С развитием современных вооружений флоты многих стран были преобразованы по общему стандарту. Со второй половины XX века акцент делается на крупные боевые соединения, способные адаптироваться к боевым задачам за счет сочетания кораблей разного класса.
С подобной тенденцией многоцелевые судна стали отходить на второй план. Крейсеры продолжают активно использоваться только в США и в России. Изначально данный класс рассчитан на противодействие небольшим соединениям противника, выход на коммуникации, охрану собственных объектов, поддержку и десантирование.
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК, ТАРКР) «Адмирал Нахимов» — один из четырех кораблей проекта 1144 «Орлан». Данные суда единственные в российском флоте надводные корабли, имеющие ядерную энергетическую установку. В классификации США обозначаются как «линейные крейсеры» из-за значительных размеров и вооружения.
История создания крейсера
ТАРКР «Адмирал Нахимов»
К разработке проекта атомных крейсеров приступили в начале 1970-х под руководством Б. И. Купенского. В 1973 заложен первый корабль серии — «Киров», с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков».
В 1984 флоту передан второй крейсер данного типа — «Фрунзе», с 1992 переименованный в «Адмирал Лазарев». В 1988 на вооружение поступил «Калинин», который в 1992 получил название «Адмирал Нахимов». В 1996 был завершен последний корабль проекта «Куйбышев», позже переименованный в «Петр Великий». В 1998 после всех испытаний он поступил на вооружение, став одним из самых мощных кораблей в мире.
Адмирал Нахимов атомный крейсер в данной линейке — третий корабль серии. Его краткая история выглядит следующим образом:
заложен 17 мая 1983;
спущен на воду 25 апреля 1986;
30 декабря 1988 принят на вооружение;
22 апреля 1992 сменил название с «Калинин» на «Адмирал Нахимов»;
июль 1997 — переведен на модернизацию, возврат корабля в строй рассчитан на 2022.
Несмотря на давний срок выхода на ремонт и модернизацию, фактические работы по улучшению корабля начались лишь в 2013. Основной акцент делается на замене устаревшего радиоэлектронного оборудования и оснащении судна современными цифровыми системами.
Помимо улучшения радиоэлектронного оборудования, ожидается и модернизация вооружений. Имеются сведения о ракетных установках под некоторые версии снарядов «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Появятся комплексы противовоздушной обороны «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочные системы «Пакет-НК» и «Ответ».
Почему корабли называли героическими именами
Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова
Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.
Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.
В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.
Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.
Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.
В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи. Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С. Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.
Название «Адмирал Нахимов» применяется для боевого корабля не в первый раз. Аналогичное имя получил броненосный фрегат, спущенный на воду в 1885 и потерянный в ходе Цусимского сражения в 1905.
Основные цели и задачи
По применению крейсеры нередко сравнивают с многоцелевыми фрегатами. Основная задача таких кораблей изначально заключалась в патрулировании определенных маршрутов (kruisen — «крейсировать»). В задачи такого судна могли входить следующие цели:
борьба с небольшими группами легких кораблей;
препятствие торговле противника, перехват судов;
охрана караванов и поддержка крупных соединений флота;
огневая поддержка сухопутных сил;
высадка и прикрытие десанта;
установка мин.
Применение кораблей проекта 1144 при этом оказалось спорным. Многозадачность крейсеров делает их независимыми от основного флота, однако увеличивает расходы на эксплуатацию и сложность содержания. По ударным функциям такие суда уступают более дешевым подводным ракетоносцам 949 и 949А «Антей». Несмотря на это корабль предполагается задействовать в дальних походах и учениях Северного флота.
Описание конструкции
Крейсер на стоянке
Конструктивно тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» придерживается основных параметров серии. С учетом данного фактора базовые характеристики берутся из стандартов проекта 1144, однако незначительные отклонения имеются. О том, какими они будут после модернизации корабля пока неизвестно.
Компоновка
Конструкция корпуса корабля и надстройки разделена на 1600 помещений. Из них 140 рассчитаны на одно-, двух- и четырехместные каюты для офицеров и мичманов. Также имеется 32 кубрика на 8-34 человек для матросов и старшин, 30 душевых, две бани, сауна, медицинский блок с лазаретами, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, стоматология и операционная. Коридоры, трапы и тамбуры имеют общую протяженность почти в 20 км.
Водоизмещение и габариты
Водоизмещение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» составляет 24300 т. Полное — 26190 т, что несколько больше стандартов проекта 1144. Размеры судна имеют следующие показатели:
длина — 251 м, по ватерлинии — 230 м;
ширина — 28,5 м;
осадка — 9,1 м.
После модернизации габариты корабля могут измениться. В основном это касается осадки, которая меньше стандарта в 10,3 м у кораблей проекта 1144.
Носовая и кормовая часть
Носовая и кормовая часть конструктивно выполнена по стандарту современного боевого корабля с острым форштевнем и транцевой кормой. Обтекаемость и низкая осадка корабля обеспечивают хорошие ходовые качества. Ожидается, что они будут сохранены после модернизации, а в конструкции будут задействованы современные композитные материалы для снижения радиолокационной заметности.
Броня и противоторпедная защита
Броня крейсера «Адмирал Нахимов» не рассчитана на противодействие прямым попаданиям тяжелых снарядов. Основной акцент делается на маневренности и защите от радиолокационного обнаружения. В условиях современного боя ставка делается не на выдерживании ракетного обстрела, а на уничтожении снарядов противника еще на подлете.
Для обнаружения подводных лодок в бульбовом обтекателе имеется гидролокатор со встроенной антенной. Он позволяет обнаруживать цели на низких и средних частотах. Также имеется буксируемая гидроакустическая система с антенной переменного погружения на 150-200 м, способная обнаруживать лодки на средних частотах.
Для борьбы с подводными лодками помимо собственной защиты имеется три вертолета Ка-27. Их система позволяет взлетать в любую погоду, обнаруживать и следовать за подводной лодкой на расстоянии до 200 км от крейсера, а также сбрасывать противолодочные бомбы с гидроакустической системой наведения.
Экипаж
Экипаж корабля «Адмирал Нахимов» составляет 727 человек. Из них 97 — офицеры. В общее количество входят и экипажи вертолетов (по 3 человека), а также обслуживающий персонал.
Технические характеристики
«Адмирал Нахимов» перед отправкой на модернизацию
Технические характеристики атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлены без учета модернизации. Окончание работ и спуск корабля для испытаний ожидается в 2022. Какими будут итоговые параметры судна пока неизвестно.
Реакторы
Атомная энергетическая установка (АЭУ) с реакторами КН-3 создана на базе ледокольных аналогов ОК-900. Применяемый уран имеет высокую степень обогащения (до 70%). Срок работы без перезарядки рассчитан на 10-11 лет. Мощность силовой установки в теории способна питать целый город с населением в 150 тыс. человек.
АЭУ размещается в трех отсеках и состоит из двух реакторов общей мощностью 342 МВт. Дополнительно имеются два турбозубчатых агрегата и два автоматизированных котла КВГ-2 в резерве. Система пароснабжения позволяет подавать его к любой установке, паропроизводительность — по 115 тонн в час.
Для электроснабжения корабля предусмотрено четыре паротурбогенератора по 3 МВт и столько же газотурбогенераторов по 1,5 МВт. Моторесурс каждой установки оценивается в 50 тыс. часов работы.
Скорость хода
Максимальная скорость хода составляет 32 узла, что соответствует примерно 59 км/ч. Оперативно-экономичная скорость на котлах — 17 узлов.
Дальность плавания
Крейсер «Адмирал Нахимов» не имеет ограничений по запасу хода на ректорах. На котлах при скорости в 17 узлов дистанция составляет 1000 миль.
Боевое и защитное вооружение
«Адмирал Нахимов» на фоне других кораблей Северного флота
Боевое и защитное вооружение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлено следующими установками:
АК-130 — универсальный спаренный артиллерийский комплекс, способен обстреливать надводные и наземные цели, использует осколочно-фугасные снаряды, дальность поражения — до 25 км;
Шесть ЗРАК «Кортик» с полной автоматизацией обнаружения и уничтожения целей, рассчитан на перехват высокоточного оружия и поражение малогабаритных надводных и наземных целей;
20 установок с противокорабельными ракетами П-700 «Гранит» — дальность поражения сверхзвуковыми крылатыми ракетами составляет до 625 км, загоризонтное управление корректируется самолетом Ту-95РЦ, вертолетом Ка-25РЦ или космической системой «Легенда-М»;
12х8 ЗРК С-300Ф, способных выпустить до 96 ракет 48Н6, диапазон действия в высоту составляет от 25 м до 25 км, рассчитаны на перехват целей, включая баллистические ракеты малого радиуса действия;
Два ЗРК «Оса-М» обеспечивают противовоздушную оборону, радиус поражения — до 15 км, диапазон высоты — от 25 м до 5 км, боекомплект — 40 ракет 9М33;
Противоторпедный ракетный комплекс РБУ-12000 «Удав» с десятью трубами направляющих, дальность поражения — 100-3000 м, работает на конвейерной перезарядке;
Два морских бомбомета РБУ-1000 «Смерч-3» по 6 радиальных стволов, дальность поражения до километра;
Два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53;
Три палубных противолодочных вертолета Ка-27 ПЛ.
Вертолеты способны развивать скорость до 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Оснащены противолодочными ракетами АПР-2Е и управляемыми глубинными бомбами.
Оценка корабля
Ударная мощь крейсера «Адмирал Нахимов» позволяет наносить ракетные удары по группам кораблей противника. Однако успешность таких операций обеспечивается только внезапным и согласованным нападением вместе с поддержкой других судов, включая подводные. Это обусловлено значительными габаритами и заметностью корабля для противника.
Габариты крейсера делают его уязвимым для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Противовоздушная система обороны корабля представлена лишь зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», не способными поражать цели ниже 25 м.
С учетом современных требований к боевому кораблю часть вооружений планируется заменить на более современные аналоги. Также ожидается повышение радиолокационной защиты и оснащение судна современным цифровым оборудованием по управлению кораблем и вооружением.
Применение в боевых условиях и учениях
Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» не принимал участия в боевых действиях и пробыл в плавании относительно небольшой период, после чего был переведен на модернизацию. Корабль рассчитан на ведение службы в Северном море и дальние плавания. После модернизации и испытаний судно будет принимать участия в учениях в данном регионе. Точных данных о датах их проведения и роли крейсера не имеется.
Сегодняшний день стального гиганта
Работы по модернизации судна
Модернизация атомного крейсера «Адмирал Нахимов» фактически началась в 2013 и продолжается по настоящее время на предприятии Севмаш в Северодвинске. Завершение переоборудования корабля ожидается в 2021, когда корабль будет отправлен на испытания. Окончательное завершение работ ожидается к 2022.
Планируется, что с возвращением судна в строй на модернизацию уйдет четвертый крейсер серии 1144 «Петр Великий». «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Северного флота ВМФ России.