Здесь, в Соединенных Штатах, мы склонны воспринимать ядерное оружие почти так же, как «космическую гонку» шестидесятых годов или холодную войну, то есть как пережиток давно ушедшей эпохи, противостояния, из которого Америка вышла победительницей. К сожалению, на самом деле, эта эпоха вовсе не ушла в прошлое, как многим сегодня кажется: противокосмическая оборона вновь привлекла к себе внимание всего мира и стала предметом серьезной озабоченности. Америка снова оказалась на пороге гонки вооружений, поскольку Россия и Китай заявили о создании в последние годы новых ядерных вооружений исключительно высокой мощности.
Америка все еще является обладательницей второго по величине арсенала ядерного оружия на планете, отставая лишь от России, которая, как и ее предшественник, Советский Союз, всегда придавала огромное значение средствам ядерного сдерживания, полагаясь на доктрину «гарантированного взаимного уничтожения».
Проблема заключается в том, что после распада Советского Союза Америка в основном почивала на своих ядерных лаврах, что привело к значительному отставанию ядерных технологий, имеющихся в арсенале Дяди Сэма от революционных разработок его главных стратегических соперников.
В настоящее время ВВС США ищут компанию, которая будет производить американские межконтинентальные баллистические ракеты следующего поколения, способными нести ядерные боеголовки. Однако, до тех пор, пока этот контракт не будет выполнен, Соединенным Штатам придется по-прежнему полагаться на давно устаревшие баллистические ракеты шахтного базирования Minuteman III и твердотопливные ракеты Trident, установленные на подводных лодках, обладающие мощностью 475 и 100 килотонн тротилового эквивалента соответственно.
Эти вооружения обладают довольно высокой мощностью: относительно маломощные ракеты Trident в шесть раз превышают по этому показателю бомбу, сброшенную на Хиросиму, а Minuteman III – почти в тридцать раз.
Однако, хотя с помощью 475 килотонн можно произвести поистине апокалиптические разрушения, самые мощные американские ракеты Minuteman III не только сильно отстают от российских и китайских «конкурентов» с точки зрения технологий и способности обходить системы противоракетной обороны, но и намного уступают им по мощности.
Например, мощность новейшей китайской межконтинентальной баллистической ракеты DF-31 составляет 1 мегатонну или тысячу килотонн. Это означает, что новая тринадцатиметровая китайская ракета обладает вдвое большей мощностью, чем американские МБР. Впрочем, какой бы мощной ни была китайская DF-31, если она вас впечатляет, значит вы давно не интересовались российским ядерным арсеналом.
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат», которую в странах НАТО называют «Satan-2», оснащена огромной ядерной боеголовкой мощностью в 50 мегатонн. Для тех, кто не особенно силен в арифметике, это эквивалентно 50 тысячам килотонн, то есть американские Minuteman III не могут идти ни в какое сравнении с этой российской «сатаной».
Как и китайская DF-31, «Сармат» может вместо одной большой боеголовки доставлять группу зарядов меньшей мощности, но это снижение, вероятно, было бы компенсировано распределением огневой мощи: другими словами, несколько малых боеголовок могут уничтожить все живое на более обширной территории, чем одна большая.
Впрочем, поскольку российские официальные лица утверждают, что их новая ядерная торпеда способна нести поистине гигантскую ядерную боеголовку мощностью в 100 мегатонн, даже «Satan-2» не является «самым большим зверем» в ядерном лесу.
Несмотря на то, что непосредственная разрушительная сила – не единственный показатель ядерного потенциала страны, все же целесообразно сопоставлять цифры, когда речь идет о возможном будущем конце света. Ведь, что ни говори, если мощность одной-единственной российской ядерной ракеты соответствует 105 американским МБР… у всех нас действительно есть серьезный повод для озабоченности.
Читайте нас: