Операция «Оверлорд» в первую очередь ассоциируется с ожесточённым противостоянием на пляжах Нормандии. Но ещё на подступах к ним, непосредственно в водах Ла-Манша, немцы пытались воспрепятствовать высадке союзников, задействовав все имеющиеся у них силы. На острие контратаки оказались шнелльботы, которым удалось добиться определённых успехов. Парировать их беспокоящие удары пришлось союзной авиации.
В ходе планирования операции «Нептун» — морской составляющей высадки союзников в Нормандии — специалисты Адмиралтейства обратили внимание на потенциальную угрозу со стороны базирующихся в Канале немецких шнелльботов. Поскольку они могли причинить десантным силам много неприятностей, для наведения на них ночных патрулей британских торпедных катеров решили использовать полученные из США оснащённые мощными поисковыми радарами фрегаты (по американской классификации эскортные миноносцы). Отобранные восемь кораблей типа «Бакли» (USS Buckley) довооружили установленным на носовой оконечности «пом-помом», а экипажи прошли интенсивный курс огневой подготовки по буксируемым катерами мишеням. 15 апреля 1944 года корабли были включены в состав 1-й флотилии эсминцев в Портсмуте как фрегаты управления Прибрежных сил (Control Frigates Coastal Forces).
Однако во второй половине апреля и в мае немецкие шнелльботы провели в море лишь семь ночей, да и то в основном на минных постановках, так что выходы фрегатов с острова Уайт на патрулирование больше напоминали учения. В первых же операциях выявилась проблема с наведением на противника находившихся в свободном патрулировании групп торпедных катеров. Её решили, командировав на каждый из фрегатов опытного офицера-катерника.
Боевой дебют состоялся ночью на 13 мая, когда вышедшие на поиск немецкие торпедные катера у Селси-Билла наскочили на патрульную линию, в которую вместе с другими кораблями и катерами входили фрегаты «Стэйнер» (HMS Stayner) и «Троллоп» (HMS Trollope). Честь потопления шнелльбота S-141 принадлежит эскортному миноносцу «Ла Комбаттан» (La Combattante), а участие в сражении фрегатов ограничилось спасением немцев «Стэйнером».
Звёздный час фрегатов управления Прибрежных сил наступил в день высадки.
На 6 июня 1944 года в Ла-Манше находилось три флотилии шнелльботов, всего 24 боевых единицы — девять катеров 5-й флотилии корветтен-капитана Бернда Клуга (Bernd Klug), семь катеров 9-й флотилии капитан-лейтенанта Гётца фон Мирбаха (Götz von Mirbach) в Шербуре, а также восемь катеров 4-й флотилии корветтен-капитана Курта Фиммена (Kurt Fimmen) в Булони. Помимо трёх боеспособных миноносцев 5-й флотилии, базирующихся в Гавре, это были все надводные силы, которые немецкое командование группы кригсмарине «Запад» могло использовать против десантной армады союзников.
Британцы, помимо прочих сил, в зоне проведения операции задействовали 1-ю флотилию канонерок типа SGB и восемь флотилий торпедных катеров, а американцы — прибывшую в Канал в мае 34-ю эскадру торпедных катеров (12 единиц); 35-я (12 катеров) и 30-я (6 катеров) эскадры, прибывшие соответственно 4 и 7 июня, подключились позднее. Руководил действиями американских катерников лейтенант-коммандер Джон Дункан Балкели (John Duncan Bulkeley).
Вышедшие из Шербура в 05:00 6 июня после сообщения о «подходе вражеских сил к Кабуру» шесть шнелльботов 9-й флотилии за Барфлером увидели на горизонте громадный вражеский флот и с максимальной дистанции безрезультатно выпустили по нему торпеды.
Подавляющее превосходство противника на море и в воздухе исключало возможность нападения в светлое время суток, но в ночь на 7 июня 14 шнелльботов 5-й и 9-й флотилии вышли в залив Сены на первую вылазку. В 00:23 катера 1-й группы 5-й флотилии провели неудачную атаку «двух эсминцев» восточнее Барфлера. Спустя несколько минут отходившие катера врезались в минное поле, выставленное англичанами. Шнелльботы S-139 и S-140 подорвались на минах и пошли ко дну. На первом из них погибло 22 человека, а четверо вместе с командиром капитан-лейтенантом Гансом-Юргеном Дитрихом (Hans-Jürgen Dietrich) попали в плен; на втором погиб командир обер-лейтенант Мартин Бонгертц (Martin Bongertz) и 14 членов экипажа.
9-я флотилия вместе со 2-й группой 5-й флотилии, разбившись на мелкие группы, предприняла поиск в западной части залива Сены. В 01:18 одна из групп вновь «безуспешно атаковала два эсминца». В 01:30 другая группа из четырёх катеров у Сен-Вааст-ла-Хога безуспешно выпустила три торпеды с большой дальностью хода. Ещё одна группа вернулась к месту гибели S-139 и S-140 и была замечена британскими МТВ-448 и МТВ-478 35-й флотилии, которые вместе с фрегатом «Стэйнер» патрулировали в этом районе.
Получив на свой запрос правильный опознавательный сигнал, британцы, тем не менее, сблизились с двумя стоявшими катерами, опознали их как немецкие шнелльботы и открыли огонь. Немцы прикрылись дымовой завесой и ушли на северо-восток, подобрав восемь человек с S-140. Англичане недолго их преследовали, зная о минном поле. 4-я флотилия этой ночью всеми восемью катерами провела безуспешную вылазку из Булони, при этом S-172 безрезультатно выпустил торпеды в очередной «британский эсминец».
Следующей ночью командование группы «Запад» провело передислокацию наличных сил ближе к пунктам высадки. 4-я флотилия с семью шнелльботами перешла из Булони в Гавр, а четыре катера 2-й флотилии переместилась из Остенде в Булонь.
В это же времяпять катеров5-й флотилии вышли на поиск из Шербура, но в быстротечном бою с патрульными фрегатами «Стэйнер» и «Реталик» (HMS Retalick) и британскими катерами они были отбиты, при этом S-84, S-138 и S-142 получили попадания. Другая группа катеров 5-й флотилии, которая направилась к участку «Юта», сообщила об «успешной атаке крейсера и эсминца». Официально американский эсминец «Мередит» (USS Meredith), находившийся в этой зоне в охранении тяжёлого крейсера «Тускалуза» (USS Tuscaloosa), в 01:52 поразила планирующая бомба с «Хейнкеля» He 177 из авиагруппы II./KG 40, проделавшей 20-метровую пробоину в днище в центральной части корпуса, однако место попадания вызывает сомнения в достоверности этой версии. Утром 9 июня «Мередит», на котором велись спасательные работы, добил близкий разрыв крупной бомбы, сброшенной одним из атаковавших корабли на участке «Юта» немецких бомбардировщиков.
Четвёрка шнелльботов 9-й флотилии пересекла залив Сены и к северо-западу от мыса Антифер в 01:46 атаковала конвой из шести десантных судов, следовавший к побережью Нормандии в охранении канонерки МL-903. Англичане, которые затем расписали, что были атакованы 10 вражескими торпедными катерами, встретили нападавших огнём 3-дюймовки катера и малокалиберной зенитной артиллерией всех судов, но немцы торпедами отправили на дно пехотное десантное судно LCI-105 (380 тонн) и танкодесантное судно LCТ-815 (320 тонн). При этом на катере S-130 погибло два члена экипажа, а S-144, S-145 и S-168 из-за полученных в бою повреждений на некоторое время вышли из строя. Таким образом, по состоянию на утро 8 июня боеготовыми у немцев были всего 19 шнелльботов: четыре во 2-й флотилии в Булони, семь в 4-й флотилии в Гавре, пять в 5-й флотилии и три в 9-й флотилии (все в Шербуре).
В ночь на 9 июня все боеспособные шнелльботы, базировавшиеся в Ла-Манше, снова вышли в море. 2-я флотилия вскоре вернулась в Булонь из-за плохой погоды. По той же причине в 23:21 4-я флотилия получила приказ после установки мин прервать вылазку и возвращаться в Гавр. 5-я флотилия выставила свои мины в заданном квадрате, провела «неудачную атаку против крейсеров» и на обратном пути в Шербур благополучно проскочила мимо патрулей Прибрежных сил у Барфлера. Четыре шнелльбота 9-й флотилии также вышли с минами на борту. Успешно выполнив минирование в заданном районе, они проникли сквозь кольцо кораблей охранения и вышли к стоянке транспортов в 30 милях восточнее Шербура. Некоторые суда только подошли, другие стояли здесь уже двое суток в ожидании своей очереди на выгрузку, когда на рассвете на северо-западе были замечены вражеские торпедные катера.
Увидев множество целей, немцы немедленно атаковали. Один из катеров выпустил две торпеды по стоящим рядом на якорях загруженным техникой и амуницией танкодесантным кораблям LST-314 и LST-376. Первый получил попадание в нос и в этот же день затонул вместе с 67 моряками и всем грузом, второй, поражённый в корму, был добит огнём американских кораблей после того, как почти полностью был разгружен. Шнелльботы 9-й флотилии заплатили за этот успех всего двумя ранеными.
Ночь на 10 июня шнелльботы группы «Запад», как обычно, провели в море. Две пятёрки 5-й и 9-й флотилий, вышедшие из Шербура, так и не смогли прорваться через патрули линии «Дикси», протянувшейся в заливе Сены вдоль захваченной американцами береговой линии от границы между Западным и Восточным секторами до островов Сен-Маркуф у полуострова Котантен.
Шесть шнелльботов 4-й флотилии успешно выставили заграждение из 24 мин. Возвращаясь, в центральной части залива Сены «S-188 потопил хорошо защищённый паром водоизмещением около 5000 тонн, а S-172 и S-187 — по одному пароходу на 2000 тонн каждый». На самом деле, был поражён буксируемый из Англии к побережью Нормандии более чем 6000-тонный железобетонный кессон-волнолом «Феникс» для искусственной гавани, для которого торпеды были не более опасными, чем комариные укусы для слона.
Четвёрка шнелльботов 2-й флотилии в 22:30 вышла из Булони с задачей перебраться в Шербур. В северной части залива Сены они «потопили два парохода водоизмещением 900 и 1500 тонн», на самом деле не поразив ни одной цели, после чего, преследуемые британскими эсминцами вынуждены были уходить в Гавр.
Ночь на 11 июня оказалась исключительно богатой на боевые столкновения. В 23:00 10 июня на поиск целей восточнее полуострова Котантен из Шербура вышли шесть шнелльботов 5-й флотилии и пять шнелльботов 9-й флотилии. Группы действовали раздельно. Вскоре после полуночи произошла поломка рулевого управления на S-112. Остальные катера 5-й флотилии в 02:06 в секторе «Омаха» атаковали «два эсминца, один из которых потопили». На самом деле, торпедой, попавшей в центр правого борта, был потоплен 700-тонный британский военный буксир «Сезам» (HMS Sesame), который вместе со своим собратом «Стормкингом» (HMS Stormking) находился на дежурстве у побережья Нормандии для оказания экстренной помощи терпящим бедствие судам.
Возвращаясь в Шербур, восточнее Барфлера немцы наткнулись на катера МТВ-448 и МТВ-453 35-й флотилии, патрулировавшие в этом районе вместе с фрегатом «Дафф» (HMS Duff). Британские катерники заметили «по левому борту шесть вражеских катеров, двигавшихся на очень высокой скорости», и бросились наперерез.
Головной МТВ-448 лейтенанта Родни Сайкса (R.T. Sykes) прорезал колонну шнелльботов между первым и вторым катером и сбросил привязанную коротким тросом к пустой бочке из-под топлива глубинную бомбу с установленной минимальной задержкой. Бомба взорвалась на траверзе идущего вторым S-136, который МТВ-448 одновременно расстреливал с 15 ярдов. В то же время немцы, прицельно стрелявшие «в носовую часть корпуса чуть ниже ватерлинии», попали в английский флагман «несколькими 40-мм снарядами», в результате чего он начал терять ход и быстро погружаться.
Сайкс приказал оставить корабль и послал сигнал о помощи. МТВ-453 лейтенанта Нейла Уотсона (Neil Watson) прорезал вражескую колонну между вторым и третьим шнелльботами, израсходовав на их обстрел 70 6-фунтовых и 400 20-мм снарядов, после чего поспешил на помощь МТВ-448. Подобрав из воды его экипаж (погиб только взятый на борт военный корреспондент) и добив катер из 6-фунтового орудия, Уотсон передал пострадавших на «Дафф». К этому времени подошли МТВ-691 и МТВ-693 53-й флотилии; МТВ-453 присоединился к ним, чтобы принять участие в возобновившемся сражении. В 6 милях восточнее Барфлера англичане догнали отстававший S-136, отрезали и подожгли его; погибли командир катера капитан-лейтенант Ганс-Гюнтер Юргенсмейер (Hans-Günter Jürgensmeyer) и 18 членов экипажа. Оставшихся в живых троих немцев поднял из воды фрегат «Дафф».
В то же время пятёрка шнелльботов 9-й флотилии после короткой стычки к северу от Барфлера с патрульными канонерками «Грей Вулф» (HMS Grey Wolf) и «Грей Гус» (HMS Grey Goose) скрытно вышла на подходивший к сектору «Омаха» конвой.
Около 02:00 на подходе к побережью, при входе в миноопасные воды залива Сены, суда снизили ход и стали лёгкой добычей немцев. Когда эсминцы охранения подняли тревогу, торпеды уже шли к целям. В 02:00 попадания получили LST-538 и старый американский океанский буксир «Партридж» (USS Partridge, 970 тонн). Через несколько минут налетел на мину выполнявший манёвр уклонения от торпед LST-496. Буксир затонул через 35 минут, LST-496 — спустя два часа после попаданий.
После успешной атаки S-144 и S-146 ушли в Гавр, а остальные при возвращении в Шербур были атакованы британскими истребителями-бомбардировщиками. Сильно пострадал S-130 — его командир и четыре моряка получили ранения, катер встал на ремонт. Некоторые источники утверждают о причастности 9-й флотилии к повреждению фрегата «Халстед» (HMS Halsted), но он абсолютно достоверно на счету миноносцев «Ягуар» (Jaguar) и «Мёве» (Möwe) 5-й флотилии, совершивших этой ночью вылазку из Гавра. С 33 убитыми и столькими же ранеными корабль отбуксировали эскортным миноносцем «Ферни» (HMS Fernie) в Портсмут, однако затем так и не отремонтировали и по окончании войны отправили на слом.
Поскольку с начала вторжения немецкие корабли, базирующиеся в Гавре, расстреляли 60 торпед — почти всё, что было в арсенале — группа «Запад» приказала 4-й и 2-й флотилиям шнелльботов выставить мины в заданных районах, затем произвести поиск судов в восточной части залива Сены, а после этого следовать в Булонь. Шесть шнелльботов 4-й флотилии выставили заграждение из 24 мин западнее Гавра, а затем благополучно ушли от преследования вражеских кораблей и катеров в Булонь.
Четвёрка 2-й флотилии также беспрепятственно выставила мины и отправились на поиск целей, в ходе которого к югу от острова Уайт обнаружила конвой ЕТC-4W из 14 судов, следовавший в восточную часть залива Сены. Проскочив мимо кораблей охранения, немцы атаковали суда торпедами. Сначала S-179 потопил «Ашанти» (Ashanti, 534 тонны), а S-189 взорвал гружёный бензином и боеприпасами «Бракенфилд» (Brackenfield, 657 тонн). 621-тонный «Дангранж» (Dungrange) поспешил на помощь, но получил торпеду с S-177 или S-178 и после взрыва котлов отправился на дно с 18 членами экипажа. После атаки шнелльботы, оторвавшись от преследовавших их британских эсминцев, ушли в Булонь.
Ночь на 12 июня выдалась идеальной для действий торпедных катеров — спокойное море, слабый ветер, затянутое облаками небо, видимость около 2000 ярдов. Шесть шнелльботов 9-й и 5-й флотилий вышли из Шербура, при помощи береговых батарей миновали патрули у Барфлера и вышли к участку «Омаха».
В 00:41 приближающихся с севера немцев обнаружил радаром стоящий на якоре американский эсминец «Лаффи» (USS Laffey), но не сообщил об этом другим кораблям линии «Дикси». В 01:05 противника заметили стоящие рядом эсминцы «Нельсон» (USS Nelson) и «Сомерс» (USS Somers). Спустя две минуты первый сигнальным фонарём запросил опознавательный сигнал, а затем оба открыли огонь по целеуказаниям радаров осветительными снарядами и шрапнелью. Шнелльботы отвернули, а в 01:09 в «Нельсон» попала выпущенная S-138 по сигнальному фонарю торпеда, которая снесла эсминцу корму; погибло 24 человека и 9 было ранено.
После этого немцы начали отход, а «Леффи» бросился в погоню. Через 15 минут шнелльботы оторвались от преследователя и ушли в Гавр и Шербур. «Нельсон» был поражён в миле к северу от того места, где накануне погибли LST-496 и «Партридж». Подбитый эсминец отбуксировали в Портсмут, временно отремонтировали, а затем он своим ходом ушёл на капитальный ремонт в США.
Этой же ночью из Булони на поиск вышли четыре шнелльбота 2-й и шесть шнелльботов 4-й флотилий. Они получили приказ после атаки обнаруженных целей возвращаться назад в Булонь, поскольку в Гавре им не смогли бы пополнить боекомплект торпед. Однако 4-я флотилия целей не встретила. Её 1-ю группу атаковали с воздуха, а затем, спасаясь от преследования эсминцев «Онслоу» (HMS Onslow), «Онслот» (HMS Onslaught), «Оффа» (HMS Offa) и «Ориби» (HMS Oribi), шнелльботы укрылись в Гавре. 2-я группа пришла туда же. После стычки с патрулём британских торпедных катеров, в которой S-181 получил попадание в мостик, а затем S-179 и S-181 пострадали от взрывов трёх мин собственного минного поля, в Гавр пришла и 2-я флотилия. Вылазка из Гавра S-144 и S-146 9-й флотилии закончилась безуспешно.
Ночью на 13 июня две пары шнелльботов 9-й и 5-й флотилий из Шербура, а также три катера 5-й флотилии из Гавра вышли на совместный поиск целей. После атаки все катера должны были уходить в Шербур и только в случае необходимости следовать в Гавр — без торпед их там не ждали за неимением возможности пополнить боезапас. Западная группа с помощью береговых батарей с мыса Барфлер миновала патрульные эсминцы линии «Дикси», но объектов для атаки не нашла, поскольку из-за недавних потерь союзники отменили ночное движение судов к югу от острова Уайт.
Неподалёку от Гавра шнелльботы попали под обстрел патруля в составе эсминца «Айсис» (HMS Isis) и эскортных миноносцев «Глейсдейл» (HNoMS Glaisdale) и «Стивенстоун» (HMS Stevenstone). S-138 получил попадание, загорелся, но ход не потерял и вместе с остальными катерами укрылся в Гавре. Восточная группа целей тоже не обнаружила и после стычек с корабельными и воздушными патрулями союзников в 01:30 вернулась назад.
Расстрелявшие ранее торпеды катера 2-й и 4-й флотилий в 23:00 12 июня также покинули Гавр, имея приказ уходить в Булонь. Но S-169 подорвался на мине, и 4-й флотилии приказали сопровождать его назад в Гавр. 2-я флотилия наткнулась на патрули и получила приказ возвращаться, но затем видимость улучшилась, и в 03:25 её снова направили в Булонь. Радиоразведка союзников перехватила и расшифровала приказы противника, и авиация начала поиск по маршруту перехода. Рано утром 13 июня самолёты 415-й эскадрильи Берегового командования обнаружили торпедные катера у Ле-Туке, что к юго-западу от Булони, и навели на немцев патрулировавшие в этом районе «Бофайтеры» 143-й и 236-й эскадрилий.
Первый самолёт атаковал шнелльботы в 04:30 в 17 милях к юго-западу от Булони, а через 6 минут подоспела ещё шестёрка «Бофайтеров». S-178, получивший прямое попадание, затонул. Остальные катера под непрерывными атаками с воздуха приступили к спасательным работам и все были поражены. На S-179 в результате обстрела все двигатели вышли из строя, на корме начался пожар. Горящий S-189 попытался достичь Булони своим ходом, но был потоплен ракетами вынырнувшего из облаков «Бофайтера» на виду у артиллеристов береговой зенитной батареи в 3 милях от гавани.
В 05:30 S-179 было дал ход, но в 06:00 снова его лишился, и S-181, подобравший уцелевших с S-178, потащил его на буксире. С 05:40 с ними находилась подошедшая на помощь из Булони 8-я флотилия раумботов. В 06:10 начались новые атаки «Бофайтеров». В 2 милях от Булони S-181, сняв раненых и большую часть экипажа с S-179, ушёл в гавань. После этого бомба одного из «Бофайтеров» упала между S-179 и R-97, потопив раумбот и сильно повредив шнелльбот — последний добили подрывными патронами, а остаток экипажа снял R-99.
Всего «Бофайтеры» уничтожили три шнелльбота и один раумбот. Были повреждены раумбот R-99 и тральщик М-402, на торпедных катерах погибло 42 моряка и ещё 20 получили ранения. У англичан была сильно повреждена зенитным огнём машина комэска 236-й эскадрильи Билла Такона (Ernest William Bill Tacon), погиб штурман его экипажа.
В ночь на 14 июня шнелльботы группы «Запад» должны были выйти из Гавра для нападения на конвои снабжения союзников. При этом 5-я и 9-я флотилии получили приказ после атаки уходить в Шербур. Однако 7-бальный северо-западный ветер вынудил свернуть наступательные операции. Радиообмен немцев союзники снова перехватили и расшифровали, а после приняли решение воспользоваться концентрацией всех надводных ударных кораблей врага в одном пункте и уничтожить их массированными ударами с воздуха.
Нападение на порт Гавра предполагалось произвести двумя волнами — вечером 14 июня и после полуночи 15 июня. Первая волна — 221 бомбардировщик «Ланкастер» и восемь целеуказателей «Москито» — должна была атаковать в вечерних сумерках. Во главе колонны следовали 22 «Ланкастера» 617-й эскадрильи, 15 из которых несли 12 000-фунтовые (5500-кг) бомбы «Толлбой». Это была вторая операция с использованием новейших сверхмощных бомб — в первый раз ими воспользовались для разрушения железнодорожного тоннеля близ Сомюра ночью на 9 июня.
Все другие «Ланкастеры» этой волны были загружены 1000-фунтовыми бомбами. Было достаточно светло, чтобы ведущий «Москито» хорошо различил цели с 3000 футов. Спикировав сквозь зенитный огонь, открытый в 22:30, он с 700 футов настолько точно сбросил светящиеся маркёры на убежище шнелльботов, что двум его ведомым дополнительного захода не потребовалось.
После этого на цель пошла 617-я эскадрилья, до этого поджидавшая результатов работы самолётов наведения на высоте 12 000 футов в нескольких милях от Гавра. В 22:32 она начала сбрасывать бомбы на большой бетонный бункер, в котором находились почти все шнелльботы; только S-142, S-143, S-144 и S-146 были пришвартованы к его внешней стороне и в плавучем доке, причём лишь на последнем находился производивший ремонт экипаж.
Все 15 «Толлбоев» упали почти одновременно. Три бомбы, попавшие в крышу в северо-западной части бункера, уничтожили 3,5-метровые верхние железобетонные конструкции и разрушили северную и западную стены толщиной 2,5 метра, вскрыв более чем шестиметровой высоты купол бункера. Ещё одна бомба, взорвавшаяся между двумя парами смежных секций бункера, уничтожила пришвартованные у их причалов шнелльботы. Упавшие вблизи входных ворот и взорвавшиеся в воде «Толлбои» вызвали мощные волны, которые довершили разгром. Остальные самолёты группы отбомбились с высот от 16 000 до18 000 футов. В гавани в семи местах возникли пожары. В ходе атаки, продолжавшейся 22 минуты, на портовые сооружения Гавра было сброшено 1230 тонн бомб.
Вторая волна состояла из 119 «Ланкастеров» и пяти «Москито». Она отбомбилась по Гавру в 01:10–01:30. Было сброшено 570 тонн бомб, причём на этот раз сильно пострадали прилегающие к порту жилые кварталы. Был сбит один «Ланкастер» из 15-й эскадрильи. Как и в первом налёте, немецких истребителей в воздухе не было, а зенитный огонь оценивался англичанами как довольно сильный.
К 06:00 15 июня командование группы «Запад» смогло определить размеры бедствия. В числе множества кораблей и судов в гавани были потоплены миноносцы «Фальке» (Falke) и «Ягуар», «Мёве» получил тяжёлые повреждения, незначительно был повреждён T-28 — 5-я флотилия миноносцев прекратила своё существование. Погибли 14 шнелльботов — S-84, S-100, S-138, S-142, S-143, S-144 (сильно повреждён в сухом доке и позднее стал трофеем), S-146, S-150, S-169, S-171, S-172, S-173, S-187 и S-188. Удалось уцелеть только S-167. Кроме того, погибли корветы РА-1 и РА-2, два раумбота, семь тральщиков, восемь форпостенботов и артиллерийский самоходный паром AF-69.
В ходе бомбардировки погибло 18 моряков, в том числе командир 5-й флотилии капитан-лейтенант Курт Йоханнсен (Kurt Johannsen), а 25 было ранено, включая командира 9-й флотилии капитан-лейтенанта Гётца фон Мирбаха и четырёх командиров катеров. Оба командира флотилий в момент атаки находились на борту миноносца «Мёве» на церемонии награждения фон Мирбаха знаком катерника с бриллиантами и Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.
В городе было разрушено 700 зданий, погибло 67 мирных жителей. Следующей ночью Бомбардировочное командование нанесло удар по другой базе торпедных катеров — Булони. В налёте приняли участие 297 самолётов — 155 «Ланкастеров», 130 «Галифаксов» и 12 «Москито». Из-за облачности маркёры, сброшенные ведущим «Москито» 617-й эскадрильи, не были различимы, и только 10 её «Ланкастеров» сбросили «Толлбои» почти наугад, а остальные 10 вернулись с бомбами на базу. Другие участники налёта, встреченные беспорядочной пальбой зениток, также отбомбились наугад по порту и городу; всего было сброшено 1300 тонн бомб. Были уничтожены плавбазы раумботов «Фон дер Грёбен» (Von der Groeben), «Бромми» (Brommy) и «Фон дер Липпе» (Von der Lippe), шесть раумботов, три тральщика, два форпостенбота, два артиллерийских самоходных парома и восемь вспомогательных кораблей и судов, ещё три раумбота получили серьёзные повреждения. Находившиеся здесь два шнелльбота 2-й флотилии и два 4-й флотилии уцелели. Потери британцев составил один «Галифакс».
Таким образом, в ходе двух налётов Бомбардировочное командование полностью разгромило вражеские надводные силы в зоне Канала. Ударные надводные силы группы «Запад» сократились до 13 шнелльботов — четырёх единиц в Булони, пяти в Остенде, одной в Гавре и трёх в Шербуре. В течение последующих трёх ночей шнелльботы 9-й флотилии пытались выйти из Шербура для атаки судов, но каждый раз отражались вражескими патрулями. От 5-й флотилии в Шербуре остался только S-112 в небоеспособном состоянии, так что личный состав флотилии отправили в Германию на переформирование, а уцелевшие катера 4-й флотилии включили в состав 2-й. Командующий группой «Запад» адмирал Теодор Кранке (Theodor Krancke) 16 июня писал в своём дневнике:
«Налёт на Гавр был катастрофой. Мы понесли крайне тяжёлые потери. Оставшимися силами вряд ли можно выполнить запланированные операции… Обстановка на море в бухте Сены со вчерашнего дня полностью изменилась из-за удара по Гавру и увеличились трудности со снабжением Шербура как сушей, так и морем».
Историк немецкого флота адмирал Фридрих Руге (Friedrich Ruge) считал Кранке «частично виновным» в последствиях удара по Гавру, поскольку «немецкие зенитные батареи получили приказ не открывать огонь в ожидании использования немецкими самолётами какого-то нового оружия». По этому поводу по приказу Гитлера было назначено служебное расследование. Однако командование группы «Запад» должно было нести полную ответственность за случившееся, поскольку допустило чрезмерную концентрацию сил в базе, расположенной вблизи аэродромов противника, обладавшего абсолютным превосходством в воздухе и огромным количеством современных бомбардировщиков.
О том, что из трагедии были сделаны правильные выводы, свидетельствовал тот факт, что в самые сжатые сроки в Дьеппе был создан дополнительный пункт базирования шнелльботов. С другой стороны, после нейтрализации миноносцев и шнелльботов в Гавре ночные нападения в Канале на некоторое время прекратились и, соответственно, ослабела нагрузка на задействованные в ночных патрулях Прибрежные силы союзников и авиацию Берегового командования.
Литература и источники:
- Admirality War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Corelli Barnett. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — London, Penguin, 1991
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Janes, 1970
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile D Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2000
- Peter Markham Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
- Ральф Баркер. Затопить Германию! — М.: ACT, 2001
Сергей Марченко
Читайте нас: