Почти тысячу военных грузовиков на шасси Tatra будет закуплено оборонным ведомством Бельгии для улучшения мобильности сухопутных подразделений. Вооруженные силы
Избранные бельгийской армией грузовики базируются на шасси 4х4 и 8х8 чешской компании Tatra. Бронекабины до 40% автомобилей изготовит Tatra Defense Vehicles (352 единицы). В частности, на платформе 4х4 изготовят 636 транспортных средств: 410 контейнеревозов, 174 грузовика и 52 грузовика с краном. В варианте 8х8 будет 171 контейнеревоз, 52 грузовика с краном и 20 самосвалов.
Машины будут использовать платформу семейства Tatra Phoenix. Это совместная разработка Tatra и голландской компании DAF. Последняя изготовит большую часть кабин по бельгийским контракту. Двигатели будут от компании PACCAR (США).
Стоимость сделки оценивается в 250 млн евро. Министерство обороны Бельгии приняло решение о приобретении военных автомобилей CF 9 декабря 2020 После анонса тендера начался трехмесячный срок для возможных жалоб конкурентов. Действительно, 23 декабря итальянская компания Iveco подала жалобу. Однако Брюссель отверг ее, безоговорочно сделав ставку на продукции автомобилестроителей из Чешской республики.
Компания «Татра» имеет долгую историю создания военной техники. Она поставляла военные машины еще армии Австрийской империи в первую мировую войну. Затем эта техника попала в арсенал вермахта, поскольку чешские предприятия после захвата страны перешли под немецкое управление. После второй мировой войны продукция фирмы «Татра» была широко известна в войсках Варшавского договора.
Наиболее известными представителями грузовиков марки «Татра» в середине прошлого века стали четырёхосные армейские грузовики, получившие обозначение Tatra 813 8x8 и прозвище Kolos. Они имели грузоподъёмность 8,2 т, могли буксировать прицепы массой до 100 т, их оснащали 250-сильным дизелем типа V12 с воздушным охлаждением. Машины с бортовой платформой и четырёхдверной кабиной применялись в качестве тягачей артиллерийских орудий и прицепов-тяжеловозов, а грузовики с короткой кабиной служили для перевозки понтонного парка PMS (чехословацкий аналог советского парка ПМП), а также как шасси для мостоукладчика ST-50 и реактивной системы залпового огня RM voz. 70 (этот вариант советского «Града» был с бронированной кабиной). Тягачи и реактивные установки имелись и в армии ГДР.
В 1983 г. на смену грузовикам серий 148 и 813 пришли бескапотные машины семейства 815 с более широким ассортиментом моделей, включая крановые шасси типа 10х8 с пониженным расположением кабины. Для армии Чехословакии выпускали военные грузовики Tatra 815 VVN 20 235 6x6.1R и 815 VVN 26 265 8x8.1R, тягач с четырёхдверной кабиной модели 815 VT 26 265 8x8.1R, а также шасси для реактивной системы залпового огня RM voz. 70/85, мостоукладчика АМ 50В и других надстроек. С 1987 г. лицензионную сборку армейских грузовиков Tatra 815 с формулой 6х6 и 8х8 вела в Индии фирма Bharat Earth Movers Limited (BEML).
Значительные инвестиции в производство чешских грузовиков сделали после завершения Холодной войны автомобилестроительные корпорации США. В частности, в 2001 г. американская фирма SDC International стала крупным владельцем акций предприятия. Для чешских грузовиков был открыт рынок Америки. Пентагон постарался использовать потенциал чехов для своих целей. Продавали военные грузовики в США подразделения фирмы American Truck Company. Фирма базировалось в штате Северная Каролина на заводе известного изготовителя строительной и землеройной техники Terex Corp., которой принадлежали две трети активов этого совместного предприятия. Но в 2013 году чешский бизнес сумел вернуть право владения старейшим оборонным предприятием страны. В Чехии компания «Татра» по праву считается настоящим национальным достоянием.
Георгий Коновалов
Читайте нас: