Хорошо, когда у музея есть деньги. Казалось бы, именно к этой категории относится американский Национальный музей воздухоплавания и астронавтики. Это федеральный музей, который финансируется напрямую из огромного бюджета США, однако величина бюджета вовсе не означает, что в нём имеется достаточно денег на музеи. И всё же, несмотря на все проблемы, Национальный музей воздухоплавания и астронавтики может по праву гордиться одной из лучших коллекций самолётов и ракет в мире.
Как ни удивительно, при всём вкладе США в развитие авиации Национальный музей воздухоплавания был создан в стране только в 1946 году. При этом Смитсоновская организация, в рамках которой создан и до сих пор действует музей, вовсе не игнорировала воздухоплавание. Ещё в 1876 году на международной выставке в Филадельфии она приняла в дар у китайской делегации воздушные змеи, которые китайцы привезли на выставку, но решили не везти обратно в Китай. Позже эти воздушные змеи стали одними из старейших экспонатов музея. В дальнейшем коллекция Смитсоновской организации продолжала пополняться интересными экспонатами из сферы воздухоплавания, но специальный музей всё никак не могли создать, хотя коллекция самолётов, ракет и других летательных аппаратов сравнялась с лучшими авиационными музеями мира. Что ещё более удивительно, в течение тридцати лет после создания музея его коллекция продолжала ютиться во временном ангаре и на улице в центре Вашингтона. Только в 1976 году уже Национальный музей воздухоплавания и астронавтики переехал в специально построенное для него здание. При этом похоже, что дело было не столько в недостатке денег, сколько в печально знаменитой американской бюрократии — выделение средств на строительство потребовало специального акта Конгресса США.
Увы, в 2019 году посетитель музея смог увидеть только его небольшую часть. С 2014 года музей находится в состоянии перманентного ремонта и реконструкции. Экономия во время строительства здания в 1972-1976 годах привела к различным проблемам: от недостатка туалетов до опасности падения мраморных плит фасада. Как это обычно бывает, в процессе работ выяснилась необходимость новых затрат, что привело к новым раундам бюрократической борьбы с Конгрессом, который много лет не выделял средства на ремонт музея. В результате ремонт и реконструкция музея будут закончены не ранее 2024 года.
Вследствие ведущихся в музее работ посетителям доступны только несколько залов, однако это вовсе не означает, что смотреть здесь нечего. Даже небольшая часть экспозиции содержит немало интересных экспонатов, особенно из ракетно-космической области. Кроме авиационной и космической техники, в музее находятся несколько тематических экспозиций.
Вскоре после открытия Национального музея воздухоплавания и астронавтики выяснилось, что и в новом здании места не хватает. Расширить его также не получалось — в центре Вашингтона свободное место имелось лишь на так называемой Национальной аллее, которую никто застроить не давал. Площадка имени Пола Гарбера в штате Мэриленд неподалёку от Вашингтона, где складировались и реставрировались самолёты, была непригодна для приёма посетителей. Нужно было создавать филиал музея за пределами Вашингтона, но Конгресс не хотел выделять на это деньги.
Проблему решил венгр Иштван Ференц Удвархази, известный в США как Стивен Удвар-Хейзи. В США он организовал успешную компанию по лизингу самолётов и стал миллиардером. В 1999 году Удвар-Хейзи решил сделать поистине щедрый подарок своей второй родине: он пожертвовал 65 млн долларов на создание филиала Национального музея воздухоплавания и астронавтики, который был назван его фамилией. После столь щедрого пожертвования даже Конгресс не мог игнорировать нужды музея и согласился с созданием его нового филиала, не говоря уже о выделении дополнительного финансирования.
Центр Удвар-Хейзи был открыт для посетителей в 2003 году. На 2012 год в центре выставлялось 169 летательных аппаратов, планируется довести их количество до 200. Центр состоит из трёх ангаров и наблюдательной башни, с которой посетители могут наблюдать полёты в соседнем аэропорту имени Даллеса.
Основа экспозиции центра Удвар-Хейзи — это самолёты. Их много: больших и малых, новых и старых, известных и не очень. Благодаря размерам центра, наличию галереи и продуманному размещению почти каждый экспонат можно увидеть вблизи и с разных сторон, а благодаря продуманному освещению здания – ещё и не в темноте.
Центральным экспонатом коллекции самолётов является огромный бомбардировщик Боинг В-29 с именем собственным
Интересны и менее скандальные самолёты музея. Отдельно стоит отметить немецкие и японские самолёты — трофеи Второй мировой войны. Большинство из них являются единственными уцелевшими экземплярами своих типов. Уникальных и единственных образцов американских самолётов в центре тоже хватает.
Отдельный ангар посвящён космическим аппаратам. Шедевром его коллекции является космический челнок «Дискавери», но и кроме него в зале немало уникальных экспонатов, посвящённых американской космической программе. А со специальной галереи можно заглянуть в Реставрационный ангар центра (построен в 2010 году), где проводятся реставрация и ремонт экспонатов.
Экспонаты подробно подписаны, кроме технических характеристик и истории типа часто указана краткая история конкретного экземпляра в экспозиции музея. Кроме самолётов, вертолётов, планёров и космической техники, в музее выставлены образцы авиационного вооружения, авиаприборов, авиадвигателей, формы и одежды лётчиков. А вот чего тут, увы, нет, так это тематических экспозиций по истории авиации. Впрочем, любитель авиации и без них может провести в музее почти целый день.
Адреса:
- Smithsonian National Air and Space Museum: 655 Jefferson Drive, SW Washington, DC 20560 Steven F
- Udvar-Hazy Center: 14390 Air And Space Museum Pkwy, Chantilly, Virginia 20151
Время работы: в связи с эпидемией COVID-19 музей временно закрыт для посетителей. Веб-сайт музея: https://airandspace.si.edu/
Евгений Пинак
Читайте нас: