, что Венский протокол в силе, но так его и не ратифицировали. Предложили заключить пакт о ненападении. Одновременно активизировали контакты с Грецией и Британией. Стали искать дружбы и защиту у русских. Предложили Москве заключить договор о дружбе и союзе. 5 апреля соответствующий договор был подписан. Очевидно, что такая игра была в интересах Лондона. Создавался ещё один повод стравить немцев и русских, как в 1914 году.
Однако Гитлер заявлениям о лояльности сербов не поверил. Взбешённый фюрер назвал переворот «предательством» и решил, что новое правительство Югославии всё равно не будет послушным. Не сейчас, так позже перекинется на сторону врагов. А скоро война с русскими. Поэтому лучше сразу решить проблему. 27 марта вермахту поставили задачу – операцию против Греции дополнить операцией «Наказание» против Югославии.
Операция была назначена на 6 апреля 1941 года. В Южной Австрии и Венгрии для удара по Югославии была сосредоточена 2-я армия фон Вейхса (4 корпуса, включая 46-й моторизованный). На территории Болгарии и Румынии развернули 12-я армию Листа и 1-ю танковую группу Клейста (3 корпуса, включая 40-й моторизованный). Италия выделила для войны с Югославией 2-ю армию генерала Амброзио (5 корпусов, включая моторизованный и кавалерийский). Итальянцы наносили основной удар вдоль побережья Далмации. Венгрия выставила до 5 дивизий.
Жители Белграда, протестующие против после присоединения Югославии к странам Оси
Жители Белграда приветствуют военный переворот 27 марта 1941 г.
Танк Renault R35 на улице Белграда в день военного переворота 27 марта 1941 года. Надпись на танке: «За короля и отчизну»