Лента новостей

14:49
Наступление ВСУ в Курской области
14:37
ВСУ капитулировали в Курахово: потери колоссальны, наступление на Курск провалено
14:33
Британская армия тренируется уничтожать дроны радиочастотным оружием
14:22
Почему «Рождественское наступление» ВСУ может прийтись на Беларусь
14:11
Подписка ChatGPT Pro за $200 в месяц стала убыточной для OpenAI из-за слишком большой популярности
14:07
Уходящий Байден награждением Сороса медалью Свободы утвердил свою репутацию коррупционера и преступника
14:06
Дубинский назвал президента Украины и подписанта мирных соглашений
13:58
В Госдуме раскритиковали вывески на иностранных языках
13:45
Штрафбат, эпизод 1, часть 2
13:35
Инсульт «превратил в Отелло» 50-летнюю женщину
13:16
Медведев отреагировал на заявление Зеленского о презрении к русскому народу
12:58
В Одессе снесли памятник Высоцкому - Новости
12:54
Под Курском бойцы КНДР отбили атаку ВСУ: ВС РФ нанесли удар по тылам противника, уничтожив колонну бронетехники
12:42
Что происходит в вашем мозге, когда вы смотрите фильм? MIT впервые показывает, как мозг обрабатывает динамику фильма
12:26
Зеленский заявил о презрении к русскому народу
12:25
Нецензурная речь, адская смесь неонацизма и терроризма с наркотическим бредом — соцсети об интервью Зеленского
12:24
Политический кризис на Западе нарастает: премьер Канады и канцлер Австрии уходят в отставку
12:03
Юрий Подоляка, Крах обороны ВСУ: Российские войска прорвали фронт на нескольких направлениях, свежая сводка на 06.01.2025
11:36
Береза призвал Украину ударить по Патриаршим прудам в Москве
11:29
Альянс США и КНР включили в список «черных лебедей» 2025 года
11:25
Российская армия освободила Курахово
11:16
Герань теперь сама выбирает себе цель - новости
11:12
Шесть муниципалитетов Белгородской области подверглись обстрелам ВСУ за минувшие сутки
10:52
США хотя ввести санкции против танкеров, перевозящих нефть из РФ
10:50
Почему США заманивают всех в Африку
10:43
Politico представило список возможных «черных лебедей» 2025 года
10:42
Зеленский: Членство в НАТО сдержит Украину от нападения на РФ
10:32
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 06.01.2025
10:23
Алаудинов о разгроме ВСУ в Курской области
10:15
«Магматическая активность на древней Земле»: российские учёные заглянули в геологическую историю Ветреного пояса Карелии
10:07
Почему кожа крокодилов такая бугристая? Механическое формирование чешуи вместо генетики
09:51
Мазутная пленка в Крыму. Спутниковые снимки
09:50
Зеленский не исключил отказ от территорий в обмен на членство в НАТО
09:40
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 04.01.2025
09:39
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 05.01.2025
09:33
ООН с опозданием признала преступления Украины, или Хунта Зеленского всё ближе к виселице
08:43
Прорыв ВСУ в Курской области к Большому солдатскому - Новости
08:20
В КНДР выполнили пуск баллистической ракеты
07:55
Орешник меняет расклад сил в мире - новости
07:22
В Казахстане вслед за Китаем сообщили о случаях заражения метапневмовирусом
05:49
Выявлен неожиданный фактор риска радиационного излучения мобильных телефонов
05:13
Рычажные винтовки в новой ипостаси
05:05
Куда делась электрификация железных дорог второй пятилетки
03:11
Наступление на Курск провалилось: новости СВО от 6 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1047-й день спецоперации России на Украине
02:41
Средний долг россиян коллекторам упал до минимума за три года
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Новые возможности для науки. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

Новые возможности для науки. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»



Общий вид судна-платформы пр. 00903


18 декабря на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) состоялась церемония спуска на воду ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Уникальное судно пр. 00903 строится по заказу Росгидромета и в ближайшем будущем пополнит научный флот. С его помощью будут проводиться новые исследования Арктики, невозможные или чрезмерно сложные в текущих условиях.

В интересах науки


В 1937-2015 гг. наша страна развернула более 40 дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс», обеспечивших всестороннее исследование арктического региона. В последние годы такие станции не строятся из-за изменения климата и повышенных рисков. Тем не менее, был найден способ проведения исследований без угроз для полярников и материальной части.

В 2015-16 гг. КБ «Вымпел» и завод «Адмиралтейские верфи» начали проработку облика перспективного исследовательского судна-платформы для научно-исследовательской станции. В 2018 г. был готов аванпроект, что позволило перевести программу строительства на новую стадию.


"Северный полюс" на слипе, 18 декабря 2020 г.

19 апреля 2018 г. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и «Адмиралтейские верфи» подписали контракт на разработку технического проекта ледостойкой самодвижущейся платформы «00903» с последующим строительством такого судна. Стоимость работ оценили почти в 7 млрд руб. Сдача готовой платформы ожидалась до конца 2020 г.

Строительство судна запустили в конце 2018 г. 10 апреля 2019-го состоялась торжественная церемония закладки. Платформа получила имя «Северный полюс». Весной этого года стало известно, что заказчик скорректировал свои требования. Необходимость доработки проекта и выполнение подобных изменений привели к росту стоимости проекта на 2-2,5 млрд руб. и к смещению сроков сдачи платформы на конец 2022 г.


Строительство научно-исследовательского судна продолжилось и к настоящему времени перешло на новую стадию. 18 декабря состоялся спуск корпуса на воду. Сейчас «Северный полюс» находится у причальной стенки, где осуществляется достройка. Эти работы завершатся не ранее следующего года, а в 2022-м планируется выполнить все необходимые испытания.

Технический облик


К проекту 00903 предъявлялись специфические требования, что привело к формированию необычного облика платформы. Так, судно должно иметь возможность преодоления льдов, а также длительного дрейфа вместе с льдинами в любое время года. Предъявляются высокие требования по автономности. Кроме того, на борту платформы необходимо разместить большое количество разнообразного научного оборудования. По сути, предусматривается строительство самоходного научно-исследовательского центра с широкими возможностями.


По проекту, «Северный полюс» имеет длину 83,1 м, ширину 22,5 м и водоизмещение ок. 10,4 тыс.т. В связи с особыми условиями службы судно получило корпус оригинальной конструкции. Его нижняя часть имеет яйцеобразную форму, предотвращающую зажатие льдами и разрушение. Предусматриваются высокие борта; выраженная крупная надстройка отсутствует. Платформа в целом имеет ледовый класс Arc5 – самостоятельное плавание в однолетних льдах толщиной до 1 м. При этом корпус соответствует классу Arc8, что позволяет самостоятельно работать во льдах толщиной до 2-3 м.

Платформа получит неатомную энергоустановку мощностью 4200 кВт. Движение обеспечат две винто-рулевые колонки в корме и носовое подруливающее устройство. Максимальная скорость превысит 10 узлов. Движение во льдах возможно как за ледоколом, так и самостоятельно. За счет большого запаса горючего на борту и в связи со специфическими режимами работы энергоустановки автономность по топливу доведена до 2 лет.


На борту «Северного полюса» разместят несколько лабораторий разного назначения. Судно сможет проводить геологические, геофизические, океанографические, акустические и иные исследования. Также судно сможет нести вертолет Ми-8АМТ в арктическом исполнении, катера и другую технику.

Собственный экипаж судна – 14 чел. Еще 34 человека составят научную группу. Они смогут работать в режиме полярной станции в течение длительного времени. Безопасные и комфортные условия проживания и работы будут обеспечены при температурах воздуха до -50°C.

Значение для науки


Вместе с перспективной ледостойкой самодвижущейся платформой Росгидромет получит ряд новых возможностей по проведению исследований в суровых арктических условиях. В своей главной роли «Северный полюс» станет заменой для одноименных дрейфующих станций на льдинах, имеющей значительные преимущества перед ними.


Стандартный сценарий использования самодвижущейся платформы весьма интересен. Судно, самостоятельно или с помощью ледокола, должно будет выходить в заданную точку и ложиться в дрейф. Без ущерба для конструкции оно сможет вмерзнуть в лед и осуществлять дальнейшее плавание вместе с ним. Такой дрейф может продолжаться до двух лет, после чего платформа вновь включит двигатели и отправится на базу. При необходимости судно сможет принимать или отправлять вертолеты с грузами и пассажирами.

Самодвижущаяся платформа в роли базы для исследовательской станции имеет очевидные преимущества перед льдиной. Она отличается безопасностью, предсказуема и управляема. Кроме того, на судне можно с большим удобством и эффективностью разместить большее количество научной аппаратуры, а также обеспечить его энергоснабжение и полноценную работу. Наконец, проще организовать должный комфорт работы экипажа и ученых.


«Северный полюс» является уникальным судном. Специализированная платформа для организации дрейфующих станций создается впервые не только в нашей стране, но и в мире. Подобная новизна прямо связана с рядом преимуществ. В то же время, она приводит к определенным рискам и затруднениям. Так, окончательный облик платформы удалось сформировать не сразу, а его корректировки привели к сдвигу сроков и росту стоимости строительства.

Ожидаемое будущее


Несколько дней назад ледостойкую самодвижущуюся платформу нового проекта спустили на воду и отвели на достройку у стенки. В ближайшее время «Адмиралтейские верфи» установят на судно все оставшееся оборудование, в т.ч. научного назначения, а затем выведут его на ходовые испытания. Эти мероприятия планируется завершить до конца 2022 г., после чего готовый «Северный полюс» передадут Росгидромету.

Уже в 2023 г. новое научно-исследовательские судно может отправиться в свою первую экспедицию. Весьма вероятно, ученые используют его главные возможности и возобновят практику развертывания дрейфующих станций. В отдаленном будущем следует ожидать возобновление длительной и регулярной работы подобных научных объектов, невозможной в нынешних условиях.


Очевидно, что платформа пр. 00903 способна не только дрейфовать со льдами. С помощью «Северного полюса» можно будет организовывать любые другие научные экспедиции с целью всестороннего изучения Арктики. Вероятно, особое внимание будет уделяться исследованиям, обеспечивающим экономическое освоение региона. Кроме того, результаты научной работы могут быть полезными и для военного ведомства, которое отвечает за защиту северных рубежей.

Таким образом, уже сейчас, за два года до ожидаемой сдачи, ясно, что новое научно-исследовательское судно-платформа не будет простаивать без дела. Росгидромет, самостоятельно и в сотрудничестве с другими ведомствами, будет проводить массу экспедиций разного рода. Строящийся «Северный полюс» станет отличным дополнением для существующего научно-исследовательского флота и серьезно расширит его возможности.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх