Весь интересующейся военным делом мир с интересом наблюдает за тем, как Россия теряет свой последний авианесущий корабль. Ну, может, и не теряет, но как-то так выходит, что скоро крейсеру придет все.
Между тем многие справедливо подмечают, что конец «Адмирала Кузнецова» — это конец
Но давайте посмотрим по порядку.
Весь год «Кузнецов» простоял на плановом ремонте. Говорят, после похода в Сирию отдыхал. Вообще, логично, 20 тысяч километров туда-сюда – это не за пивом сгонять.
А после планового ремонта «Кузнецова» в 2020 году ждал сухой док на заводе и капитальный ремонт.
В общем, все логично, надежность двигательной установки «Кузнецова» стала притчей во языцех, так что не удивительны такие планы совершенно.
Но увы, планы как бы сгорели.
12 декабря 2019 года при проведении сварочных работ на корабле искры и окалина подожгли какие-то нефтепродукты на палубе ниже. Прекрасно.
Вообще, в принципе, пожар на корабле/судне при проведении ремонтных работ – дело обычное. Если что-то варят, то всегда есть и искры, и окалина. Чем больше корабль, тем больше там возможность забардачивания и наличия в темных уголках чего-то, что запросто может загореться.
Вот на «Кузнецове» и загорелось.
Другой вопрос, почему к пожару оказались не готовы, вот это вопрос на миллион. Как получилось, что пожар с площади в 20 квадратных метров вырос по тысячи с лишним и никто не смог его ни локализовать, ни потушить. А между тем, если проводятся огневые работы, то просто обязательно надо иметь и огнетушители, и пожарные рукава, и инструкции…
Вот об инструкциях. Инструкции, особенно на флоте, писались кровью во все времена. Почему сегодня на них откровенно плюется, я не понимаю.
В итоге два человека погибли, два числятся пропавшими без вести, более десяти в разной степени сложности в больнице.
Для искорки от сварки – более чем роскошно, не так ли?
Многие начали рассуждать сегодня в ключе «отпустите на покой» и так далее. С заслуженной пенсией мы разберемся чуть позже, а пока просто поражаюсь количеству «источников», бросившихся рассказывать о том, какой плавучий утиль «Кузнецов».
И трубы в плохом состоянии, и де замерзает вода в холода, потому воду просто не подают в каюты, и гальюны не работают, и всего-то их 50 на 1900 человек, да и половина из них постоянно закрыта и не работает.
Короче, ужас, а не корабль.
Про ГЭУ уже молчим, это всем уже известно, что подымить «Кузнецов» может так, что у гринписовских уши в трубочку заворачиваются сами.
И ладно ГЭУ, тут проблем было в прошлом году подброшено, когда в Росляково утопили ПД-50. Да, сегодня все так миленько пишут «затонул». Почти что сам, взял вот и из вредности затонул.
Сам… Сам док не мог отключить подачу электроэнергии, слить и продать топливо из аварийных дизель-электростанций, продать кабели и тому подобное. Оставленный без электроэнергии док мог только повиноваться законам физики, то есть утонуть.
И, если цепочка выглядит так (а она выглядит именно так), простите, док УТОПИЛИ.
Такие же, простите, не читавшие инструкций, как и те, кто поджег «Кузнецова». И не смог потушить пожар, который теперь неизвестно какой ущерб нанес.
И – замечу – в обоих случаях не обошлось без человеческих жертв. Что тоже говорит о просто превосходных служебных качествах командования Северного флота в целом и «Адмирала Кузнецова» в частности. И дока ПД-50.
Кстати, отвлекусь. Больше года прошло, а док, как я понял, никто поднимать не собирается. Поставим галочку, да? И пойдем дальше.
Док однозначно мы сами не поднимем. Могли бы – год сопли не жевали бы в штабе Северного флота. Год прошел с момента катастрофы – все молчат, всех все устраивает. Значит, поднять не можем.
Ковальский, варианты?
А вариантов нет на самом деле.
Поднять сами не можем, но и позвать на помощь тоже не зовем. Почему? Наверное, потому, что союзников с таким оборудованием для подъема таких огромных сооружений (а док все-таки больше сооружение, чем судно) у нас нет. А звать наших вероятных партнеров в Росляково…
Боюсь, если те же норвежские специалисты и узнают какую-то страшную тайну, так это только размеры бардака, царящие на Северном флоте. Но – тоже по-своему военная тайна, да… И государственная.
Вот и целый год шли потоком какие-то невнятные заявления, что, дескать, ПД-50 затонул неудобно, на краю ямы лежит, и может в любой момент сползти, короче, проще новый купить.
Построить — купить новый? Те же проблемы. Сами не сможем, этот строили в Швеции в ТЕ времена, сегодня шведы вряд ли построят такое сооружение, учитывая количество наложенных санкций.
Пригнать близнеца ПД-41 с Тихого океана? Ну он в таком состоянии, что навряд ли дойдет сам. Тоже устанет и самозатопится.
Получается, что с ремонтом не очень все радужно. Но возвращаемся к самому крейсеру.
«Кузнецов» редко выходит в море. И этому есть оправдания, рассказов про ГЭУ, собранную с миру по нитке, хватает, повторяться не стану. Проблемы у «Кузнецова» с главной энергетической установкой, в отличие от своих собратьев, которые почему-то преспокойно выполняют свои обязанности во флотах Индии и КНР.
Нам не повезло. Нам по остаточному принципу, наверное, достался самый такой… который брать никто не хотел.
Потому выработка ресурса у «Кузнецова» скажем так, небольшая. От похода до похода проходит много времени. В период с 1991 года по 2015 год крейсер выходил на патрулирование всего шесть раз.
Насколько результативны были эти походы, тоже промолчим. Особенно последний, в Сирию.
В общем, встав на долгосрочный ремонт, «Кузнецов» при выполнении ремонта получил в инциденте с ПД-50 такие повреждения, что потребовался еще один ремонт.
Собственно, при столь красиво поставленном деле с ремонтами и уничтожать-то особо не надо. Можно просто заремонтировать насмерть любой корабль.
Что, собственно, на днях и произошло.
Вообще, до этого момента многие СМИ в открытую говорили, что в Кремле всерьез рассматривают вопрос о списании «Кузнецова». Это бы избавило от многих проблем, таких, как покупка нового дока, перемещения либо ПД-41 к «Кузнецову», либо «Кузнецова» к ПД-41 на Дальний Восток в случае чего, либо рассмотреть совсем уж фантастические проекты типа взять на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске два дока длиной 200 метров и запилить из них через переходник один.
В любом случае, это потребует столько средств… Действительно, проще построить пару «Бореев» или «Ясеней».
Вообще, «построить» — тут сразу возникают сомнения. А даже если и не возникают, то всегда найдется кто-то, кто утопит даже зародыш надежды.
Буквально на днях главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов разразился бравурной речью о том, что
«в ближайшие годы, помимо фрегатов, будут заложены новые универсальные десантные корабли типа «Прибой», эсминцы проекта «Лидер» и как минимум один авианосец».
Нет, у нас однозначно демократия и свобода слова, так что любой гражданин России имеет право говорить все, что ему захочется.
Но в данном случае аргументация возможности постройки атомного авианосца на 100 000 тонн и атомного же эсминца на 30 000 тонн тем. что мы в этом году достроили ОДИН корвет на 2 000 тонн – простите, слабовато выглядит.
Это все равно как аргументировать постройкой «ГАЗели» нового рейсового автобуса со всеми наворотами. То есть сказать-то можно, а вот сделать…
Кто-то может и верит в создание атомного авианосца на 100 000 тонн водоизмещения, но пока мы не в состоянии поднять утопленный док и далее по списку.
Что касается «Кузнецова», то происшедший пожар весьма осложняет план по ремонту. Теперь, боюсь, кому-то в Кремле придется выбирать между неким символом национального престижа (ну как же, развитая страна обязана иметь авианосец!) и той опасностью для ремонтников и экипажа, которую теперь явно представляет «Кузнецов». И давать какие-то рекомендации флотскому командованию.
И боюсь, теперь рекомендации будут не радостные.
С каждым днем оперативно-тактическая ценность крейсера снижается. Ядром ударной группировки «Кузнецов» не стал по причине элементарного отсутствия у нас кораблей для создания такой группы, подобной американским АУГам. Нет, по всем флотам насобирать можно, но это курам на смех, они полгода только ползти к месту сбора будут.
Да и смысла в этой группировке нет совершенно.
10 американских авианосцев, на каждом из которых в 3-4 раза больше самолетов, чем на «Кузнецове», и несут они больше вооружения, плюс два десятка «Тикондерог», плюс почти сотня эсминцев…
Господи, о каком таком противостоянии может идти речь? Ну хорошо, специально для сильно упатриоченных: против ВМС Судана – в самый раз. Нагнем, победим, разнесем в клочья. Японию уже вряд ли.
В общем, сомнительная такая боевая платформа, к тому же с проблемами. А проблем у «Кузнецова» выше крыши: силовая установка (от рождения), корпус, запуск и (особенно) возвращение самолетов, электроника, управление вооружением…
Короче, многие трезвые головы сегодня считают, что пара дивизионов МРК с «Калибрами» или несколько «Ясеней» будут намного более эффективны. И с ними очень трудно спорить.
Теперь, когда в довершение ко всем проблемам корабль загорелся, его возвращение в строй в назначенный срок стало еще менее вероятным.
Здесь, наверное, уместно было бы поставить точку и сказать твердым голосом вывод: на иголки!
Удивлю. Наверное, всех, кто уже ознакомлен (и не раз) с моим мнением на тему авианосцев.
Да, я отношу себя к тем, кто считает, что мы сами авианосец не построим. Просто потому, что у нас для этого нет ничего. Нет верфей, нет опытного персонала, нет технологий. Все эти бравурные заявления чиновников от флота – это, простите, пустозвонство, не подкрепленное ничем. У нас сегодня корабли меньших классов стоят на приколе, потому что мы дизель не в состоянии для них сделать. Увы.
У нас «новейшие» корабли на китайских фырчалках ходить пытаются.
Какой еще авианосец, вы о чем? Эсминец? Крейсер? Не смешите. Фрегат – вот уже повод для радости и криков «ура».
А для чего-то большего, простите, у нас, повторюсь, ничегошеньки нет. Иначе почему в таком запущенном состоянии «Кузнецов», почему «Орланы» не можем восстановить? А именно потому, что нет. Денег, верфей, заводов, людей.
Примите уж как факт.
Однако отправлять в распил «Кузнецова» не стоит. Пока, по крайней мере. Списать этот корабль – это значит уничтожить морскую авиацию. Она и так, правда, похожа на какое-то нищее отребье сегодня, с древними самолетами и вертолетами, но вдруг…
Нет, ну бывают же чудеса, правда? Вдруг у нас откуда-то да появится человек, который реально сможет навести порядок в стране? Убрать тот кошмар, который сегодня происходит везде и повсюду?
Имею я право помечтать? Господин адмирал Евменов мечтает о авианосце, почему мне не помечтать? В отличие от адмирала, я прекрасно понимаю, что ничего там после 2030 года не будет ни заложено, ни построено. Даже до 2030 ждать не надо, все в 2024 образуется.
Однако списывать единственную базу подготовки морских летчиков не тренажерным способом, думаю, пока не стоит. Надо ремонтировать, надо учить летчиков взлетать и садиться не на щиток НИТКА, а на реальную палубу.
Как показала Сирия, у нас и с этим могут быть проблемы.
Да, все сегодня говорит о том, что корабль надо по уму списать. И многие уже реально вслух говорят об этом, что «Кузнецов» — это «черная дыра» для денег и так далее.
Однако он вполне сможет быть учебной базой для подготовки морских летчиков. А они будут нужны, если нам реально нужна дальняя морская зона. Без авиации там делать нечего, только флагом размахивать, демонстрируя.
Старый корабль надо списать? Хм… Да, строили долго. Но в эксплуатации и по ресурсу он не такой уж и ушатанный. Не эксплуатировали его столько…
Проблемы… Да, проблем куча. Однако это разве корабль виноват, что кто-то экономный пожалел чистой воды? Крейсер сам не закрепил кран? Крейсер перевел электропитание на берег, слил и продал солярку из резервных дизель-генераторов? Корабль виноват в том, что не соблюдается техника безопасности и не убираются его помещения?
Человеческий фактор. О да, вот и ответ на вопрос. Люди виноваты в том, что «Кузнецов» сегодня представляет собой такую убогость. Люди.
Между прочим, собратья «Кузнецова», которые служат в Индии и Китае, почему-то такой репутацией не пользуются. Странно, правда? Может, действительно, подход к кораблю должен быть человеческий? И тогда и в море на нем не опасно выходить будет, и взлетать-садиться не смертельным аттракционом станет?
Может, все-таки не в корабле дело, а в отношении к нему?
И так ли нам нужно уничтожить морскую авиацию? Может, нет? И тогда, возможно, база для обучения летчиков понадобится? И, может, если через 20 лет все-таки запилят авианосец, будет где взять для него летчиков?
Много вопросов, мало ответов. А вы как считаете, уважаемые читатели?
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: