5 марта на сайте государственного агентства Укринформ увидела свет скорбная заметка. Она начиналась так: «В этот день, 70 лет назад, ушел из жизни Роман Шухевич (1907-1950), выдающийся украинский политический, военный деятель. Главнокомандующий Украинской Повстанческой Армии (УПА), численность которой достигала ста тысяч человек, председатель Генерального секретариата Украинского главного освободительного совета (УГОС), председатель провода Организации Украинских Националистов (ОУН) в Украине».
Печальную, поистине трагическую для свидомых и щирых громадян, прежде всего – современных бандеровцев, дату отметили и в других СМИ Украины. Например, издание «Обозреватель» сообщает читателям, в частности, следующее: «Роман Шухевич родился 30 июня 1907 года во Львове. В 1923 году он вступил в ряды националистического подполья УВО (Украинская военная организация), а уже через шесть лет присоединился к Организации Украинских Националистов. Он быстро вырос до Главнокомандующего Украинской Повстанческой Армии (УПА), был председателем Генерального секретариата Украинского главного освободительного совета и председателем провода ОУН в Украине».
Интересно: «присоединился» и «быстро вырос». И ни слова о «знаменательных» вехах в биографии Шухевича на протяжении 14 лет – с 1929-го, когда он стал членом ОУН, и по 1943-й, год вступления в должность главкома УПА. Впрочем, и до этого периода в жизненном пути сына судьи, выносившего вердикты в соответствии с законодательством Австро-Венгерской империи на ее восточной окраине – Галиции, имело место еще одно важное событие. И поскольку, по мнению Укринформа, «Шухевич остается большим раздражителем для потомков сталинских пропагандистов, которые время от времени фабрикуют все новые и новые псевдосенсационные дела о «зверствах бандеровцев», пытаясь хоть как-то очернить образ Героя Украины», приведем выдержку из книги польского историка Гжегожа Мотыги «Волынь’43».
В 1926 году, отмечает Мотыга, Шухевич «убил польского просветителя, педагога, общественного деятеля Станислава Собиньского. Это покушение можно считать поворотным пунктом в его жизни». Что правда, то правда. С той поры душегубство перестало быть табу для Шухевича.
“На третьем съезде ОУН-Б, созванном по инициативе Шухевича, было решено развернуть подрывные акции в тылу Красной Армии”
«Неудивительно, – продолжает Мотыга, – что в ОУН Шухевичу доверили, если можно так сказать, фронт текущей борьбы, то есть проведение террористических акций. В 1931 г., узнав от настоятельницы монастыря сестер-василианок (монахини ордена святого Василия Великого Украинской греко-католической церкви – А.У.) из Трускавца, что депутат Тадеуш Голувко находится там в отпуске, он принял решение о его убийстве... Затем он лично руководил организацией покушения... Убийство депутата, известного своими усилиями по достижению соглашения между поляками и украинцами, шокировало жителей Галиции и было осуждено Украинским парламентским представительством в Сейме Второй Речи Посполитой, а также в среде эмигрантов-петлюровцев... Однако Шухевич и другие члены ОУН считали Голувко «особо опасным врагом», который «отравил украинскую жизнь желанием смириться с вражеской оккупацией».
Кстати, именно за «сотрудничество» уже с «советскими оккупантами» во второй половине 1940-х начале 1950-х годов погибли от рук подчиненных Шухевича в западных областях Украины многие тысячи украинцев – как местных, так и приехавших с востока УССР помогать восстанавливать после окончания Великой Отечественной пострадавший от войны край. Столь же опасным врагом, как Голувко, числился у оуновцев и разоблачавший их преступления писатель Ярослав Галан, убитый в 1949-м во Львове...
О «деяниях» Шухевича и возглавляемых им формирований бандеровцев в «Обозревателе» сказано кратко: «На протяжении семи лет Роман Шухевич возглавлял антикоммунистическое движение на западноукраинских землях, воевал против немецких оккупантов и успешно противостоял советским спецслужбам».
Непонятно, как сочетается антикоммунизм и борьба с германским нацизмом, искоренявшим марксизм-ленинизм каленым железом. А главное, ничего не говорится о сотрудничестве Шухевича с абвером, о присвоении ему гитлеровцами чина капитана, о должности политического руководителя в разведывательно-диверсионном батальоне «Нахтигаль», бойцы которого участвовали во Львовском еврейском погроме летом 1941-го, в уничтожении тогда же и там же представителей польской интеллигенции, о службе в 201-м полицейском батальоне, отличившемся в карательных операциях на территории Белоруссии, о наградах, полученных от немцев.
Современные украинские историки пытаются отмазать нахтигалевцев от тех страшных преступлений. Хотя то, что они совершались, доказал, в частности, не только доктор исторических наук львовянин Виталий Масловский (64-летний ученый скончался 27 октября 1999 года от черепно-мозговой травмы и перелома шейного участка позвоночника, вызванных падением в лестничный пролёт собственного дома), но и его младший коллега – канадец украинского происхождения Джон-Пол Химка, израильский центр изучения Холокоста «Яд-Вашем».
В августе 1943-го на третьем съезде ОУН-Б (сторонников Степана Бандеры, не признававших оуновцев – соратников Андрея Мельника), созванном по инициативе Шухевича, было решено развернуть подрывные акции в тылу наступающих войск Красной Армии и заодно оправданы «перегибы» при проведении Волынской национальной революции – так именовалось истребление поляков в бывших восточных кресах Речи Посполитой.
Сей факт, естественно, не упомянут ни в названных выше СМИ, ни экс-и.о. министра здравоохранения Украины гражданкой США Ульяной Супрун, завершившей посвященный главкому УПА опус заявлением: «Нам очень нужны такие лидеры, как Шухевич».
В заключение – рассекреченный документ из Центрального архива Федеральной службы безопасности РФ.
«Совершенно секретно. Записка по «ВЧ»
Министерство Государственной безопасности Союза ССР товарищу Абакумову В.С.
Министру Государственной безопасности УССР генерал-лейтенанту товарищу Ковальчуку Н.К.
Докладываем, что в результате ряда агентурно-оперативных мероприятий и проведенной чекистско-войсковой операции 5 марта с.г. в 8.30 утра в селе Белогорща Брюховецкого района Львовской области при попытке захвата оказал вооруженное сопротивление и был убит известный организатор и главарь банд оуновского подполья в западных областях УССР Шухевич Роман, известный под кличками «Генерал Тарас Чупринка», «Тур», «Белый», «Старый», «Отец» и др., и захвачена живой его ближайшая помощница в подполье Дидык Галина, которая имела в подполье клички «Липа», «Гася» и др. Кроме того, 3 марта с.г. в 19 часов в г. Львове захвачена личная связная Р. Шухевича Гусяк Дарина, кличка «Дарка».
В ходе активного допроса 3 и 4 марта с.г. «Дарка» отказалась указать места укрытия Шухевича и уводила наше внимание в другую сторону.
В связи с этим была разработана и проведена комбинация и в 22.00 4 марта с. г. стало известно село, где скрываются Шухевич и Дидык.
В 8.00 5 марта с. г. село Белогорща было окружено, а дома переселенки Хробак Наталии и ее сестры Анны блокированы.
В 8.30 у жительницы села Белогорща Хробак Анны Шухевич и Дидык были обнаружены.
Наша группа, которая вошла в дом, приступила к операции, в ходе которой Шухевичу было предложено сдаться.
В ответ на это Шухевич оказал вооруженное сопротивление, открыл огонь из автомата, которым убил майора Ревенко – начальника отделения Управления 2-Н МГБ УССР, и, несмотря на принятые меры к захвату его живым, во время перестрелки был убит сержантом 8 СР 10 СП ВВ МГБ.
Во время операции Дидык проглотила ампулу с ядом, которая находилась у нее во рту, но благодаря принятым мерам была спасена.
В доме, где проживал Шухевич, было обнаружено большое количество документов, имеющих большое оперативное значение: шрифты и коды для связи с главарями оуновского подполья, паспорт, военный билет и др. документы на имя Полевого Ярослава.
Труп Шухевича был предъявлен для опознания: его сыну Юрию, который содержится во внутренней тюрьме УМГБ во Львовской области; его бывшей сожительнице, одной из активных участниц оуновского подполья Зарицкой Екатерине и бывшему хозяйственному референту Центрального «Провода» ОУН – Благий Зиновию.
Все они сразу и без всяких колебаний опознали в трупе Шухевича.
Генерал-лейтенант Судоплатов
Генерал-майор Дроздов
Полковник Майструк»
Читайте нас: