Лента новостей

21:36
Эксперт рассказал, чем может ответить Россия на новые санкции США
21:32
Проект «Варан» и его технологии: задел на будущее
21:26
Баллада о «винчестере»: «Марлин» против «Винчестера»
21:20
Американские «Шершни» ушли в утиль
21:16
Весёлые картинки Warspot: как построить «Либерейтор»?
21:12
Стали известны подробности о "дворце Лукашенко" в белорусской деревне
21:10
Украина потребовала от США введения новых санкций против "СП-2"
21:08
Киев ввел в действие решение СНБО о двойном гражданстве для украинцев
20:56
Лунный пейзаж: реакция ВКС РФ на действия протурецких боевиков
20:48
Китай хотел приобрести авиабазу в Финляндии
20:46
«Полицейский» из Косово расстрелял группу горанцев – есть раненые
20:14
«Украиной управляет Семипосольщина» — Сергей Марков
20:06
В России глобальные IT-компании могут обложить «цифровым налогом»
20:04
Британия и США готовят новые антироссийские санкции
19:58
Власти Украины заверили, что никогда не зарегистрируют российскую вакцину от COVID-19
19:56
Италия первой в Европе заблокировала поставки вакцины от COVID в другую страну
19:54
Венгерский премьер предложил правым силам Европы объединиться
19:52
Лукашенко рассказал, что бы сделал, если бы был диктатором
19:50
Еврокомиссия разрешила странам ЕС закупать российскую вакцину
19:44
Зеленский лишил Саакашвили должности
19:42
Цена барреля Brent преодолела рубеж в $69
19:40
Российские биатлонисты в невероятной эстафете завоевали «серебро»
19:38
Jeep заявил о готовности отказаться от названия Cherokee
19:36
Деятельность Байдена одобряют 60% жителей США
19:32
Столетние заветы российского режима
19:28
Первым планшетом Apple с OLED-экраном станет 10,9-дюймовый iPad Air
19:26
SMIC получит доступ к американскому оборудованию, но не для передовых техпроцессов
19:24
Самые нелепые фейки либеральных СМИ
19:24
Volkswagen значительно ускорит переход на выпуск электромобилей
19:18
Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы
19:16
Страшная правда о президенте: NBC пришлось прервать выступление Байдена на полуслове
19:16
Симулятор ядерной бомбардировки: узнайте, что случится с вашим городом
19:14
Китайское оружие: мощное, современное, скопированное
19:08
Люксембург ратифицировал протокол об изменении налогового соглашения с Россией
19:06
Цена нефти Brent достигла $69 за баррель впервые с января 2020 года
19:04
Глава Газпрома обсудил сотрудничество в газовой сфере с белорусскими коллегами
19:00
Путин обсудил с СБ обеспечение интересов России в международной экономике и политике
18:58
В Кремле рассказали о сценариях защиты от санкций США против российского бизнеса
18:56
Медведев считает, что в России очень скромное представительство женщин во власти
18:52
Более 120 тыс. человек направят в российскую армию в ходе весеннего призыва
18:50
Вооруженные силы России получат первую партию техники на платформе Армата в 2022 году
18:48
Более 30 российских женщин-военнослужащих получили в 2020 году боевые награды
18:28
Николай Азаров: Трусливая власть Зеленского упрятала за решётку своего критика политолога Юрия Дудкина
18:26
В Ивано-Франковской области обезглавили памятник Шевченко
18:24
Глава Минздрава анонсировал появление на Украине «воздушной скорой помощи» для каждого гражданина
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Мировое обозрение » Флот » Экраноплан «Чайка-2»: в ожидании заказчика

Экраноплан «Чайка-2»: в ожидании заказчика



На днях в Севастополе прошло совещание, в ходе которого руководители страны и вооруженных сил обсудили перспективы развития военно-морского флота. Также состоялась выставка перспективных образцов разного рода, способных представлять интерес для ВМФ. Вместе с прочими образцами руководству страны показали экраноплан А-050-742D «Чайка-2». Эта разработка уже не первый год фигурирует на выставках и получает высокие оценки, но пока не дошла даже до испытаний.

История проекта


Проект А-050-742D «Чайка-2» в его нынешнем виде стал результатом сотрудничества Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК) и НПП «Радар ММС». В рамках этой кооперации ЦКБ по СПК отвечает за разработку основных элементов экраноплана, а «Радар ММС» работает над созданием комплекса бортового оборудования.



Работы по проекту экраноплана А-050 «Чайка-2» стартовали около десяти лет назад. Материалы по этой разработке впервые представили еще в 2011 г., и с тех пор макеты характерного вида регулярно появлялись на основных отечественных выставках. Утверждалось, что при наличии заказа первый образец новой машины можно будет построить уже в середине десятилетия.

В дальнейшем ЦКБ по СПК представило несколько новых модификаций «Чайки-2». Многоцелевой образец для ВМФ мог стать базой для пассажирской машины с возможностью перевозки до 100 человек на расстояние в несколько тысяч километров. Параллельно шла разработка экраноплана А-080 с более высокими техническими характеристиками.


В 2017 г. впервые показали материалы по очередной модификации экраноплана с обозначением А-050-742D. В создании этого проекта участвовало НПП «Радар ММС». В ходе первого показа утверждалось, что строительство опытной «Чайки-2» новой модификации может быть выполнено уже в 2019-2020 гг.

Несколько дней назад уже известный макет экраноплана А-050-742D «обр. 2017 г.» вновь показали потенциальному заказчику в лице военного и политического руководства страны. Несмотря на высокие оценки и смелые планы организаций-разработчиков, реальные перспективы образца не определены. Более того, остается неясным будущее всего направления экранопланов.

Особенности проекта


Экраноплан А-050-742D «Чайка-2» представляет собой машину характерного облика, способную решать широкий круг задач. Он позиционируется в качестве служебно-разъездного, транспортного, санитарного и т.д. средства. По сути, речь идет о платформе с возможностью установки различного оборудования для разных работ. Экраноплан предлагается использовать на озерах и водохранилищах, а также в прибрежных районах морей. Не исключается использование над ровными заснеженными участками.

Весьма интересна предлагаемая конструкция экраноплана. Все проекты линейки А-050 предлагают использование аэродинамической схемы биплана с крыльями разной формы. Нижняя плоскость должна иметь небольшую стреловидность, тогда как верхняя выполняется прямой и отличается меньшей длиной хорды. Хвостовое оперение выполнено в виде двух килей с незначительным развалом, на которых установлен стабилизатор.


Ранее упоминалось, что «Чайка-2» должна получить набор из четырех двигателей – двух стартовых и двух маршевых. В носовой части фюзеляжа предлагалось поместить два турбореактивных Р-195, используемых при разгоне и взлете с воды. На боковых пилонах, на уровне кабины, помещены гондолы с турбовинтовыми ТВ7-117СМ, отвечающими за полет.

По проекту машина имеет длину 34,8 м при размахе крыла 25,35 м. Полное водоизмещение / взлетная масса – 54 т. Грузоподъемность определена на уровне 9 т. При полете у экрана крейсерская скорость составляет 350 км/ч, при подъеме выше – 450 км/ч. Максимальная дальность при использовании экрана – 5 тыс. км. Взлет и посадка возможны при высоте волны до 1,5 м; полет – без ограничений. При необходимости машина может совершать полет на высотах до 3 км, однако в этом случае теряются преимущества, связанные с использованием экрана.

Планы и реальность


Экраноплан «Чайка-2» демонстрировался на выставках с 2011 г., и организация-разработчик постоянно говорила о его преимуществах и больших перспективах. Отмечалось, что такой образец техники может быть интересен российским вооруженным силам и гражданским структурам, в т.ч. коммерческим. В качестве потенциальных заказчиков также назывались другие государства. Даже упоминались переговоры с возможными покупателями из третьих стран.

Однако за прошедшие годы принципиальных изменений не произошло. Макет изделия А-050-742D показывают на выставках и дают ему высокие оценки, но строительство реального экраноплана до сих пор не начиналось. Более того, до конца не ясно, удастся ли запустить его в ближайшем будущем. Перспективы проекта в целом пока туманны и оставляют массу вопросов.


Причины всего этого очевидны. Военное ведомство и различные гражданские структуры пока не видят необходимости в срочной закупке и внедрении экранопланов. Техника этого класса отличается специфическим обликом, а также имеет характерные плюсы и минусы. Вследствие этого ее внедрение в существующих структурах может быть сложным и далеко не всегда целесообразным.



Впрочем, возможность разработки, строительства и принятия на вооружение новых экранопланов полностью не исключена. Еще несколько лет назад стало известно о планах Минобороны изучить тему боевых экранопланов с ударным ракетным вооружением. Однако реализация таких проектов планировалась на отдаленное будущее – не ранее 2020 г. Указанные сроки уже подошли, но новые сообщения на эту тему пока не поступали. Вполне возможно, что от направления экранопланов вновь отказались.

Таким образом, российские структуры, рассматриваемые в качестве возможных заказчиков, пока не проявляют реальный интерес ко всему направлению экранопланов. Из-за этого новые проекты год за годом демонстрируются на выставках, но не доходят до полноценной реализации. Пока это в полной мере относится и к совместному проекту ЦКБ по СПК и «Радар ММС» А-050-742D «Чайка-2».

Возможности «Чайки-2»


Однако, несмотря на отсутствие интереса со стороны заказчиков, разработчики новой техники продолжают свою деятельность и совершенствуют свои проекты. На основании доступных данных можно представить, чем сможет заниматься «Чайка-2» в случае получения заказа и запуска серийного производства.


В предложенном виде экраноплан А-050-742D является многоцелевым транспортным средством, способным брать на борт различную полезную нагрузку. Его можно рассматривать в качестве альтернативы или дополнения к транспортным (военно-транспортным) самолетам или судам малого водоизмещения. При этом экраноплан по разным характеристикам имеет преимущества как перед судами, так и перед самолетами.

Основной задачей экранопланов линейки А-050 должна быть перевозка людей или груза на значительные расстояния. Такие функции могут заинтересовать военных или гражданские структуры. Возможна установка различной аппаратуры для наблюдения, что позволит экраноплану вести патрулирование в интересах ВМФ или выполнять научный мониторинг. Осенью прошлого года отечественные СМИ сообщили о возможности применения «Чаек-2» в космической сфере. Так, при запусках с космодрома Восточный часть траектории ракет и кораблей должна пролегать над Тихим океаном. Экранопланы можно привлекать к участию в поисково-спасательных операциях.

Поводы для оптимизма


Отечественная промышленность в лице сразу нескольких предприятий работает над созданием новых проектов экранопланов. Однако основные заказчики, государственные и коммерческие структуры, пока не торопятся заказывать подобную технику. Вследствие этого целый ряд перспективных проектов, таких как А-050-742D «Чайка-2» пока реализован только в виде макетов и не продвигается дальше выставок.

Тем не менее, в сложившейся ситуации есть некоторые поводы для сдержанного оптимизма. ЦКБ по СПК им. Алексеева, «Радар ММС» и другие предприятия продолжают исследовательские и опытно-конструкторские работы, за счет которых сохраняют необходимые компетенции и нарабатывают новый опыт, а также создают различные варианты перспективных экранопланов. Таким образом, в будущем, когда появится реальный заказчик, они смогут в минимальное время завершить проектирование и запустить строительство. Однако появление заказчика, а вместе с ним и перспективы всего направления, пока под вопросом.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх