Лента новостей

19:33
Группа «Сафмар» в марте поставит Белоруссии 300 тысяч тонн нефти
19:30
Греф рассказал, повлияет ли коронавирус на Сбербанк
19:27
»Сафмар» планирует поставить в Белоруссию 300 тысяч тонн нефти
19:21
Жээнбеков рассказал, как воспринял отставку Медведева
19:18
Бывший посол Ирана в Ватикане скончался от коронавируса
19:15
Организаторы Евровидения следят за ситуацией с коронавирусом
19:12
В Греции от сезонного гриппа умерли 77 человек
18:54
Февральская бойня на Майдане-2014: разрушен ещё один миф «революции достоинства»
18:48
Про украинский план по возвращению Крыма
18:27
Европейская комиссия против расизма и нетерпимости подвела итоги 2019 года
18:21
Россия начинает «дребезжать»
18:15
Эпидемия перекинулась на «черное золото»
18:09
Россияне массово отказываются от банковских вкладов: копить нечего
18:03
Правительство России может смениться второй раз за год
18:00
Трамп подал в суд на журналистов из-за России
17:57
Раскрыт тайный план Лукашенко: «Белоруссия хочет богатеть за счет России»
17:54
Запад использовал Ходорковского для санкционного маневра
17:33
В СК РФ расследуют убийство подруги фигурантов дела «Сети»
17:30
Межевич: Союзники Германии во Второй мировой войне реабилитируют фашизм
17:27
Ганжара: политики США спекулируют на теме Крыма
17:15
Литреев не сможет стать новым Голуновым
17:09
Турецкие военные атаковали российский Су-34 в небе Сирии
17:06
Российский спецназ валит боевиков в Сирии
16:54
Американский демократ Сандерс обвинил Нетаньяху в расизме
16:47
По отношению к российским пользователям Facebook действует предвзято
16:30
Друг террористов Денис Коротков должен получить по заслугам
16:21
Украинец представит Россию на Евровидении-2020
16:18
Коронавирус из Италии добрался до Дании, России и Эстонии
16:15
Амбарная книга Зеленcкого. «Слугам народа» доплачивают к зарплате из Аграрного фонда
16:12
Обнародованы доказательства: «беркутовцев» начали убивать раньше, чем майдановцев
16:09
Белоруссия нашла альтернативу российской нефти — азербайджанскую
16:06
Лукашенко заявил о готовности к реальной интеграции с Россией
16:03
«Отказалась признать Россию агрессором». Ветераны «российско-украинской войны» изгнали Наталью Королевскую из Львовской ОГА
16:00
На Харьковщине устроили коридор позора школьнику, посмевшему явиться в школу не в вышиванке
15:57
Путин напомнил Киеву о погашении Россией зарубежных долгов УССР
15:54
Кулеба заявил, что «оккупация территорий» - не помеха вступлению Украины в НАТО
15:48
Петербургские школьники поздравят учителей с 8 марта шестиметровой открыткой-картиной
15:47
Либеральные СМИ отмаливают насильника Сагынбаева из «Сети»
15:45
Онищенко заявил о погашенном очаге распространения коронавируса в Китае
15:36
Валуев и Боярский призвали граждан не хранить данные на ресурсах Facebook
15:30
Серуканов назвал присваивание «оппозицией» роспуска кабмина РФ «бреднями» Навального
15:27
Эксперты оценили шансы на продление СНВ-III в 2020 году
15:24
ЦБ установил официальные курсы доллара и евро на 28 февраля
15:22
Российские власти серьезно подошли к решению проблем экологии
15:21
Энергоэксперт Анпилогов назвал причины интереса США и Великобритании к нефти из РФ
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 


Мировое обозрение » Флот » «Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?

«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?



Атомный "Лидер" за работой. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru

15 января правительство приняло постановление о строительстве головного атомного ледокола пр. 10510 «Лидер». Проект уже готов, и в этом году открывается финансирование строительства. Через несколько лет судно встанет в строй и даст нашей экономике новые возможности на арктическом направлении. Все эти результаты будут получены благодаря применению современных технологий и перспективных решений.

Участники и сроки


Проектирование перспективного атомного ледокола пр. 10510 / «Лидер» / ЛК-120Я стартовало несколько лет назад и велось силами нескольких организаций. Головным разработчиком стало ЦКБ «Айсберг». ОКБМ им. И.И. Африкантова отвечало за разработку ядерной энергоустановки. Часть исследовательских и проектных работ взял на себя Крыловский государственный научный центр. Эти организации не впервые объединяются для создания нового судна, но на этот раз им предстояло разработать особо масштабный проект.



К настоящему времени почти все основные работы завершены. В течение нескольких лет проводились различные испытания и проектирование. К примеру, с 2017 г. КГНЦ неоднократно проводил испытания модели корпуса ледокола с имитацией различных условий и разной толщины льда. Опытные изделия успешно справлялись с поставленной задачей и проводили за собой модели танкеров.

В соответствии с постановлением правительства №11 от 15 января 2020 г., государственным заказчиком нового строительства назначена госкорпорация «Росатом». Застройщиком назначено ФГУП «Атомфлот», отвечающее за эксплуатацию всего российского флота атомных ледоколов. Судно заложат на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне.


Архитектура энергоустановки. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru

Бюджетные инвестиции в строительство головного «Лидера» начнутся уже в этом году. График финансирования запланирован на 2020-27 гг. Соответственно, сроком сдачи судна назначен 2027 г. Общая сумма расходов на ледокол – 127 577 млн рублей.

Технические особенности


Задачей «Лидера» станет круглогодичная работа на Севморпути с целью обеспечения навигации и проводки военных, торговых или научных судов. С этим связан ряд характерных технических требований, выполнение которых связано с применением современных и перспективных технологий.

В соответствии с техническим заданием, ледокол пр. 10510 должен преодолевать при постоянном движении с минимальной скоростью льды толщиной не менее 4 м. Для льдов толщиной 2 м скорость постоянного хода задана на уровне 12 узлов. Необходимость проводки крупнотоннажных судов привела к высоким требованиям по ширине корпуса. Также требовалось обеспечить высокую автономность по запасам и срок эксплуатации в 40 лет.

Согласно проекту, новый атомный ледокол должен иметь длину 209 м при максимальной ширине ок. 48 м. Полное водоизмещение – более 71 тыс.т. Как и другие суда своего класса, «Лидер» получает характерную высокую надстройку. Носовая палуба выполнена закрытой. На корме организуется вертолетная площадка; там же имеются места для установки специального оборудования или вооружения.


Во льдах. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru

Энергоустановка для пр. 10510 строится на основе двух водо-водяных реакторов РИТМ-400 с тепловой мощностью по 315 МВт. Реактор нового типа создан на основе изделия РИТМ-200 для ледоколов типа ЛК-60Я. При максимальной унификации с предшественником, РИТМ-400 имеет вдвое большую мощность. Ресурс – 40 лет при необходимости замены топлива через 5-7 лет.

Электроэнергия от ЯЭУ будет поступать на четыре двигателя, приводящие в движение четыре гребных винта постоянного шага. Общая мощность на валах – 120 МВт. Судно сможет развивать максимальную скорость до 22-24 узлов (на чистой воде); прокладка каналов будет осуществляться на меньших скоростях. Дальность плавания – практически неограниченная.

Судно получит комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Также будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и т.д.

В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана. За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи. Также не исключается возможность установки вооружения – при наличии соответствующих угроз.


Испытания модели ледокола, 2017 г. Фото АО "ОСК" / aoosk.ru

Управлять судном будет экипаж из 130 человек. При необходимости ледокол сможет взять на борт научную группу или других пассажиров. Автономность по запасам провизии задана на уровне 8 месяцев. Как и другие отечественные атомные ледоколы, новый «Лидер» будет отличаться улучшенными бытовыми условиями для экипажа и пассажиров.



Проект 10510 / ЛК-120Я предусматривает строительство самого крупного и тяжелого атомного ледокола в отечественной и мировой практике. Такое судно будет существенно крупнее и в разы тяжелее других современных ледоколов, что обеспечит преимущества в основных характеристиках. По сути, в распоряжении «Атомфлота» появится уникальный инструмент для решения особых задач в суровых условиях Арктики.

Впрочем, строительство ледоколов «Лидер» может быть связано с известными затруднениями. Проект весьма сложен и требует совместных усилий целого ряда отраслей. Кроме того, он предъявляет особые требования к судостроителям. Наконец, новые суда отличаются рекордной стоимостью. Для сравнения, строящиеся сейчас ледоколы пр. ЛК-60Я стоят порядка 50 млрд рублей.

Польза для экономики


Еще несколько лет назад, до завершения разработки пр. 10510, стали известны цели и задачи нового ледокола. Кроме того, активно обсуждался его потенциал и влияние на морские перевозки в Арктике. По разным расчетам, атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. Появление нескольких таких судов еще больше скажется на экономике.

Выгодное сочетание основных характеристик и габаритов позволит «Лидеру» проводить через льды суда шириной до 35-40 м и дедвейтом до 180-200 тыс.т. В первую очередь, ожидается проводка танкеров или газовозов ледового класса. В зависимости от разных условий, прохождение судов по всей длине Севморпути за ледоколом пр. 10510 будет занимать не более 15-20 суток.


Макет будущего "Лидера". Фото ЦКБ "Айсберг" / iceberg.sp.ru

Таким образом, появление нового тяжелого атомного ледокола позволит ускорить перевозки по Севморпути и оптимизировать их экономическую составляющую. В конечном итоге это положительно скажется на общем грузообороте. Наша страна сможет нарастить свои перевозки и торговлю, а также заработать на обеспечении прохождении чужих судов.

Согласно известным расчетам, оптимальные показатели Севморпути могут быть получены при наличии трех атомных ледоколов типа «Лидер». Строительство двух серийных судов пока относят к отдаленному будущему – их служба начнется не ранее тридцатых годов. Получение трех тяжелых ледоколов позволит «Атомфлоту» реализовать все преимущества как самих судов, так и стратегически важных арктических маршрутов.

Ледоколы будущего


«Лидеры» смогут повлиять на экономику только в отдаленном будущем, а пока главной задачей промышленности является подготовка к строительству головного судна. Этот процесс уже завершается, и вскоре начнутся работы по сборке первых агрегатов корпуса будущего ледокола. Строительство завершат в середине десятилетия, затем проведут необходимые испытания и передадут ледокол заказчику. К моменту его сдачи в 2027 г. промышленность должна начать строительство двух серийных судов.

По результатам этого строительства к середине тридцатых у нашей страны будет три выдающихся во всех отношениях ледокола – не считая ряда других современных судов этого класса. В основе ожидаемых результатов будут лежать самые новые и перспективные технологии и наработки в разных областях. Именно они будут определять будущее Севморпути и освоения Арктики в целом.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?"


Напишите ваш комментарий к статье "«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх