Лента новостей

18:00
Украинца посадили на 11 лет за трансляцию российских телеканалов
17:59
Власти Швейцарии приняли постановление о запрете сокрытия лица на улице
17:38
Украинский БПЛА атаковал многоквартирный дом в Белгороде
17:20
Никита Михалков задумал отсудить у Украины почти 50 млн рублей
17:19
Паства Донецкой епархии РПЦ: боровшийся с Русским миром и защитниками Донбасса пресс-секретарь митрополита Илариона «переобулся»
17:14
Мировые цены на продукты достигли 18-месячного максимума
17:12
«Стратегическое терпение» для преодоления проблем и развития отношений между Китаем и Индией
17:09
Политолог Елисеева рассказала о скором применении Трампом политики давления
16:30
Военных ВС РФ приговорили к пожизненному заключению за убийство семьи в ДНР
16:28
Министр нефтегазовой отрасли Индии: мы оказали миру услугу, покупая у России нефть
16:20
Туск заявил, что не делал предположений о связях Трампа с Россией
16:09
Главное в военных СМИ за неделю: выжигающий Дракон, перестановки в ОАК и ОДК, сроки испытаний патрульного ледокола
16:05
Уничтожения немецкого «Leopard 2» ВСУ в Курской области
16:02
Курская область: наступление продолжается, войска РФ установили контроль над тремя стратегическими селами
15:38
«Ему не нравится Украина». Фукуяма рассказал о грядущей судьбе Европы и мира при Трампе
15:37
Боррель назвал рецепт выживания Евросоюза
15:36
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 2 по 8 ноября
15:30
Посол Японии в России Муто-сан не читал Конституцию РФ?
15:27
В США из-за шуточного ролика снова обнаружили «русский след» на выборах
15:18
Франция передала Украине сто дронов-камикадзе новой модели
14:54
ООН с опаской ожидает возвращения Трампа к власти
14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Будущая «вертикалка» уже летает

Будущая «вертикалка» уже летает




Создание отечественных самолетов КВВП возможно на базе существующих и перспективных истребителей


Истребитель с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) включен, по словам вице-премьера Юрия Борисова, в Государственную программу вооружения. Разработка ведется по поручению Верховного главнокомандующего и в настоящее время, насколько известно, находится в стадии концептуальных моделей и прототипов.

Концептуальные исследования, как учит опыт, могут длиться вечно, а самолет с подобными характеристиками хотелось бы иметь уже во исполнение ГПВ-2018–2027. Главное – это реально.

До сих пор многие авиационные специалисты считают аксиомой, что за возможность короткого взлета и вертикальной посадки и соответственно за все вытекающие из этого несомненные оперативно-тактические преимущества истребитель должен платить значительным ухудшением весовых, летно-тактических и технико-экономических характеристик. И эти минусы якобы настолько велики, что обесценивают почти все плюсы, автоматически делая бессмысленным развитие данного направления.

Однако если поверить алгеброй эту кажущуюся истиной гармонию, приходим к выводу о неверности исходного постулата. Объективные и достаточно элементарные расчеты показывают, что для унифицированных по конструкции и основным системам истребителей обычного взлета и посадки (ОВП) аэродромного базирования и КВВП наземного и корабельного базирования масса и объем систем, обеспечивающих возможности короткого взлета и вертикальной посадки, в первом приближении равны массе и объему дополнительных запасов топлива (аэронавигационный запас и прочее) аналогичных образцов ОВП. В результате массы расходуемого на полет топлива при базировании вариантов ОВП и КВВП на одних носителях одинаковы. Близки также нормальные взлетные и посадочные массы этих самолетов и другие зависящие от них характеристики: разгонные, маневренные, управляемость.

Следует учесть, что применение систем, обеспечивающих КВВП (струйная система управления, подъемные агрегаты), на других этапах полета, требующих повышенной эффективности управления, а также при отказах и боевых повреждениях аэродинамических органов управления позволяет истребителю значительно улучшить и эти характеристики на отдельных режимах. Таким образом, повышаются надежность и боевая живучесть.

Рациональная для КВВП и недоступная для ОВП пространственная оптимизация системы оперативного базирования позволяет либо значительно сократить требуемую дальность полета к району выполнения поставленной задачи и тем самым уменьшить взлетную массу (за счет топлива), либо увеличить глубину боевого воздействия. Таким образом, истребитель КВВП не только не уступает, но при рациональном применении даже превосходит вариант ОВП по основным ЛТХ.

Теперь о технико-экономических и эксплуатационных характеристиках. Стоимость серийного производства истребителя КВВП на 15–20 процентов выше, чем аналогичного образца ОВП аэродромного базирования при одинаковых объемах выпуска. Однако при рациональном боевом применении за счет значительно меньшего прогнозируемого эквивалентного налета истребителя КВВП (0,6–0,7 от варианта ОВП) стоимость его эксплуатации за одинаковые периоды времени также будет значительно меньше. При этом ресурс и жизненный цикл систем, агрегатов, элементов конструкции и самолета в целом будут соответственно увеличены. Поскольку затраты на эксплуатацию парка истребителей КВВП составят более 50 процентов стоимости жизненного цикла (СЖЦ), этот показатель окажется на 10–15 процентов ниже, чем СЖЦ парка специализированных истребителей ОВП берегового или корабельного базирования.

В еще большей степени будет снижена СЖЦ системы «группировка истребителей КВВП – места базирования» за счет дополнительного и значительного сокращения расходов на создание, эксплуатацию и ремонт инфраструктуры, особенно в таких стратегически важных, но удаленных и труднодоступных регионах Крайнего Севера, включая аэродромы, авианесущие корабли, учебно-тренировочные комплексы. Таким образом, и по эксплуатационным, и по технико-экономическим характеристикам истребители КВВП существенно превосходят свои аналоги ОВП аэродромного и корабельного базирования.

Остается оценить недостижимый для них уровень оперативно-тактических преимуществ истребителей КВВП, значительное превосходство по гибкости базирования, пространственно-временным характеристикам, возможностям и эффективности при решении основных боевых задач.

В первую очередь это радикальное, почти полное решение проблемы блокирования и уничтожения авиации ОВП на аэродромах и авианосцах, когда противнику не нужно выцеливать каждый истребитель, достаточно уничтожить обеспечивающую взлет-посадку инфраструктуру. Кроме того, использование самолетов КВВП дает резкое сокращение времени реакции на вызов, что особенно важно при обнаружении высокомобильных приоритетных воздушных, наземных, надводных и подводных целей, при этом позволяя увеличить число вылетов за одинаковое время, а также суммарное количество доставляемой боевой нагрузки и повышая вероятность поражения целей.

По сравнению с их аналогами ОВП возможности оперативного базирования истребителей КВВП значительно расширяются как на континентальных, так и на морских театрах военных действий. Для этого могут использоваться многочисленные объекты неавиационной инфраструктуры, пригодные для вертолетов соответствующей размерности, платформы, суда и корабли всех классов с вертолетными площадками и даже площадки на реках, озерах и дрейфующих льдах.

Следует еще раз подчеркнуть, что в современных программах создания перспективных многоцелевых истребителей четко прослеживается общая тенденция к максимальной конструктивно-компоновочной, аэродинамической, технологической и эксплуатационной унификации вариантов. Так, в США по программе JSF в целях оптимизации и экономии затрат созданы и массово серийно производятся три унифицированных варианта истребителя F-35 – ОВП аэродромного базирования для ВВС, ОВП корабельного базирования для ВМС и КВВП межвидового применения (ВВС, ВМС, КМП).

По этой логике еще более рационально со всех точек зрения создание межвидовых вариантов истребителей КВВП на базе существующих авиационных комплексов ОВП аэродромного базирования, уже принятых на вооружение и подтвердивших свою высокую эффективность, таких как российские Су-57, Су-35, Су-30СМ, МиГ-35 и Як-130. В этом случае стоимость разработки вариантов КВВП составит только 15–20 процентов от исходных самолетов ОВП, а сроки сократятся примерно вдвое. При этом значительно снизится и риск недостижения расчетных технических характеристик, что до сих пор преследует упомянутую выше программу JSF. Но эти вопросы, как и многие другие, требуют отдельного серьезного обсуждения. Главное – перевести создание отечественного истребителя КВВП из концептуальной в практическую плоскость.

Виктор Друшляков



Опубликовано: lentok     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх