Мнение военных кругов Швеции по поводу военной угрозы с Востока выразила недавно контр-адмирал Эва Скуг Хаслум. От имени руководства ВМС Швеции она заявила во время телефонной конференции в Американском институте предпринимательства, что в ответ на действия России в Балтийском море и в других регионах Северной Европы Швеция будет заботиться об укреплении военной инфраструктуры и флоте. Обеспечение безопасности и свободы судоходства в этих водах является ключевым вопросом для Швеции.
Хотя Швеция не является членом НАТО, она поддерживает тесное партнерство с Североатлантическим союзом и пытается обеспечить полную совместимость своих вооруженных сил с натовскими. Скуг Хаслум подчеркнула важность связи в реальном времени и защиты коммуникаций от помех. Это особенно важно во время учений с участием военно-морских сил союзных стран. Несколько лет Стокгольм укрепляет свой оборонный потенциал.
По мнению шведских военных, в последние годы Москва неоднократно проводила серию провокаций против нейтральной Швеции. В 2013 году во время учений российский флот и авиация смоделировали нападение на свою территорию, при этом территориальные воды и воздушное пространство Швеции неоднократно нарушались самолетами и субмаринами РФ.
В начале 21-го века шведская армия переживала системный кризис. . Расходы на оборону были ограничены, а численность армии уменьшилась. Только аннексия Крыма и российская агрессия в Украине изменили отношение шведских властей к вопросам обороны. Тенденция усиления военного потенциала продолжается, в рамках оборонных планов на 2021–2025 годы предполагается, среди прочего, увеличение численности вооруженных сил с нынешних 60 000 до 90 000 военнослужащих. К 2025 году также планируется удвоить количество призывников, принимаемых на военную службу (сейчас 4 тысячи человек в год). Призыв восстановлен в 2018 году.
Особый интерес представляют планы дальнейшего расширения военной инфраструктуры на Готланде. В 2017 году Швеция приняла решение о возобновлении деятельности Готландского полка, ликвидированного в 2005 году. Спустя два года здесь планировалось разместить систему ПВО. Благодаря своему расположению Готланд имеет стратегическое значение: он позволяет отслеживать движение кораблей в Балтийском море. В случае гипотетического вторжения на шведскую территорию Готланд станет одним из пунктов высадки.
Кроме того, шведы пытаются усилить военный потенциал в северной части страны. Обсуждались, в частности, создание формирований, способных действовать в Арктике, и тесное взаимодействие шведских войск с армиями Норвегии и Финляндии.
Контр-адмирал Эва Скуг Хаслум
Ведется глубокая модернизации вооружений
То же самое и с надводными военно-морскими частями. Будут модернизированы пять корветов типа Visby. Они получат новые противокорабельные ракеты RBS15 Gungnir, новые торпеды и систему противовоздушной защиты. Это позволит им оставаться в строю до 2040 года. Кроме того, до конца 2030 года должны быть введены в эксплуатацию установки Visby нового поколения.
Военно-воздушные силы в ближайшие годы останутся на уровне ста самолетов, разделенных на шесть эскадрилий. Стоит отметить, что Швеция продлила срок службы истребителей Gripen C / D из-за высокой стоимости Gripen E, которые изначально предназначались для замены более старых машин в индивидуальном порядке. В конечном итоге к 2035 году шестьдесят эскадрилий Gripen E останутся пополненными двумя эскадрильями Gripen C / D.
Шведы планируют приобрести современные беспилотные системы и улучшить возможности противодействия кибератакам. С этой целью с декабря прошлого года работает Национальный центр кибербезопасности, цель которого является не только обеспечение публичного доступа в Интернет, но и предотвращение возможных хакерских атак и распространения фейковых новостей. Кроме того, в 2022 году будет создан новый орган психологической защиты личного состава армии и флота для противодействия враждебной пропаганде в СМИ.
Процесс укрепления вооруженных сил требует увеличения расходов на оборону. К 2025 году военный бюджет Швеции должен увеличиться на 27,5 миллиарда крон (12,1 миллиарда злотых) - на 40% по сравнению с 2020 годом. Изменение политики Стокгольма еще более заметно, если сравнить эти данные с 2014 годом - рост составил более 85%. Хотя эти цифры могут быть впечатляющими, они скорее являются признаком многолетнего пренебрежения и стагнации с точки зрения безопасности, а также меняющейся геополитической ситуации, вынуждающей принять срочные меры.
Шведы в своей оборонной стратегии придерживаются постулатов так называемого проекта тотальной обороны (Totalförsvaret). Предусматривается применение регулярных вооруженных сил и гражданской обороны. В части могут быть назначены все граждане в возрасте от 16 до 70 лет, которым можно поручить выполнение различных задач. Гражданская оборона включает в себя множество элементов, которые призваны обеспечить эффективную мобилизацию общества в случае вооруженного конфликта и других кризисных ситуаций. Она отвечает, в частности, за предоставление гражданам доступа к медицинскому обслуживанию, пище и питьевой воде, транспорту и электричеству, а также к почте и Интернету.
Одним из элементов гражданской защиты является система внешней независимой громкой связи, называемая Hesa Fredrik. Она существует с 1931 года и проходит испытания четыре раза в год в строго определенное время. Система предназначена для обеспечения источника надежной информации для гражданского населения во время конфликта. В 2018 году Агентство гражданской обороны (Myndigheten för samhällsskydd och beredskap) выпустило первое за тридцать лет руководство по гражданской обороне для граждан, в котором были обновлены многие вопросы безопасности.
Однако Стокгольм понимает, что в одиночку он не способен противодействовать любой возможной агрессии со стороны России. Поэтому тем важнее тесное сотрудничество со странами НАТО, в том числе с США.
Возобновление действий силами 2-го флота США и планы по усилению военного потенциала Америки в Арктическом регионе также увеличивают роль Швеции в политике Вашингтона. Командующий 2-м флотом отметил неспособность ВМС США поддерживать в регионе достаточные силы. Следовательно, чтобы эффективно противодействовать России или Китаю, необходимо усилить активность и сотрудничество союзников. Американцы будут координировать этот процесс на базе инфраструктуры дружественных стран. Это можно увидеть, например, в увеличении присутствия американцев в Норвегии.
Таков явный сигнал шведским властям к дальнейшей интенсификации процесса модернизации вооруженных сил с точки зрения оперативной совместимости с НАТО. В ноябре прошлого года были проведены шведско-американские военные учения, в ходе которых солдаты имели возможность сотрудничать в проведении асимметричных операций. Обе стороны симулировали партизанские и подрывные действия против вероятного оккупанта. Сценарий учений слишком красноречив в контексте действий России на Украине.
Стоит отметить, что Швеция тесно координирует свою оборонную политику с Норвегией и Финляндией. Хельсинки, в частности, нейтрален в подобной ситуации, находясь вне структур НАТО. В обеих странах продолжаются дебаты о нарушении нейтралитета и присоединении к Североатлантическому альянсу. В последние годы, наряду с агрессивными действиями России, количество сторонников такого решения значительно увеличилось, но теперь правительства обеих стран предпочитают тесное сотрудничество со странами альянса официальному вхождению в его структуры.
Инга Хэслер
Читайте нас: