Лента новостей

07:42
The Guardian сообщила имя «нового главаря» ИГ
07:39
РФ на заседание СБ ООН показала доказательства сфабрикованности «химатаки» в Сирии
06:39
Сирия итоги за сутки на 21 января 06.00: нападение ИГИЛ* в Дейр-эз-Зоре, две контратаки ХТШ отражены в Идлибе
06:36
Девять человек погибли на пожаре в Томской области
06:25
Новая гражданская война разрушит крупнейшие города США
06:03
Обзор японских СМИ: пора выдернуть американскую «занозу»
06:00
Елена Юришич: новый российский премьер Мишустин — «бульдозер госуправления», о котором многие в России «мечтали» (Direktno, Хорватия)
05:57
Handelsblatt (Германия): президент России Путин делает себя геополитическим победителем
05:54
The Wall Street Journal (США): усиление России на мировой арене
05:51
Операция «Августовская буря»: как Россия сокрушила Японию в Маньчжурии (The National Interest, США)
05:45
Белоруссия закупила партию нефти в Норвегии
05:42
Эксперты рассказали об атаках криптомайнеров на компании в 2019 году
05:39
В Сбербанке рассказали, откуда мошенники могут получить данные карт
05:36
Россия укрепила позицию в рейтинге мировых золотых запасов
05:30
Иран признал попадание двух ракет в украинский Boeing
05:27
В Мексике задержали одного из главарей Северо-восточного картеля
05:24
Российские и сирийские военные провели в Тартусе совместные учения
05:21
Россия передала Лаосу партию танков и бронеавтомобилей
05:14
«Новая газета» использует пропагандистские тезисы террористов
04:48
WSJ: брексит снизит геополитическую значимость Европы
04:42
Находящийся в изгнании экс-президент рассчитывает на триумф своего соратника по партии
04:27
Российские «Контейнеры» заметили «невидимые» F-35 над Ираном
04:24
Британия в СБ ООН раскритиковала Россию за созыв заседания по Сирии
04:21
Володин о поправках Путина к Конституции: историческое решение
03:36
Сеть невидимых
03:00
Экс-мэр Киева Черновецкий: простых граждан Украины сделали врагами в интересах политики
02:57
В 2020 году Кабмин планирует приватизировать более 300 объектов
02:54
Зеленский назвал условие, при котором уйдёт в отставку
02:48
Сирия новости 20 января 22.30: контрнаступление джихадистов в Идлибе разбито, нападение ИГИЛ* в Дейр-эз-Зоре
02:45
Журавко объяснил, что ждет Киев в случае попытки силового возврата Донбасса
02:33
Разговор Путина и Джонсона откроет новую страницу в отношениях России и Запада
02:18
С фаустпатроном – за языком
02:15
МиГ-15 и «Сейбр» – племянники «Фокке-Вульфа»
02:12
«Тигр» ощетинился «Иглами»
02:03
За что и как убили Берию
02:00
Крапленые карты Евросоюза
01:57
«Место встречи…» в реальной жизни
01:48
В Европе сняли арест с активов «Газпрома»
01:45
Минск закупил 80 тысяч тонн норвежской нефти
01:39
В саудовской армии появилось первое полностью женское подразделение
01:36
В Раде раскритиковали Зеленского за планы «побыть в массовке у Путина»
01:33
Тимошенко: в конституции Украины нужна норма о традиционных браках
01:30
В Британии посочувствовали украинцам из-за скандала с «тризубом»
01:12
Завидуют «отсталой» России: украинские СМИ возжелали своего Мишустина
01:06
Трусу слова не давали
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Мировое обозрение » Флот » Боевые корабли. Крейсеры

Боевые корабли. Крейсеры



Да, в новый год с новыми боевыми (в смысле, литературными) задачами. Пусть до него еще месяц, но мы, в соответствии с заветами, заранее.

Сегодня можно сказать, что цикл «Боевые самолеты» вполне себе состоялся, и летать ему и летать. Но есть еще одна тема, которая мне нравится ну не меньше (а может, и больше) чем самолеты Второй мировой.


Это крейсеры. Или крейсера. Как поставить ударение, обе вариации считаются правильными.

И не без оснований.

А на кого, простите, любоваться? На авианосцы? Простите, авианосец и морская эстетика – они даже рядом не плавали. Плавучий склад с самолетами и аэродром – ну что в нем красивого? На мой взгляд – ничего.


Примерно такое же отношение и к линкорам. Ну большой сундук, ну огромные пушки. А по сути – корабль-слабачок. Ни скорости, ни маневренности, от подводной лодки защити, от самолетов защити, курс ему проложи, чтобы без опасностей был, и тогда… Если все сложится, то господин линкор куда-то там шарахнет за горизонт.


И может быть даже и попадет, тогда, конечно, слов нет, красота будет. Если попадет.

Крейсер же – это крейсер. Если посмотреть в историю, а мы сейчас посмотрим, то это был изначально класс не по водоизмещению или еще чему, а по предназначению.

И главным назначением крейсера было именно крейсирование. То есть самостоятельные действия и выполнение задач независимо от основного флота.


И здесь список не просто большой, он еще и разнообразный. Охрана вышеупомянутых здоровяков, борьба с эсминцами противника (о вредоносные расходники морей!), рейдерство, то есть захват и потопление судов снабжения противника, проводка конвоев, постановка минных заграждений, поддержка десантов и многое другое.

В общем, крейсер – штука самостоятельная напрочь, а потому (с моей точки зрения) даже более универсальная, чем линкор или авианосец. По крайней мере, крейсер в состоянии наделать дел без привлечения эскадры прикрытия. Примеров в истории полным-полно, а вот когда господа линкоры начинали корчить из себя героев-одиночек, все заканчивалось очень и очень печально. Пеной на волнах. Доказано «Бисмарком» и «Ямато».

Идем в историю?


Термин «крейсер» как таковой родился в XVII столетии. «Крейсер» — это скорее было назначение корабля, чем его конструктивное устройство.

Крейсерами обычно были достаточно маленькие и проворные суда. В те времена линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное одиночное плавание, например, к другим континентам. Кроме того, они были еще стратегически важными единицами, чтобы рисковать ими в патрульных или разведывательных миссиях.

Потому-то крейсерами назначались в 18-м веке в основном фрегаты. Среднего размера корабли, довольно быстрые и манёвренные, оснащенные для дальних походов, со средним же вооружением на одной-двух орудийных палубах.


Американский фрегат "Конституция", старейший парусный корабль мира

Если почитать рассказы о пиратах Карибского моря тех лет, то выяснится, что как раз фрегат был мечтой каждого крутого парня с Тортуги. Просто потому, что был идеальным крейсером, позволявшим грабить транспорты испанцев.

Но и не фрегатом единым жив флотоводец. А потому на роль крейсеров запросто назначались шлюпы, корветы, бриги, в общем, вопрос стоял исключительно в дальности действия.

В середине XIX века крейсерские функции стали выполнять парусно-паровые винтовые корабли различных типов: фрегаты, корветы, шлюпы, клипера.

А первыми назвали крейсер крейсером американцы. Да не простые, а из Конфедеративных Штатов Америки, во время Гражданской войны в этой стране.

У КША не было такого флота, как у Севера, потому южане сделали ставку именно на рейдеры. Конфедерация впервые стала официально применять термин «крейсер», хотя он по-прежнему объединял корабли по назначению, а не по конструктивному признаку. Крейсер «Алабама» два года пил кровь у флота США, захватив 69 призов и потопив один военный корабль, пока его не угомонили у побережья Франции.

А за другим крейсером, «Шенандоа», который захватил около 40 кораблей, гонялось до сотни американских военных кораблей, но так и не поймали.

Именно в Гражданскую войну в США крейсер состоялся как класс кораблей, предназначенных именно для рейдерства.

Если термин «крейсер» устаканили американцы, то первый шаг к тому, что крейсера стали такими, какими мы их привыкли видеть, сделали в России.

В 1875 году в состав Российского императорского флота вошёл фрегат «Генерал-адмирал», ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта в районе ватерлинии — бронепоясом.


Интересно, но кроме нас броненосные крейсера стали строить только британцы. Но потом дошло и до остальных, и все страны мира бросились разрабатывать и строить для своих броненосцев более быстрых помощников.

Эволюционируя, крейсера подошли к Первой мировой войне вполне самостоятельным классом кораблей, который существовал и, более того, устраивал такие зарубы, в которых было жарко и без линкоров. Сражения у мыса Коронель, у Фолклендских островов, в Гельголандской бухте, у Доггер-банки – все эти эпизоды Первой мировой тесно связаны именно с крейсерами.

Боевые корабли. Крейсеры

Ну и заодно были выделены из общего семейства два таких замечательных класса, как линейные крейсера и тяжелые.

Вообще, пересказывать историю крейсеров смысла просто не вижу, думаю, достаточно обозначить классы этих кораблей, которые будут рассмотрены.


1. Линейные крейсера. Незаслуженно загубленный Вашингтонским договором класс, у которого могло быть весьма великое будущее. Но – стали линкорами, и ничего тут не поделать.

2. Тяжелые крейсера. Очень интересный класс, потому что каждая страна изгалялась, как могла в плане создания таких кораблей.

3. Странные крейсера. Не знаю, как их правильно называть, но это те, кто в классы не попадал по-человечески. Те же немецкие «Дойчланды» и советский «Проект 26».

4. Легкие крейсера.

5. Вспомогательные крейсера. Хоть и не совсем крейсера, но у экипажа того же «Джервис Бей» не было времени задумываться о соответствии. А назвали крейсером – иди на «Адмирала Шеера»… Хотя и немцы тоже вписали кучу страниц в историю.


Вспомогательный крейсер "Джервис Бей", который 22 минуты дрался с "Адмиралом Шеером"

6. Броненосные и бронепалубные крейсера.

7. Ракетные крейсера.

Вообще, класс прошел интересный путь, от небольших и маневренных судов до откровенных громадин «Рипалса», «Фон дер Танна» и «Петра Великого».

Учитывая, что крейсеры строили все, от признанных авторитетов до совсем уж нетривиальных южноамериканцев, шведов и испанцев, то есть где разгуляться и кого с кем сравнить.


Особенно интересны, на мой взгляд, итальянские и японские корабли. Там было много интересных решений, а почему-то внимания им особо не уделяли. Так что рискнем попробовать и поговорить о реально боевых кораблях, возможно, незаслуженно обойденных вниманием.

В качестве примера могу привести деяния нашего крейсера «Красный Кавказ». Можно взять и сравнить с его работой любой из наших линкоров. Или все три сразу. Однозначно «Красный Кавказ» перевесит.


Крейсер без поддержки – все-таки боевая единица. Линкор…

Поговорим о крейсерах...

Роман Скоморохов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Боевые корабли. Крейсеры"


Напишите ваш комментарий к статье "Боевые корабли. Крейсеры"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх