Этот день в истории - 27 Мая
Марш в европейское будущее
Доктор Комаровский: Каждый третий украинец умрет от рака из-за «реформ» в Минздраве
«Панда» отдыхает: после Революции достоинства с госпредприятий Украины было украдено около 80 млрд гривен
«Свобода» запретила в Черновцах оппозиционеров и коммунистов
Данальда Трампа призывают открыть Врата Ада!
Что будет дальше: НАТО вступил в войну с ИГИЛ
Может ли ИКАО запретить России летать в Крым
Кто подставил пресс-секретаршу?
Смерть с небес: ИГИЛ публикует кадры атак самолетов и вертолетов ВКС
Америка: Кремль опаснее, чем ИГИЛ
Ostthuringer Zeitung: Санкции только укрепляют Россию
Киеву пообещали «ночь длинных ножей»
Бунт «бляхарей»
Бойцов ОМОНа возьмут на контракт
Британский аналитик: Пекин и Москва нашли альтернативу западным саммитам
WSJ: Трамп оставит антироссийские санкции Обамы в силе
Германии не стыдно за зверства Вермахта? Немец об идее русских недолюдей
Трамп и НАТО: бычок на лбу не затушил - и на том спасибо.
Бойня в Манчестере — чужая война
Балансирующий Вашингтон
Ваше слово, товарищ «маузер»!
Размышления на тяжелую тему
США вгонят союзников в кредитную кабалу
Украинский креативный ренессанс
Утомленные Порошенко: в Берлине вспомнили о Тимошенко
Грузия получила «братский привет» от России
Военно-морские мучения Пентагона: как разваливается флот США
Львов начинает заваливать мусором всю Украину
Америка пытается превратить С-400 в груду бесполезного металла
«Холодные» методы: в США предлагают выделить $100 млн на противодействие Кремлю
Киевское метро подняло цены на проезд, потому что «народ богатеет»
Компания «Сухой» передала ВКС первую в этом году партию самолетов Су-34
«Кувалда для авианосца» и советская «Буря»: ракеты-монстры из СССР
Der Spiegel: Пора говорить с Турцией жестко
Вертолет Ка-226Т превратят в робот-беспилотник
Наполеон проиграл Ватерлоо, Гитлер проиграл Берлин...Ваша очередь, господин Трамп
Тем временем в Бразилии, где с майданом что-то пошло не так
Брюссельские смотрины: Трамп отказался слушать скулёж Порошенко
Чем плохи и чем хороши новые российские вертолеты
Грабеж по-киевски: зачем Украина избавляется от собственных граждан
Боевой гопак и ночь длинных ножей
Нацбанк Украины так и не получил деньги Януковича
«Рэволюция гiдности» как предпродажная подготовка Украины
Как разваливали СССР: ЦРУ рассекретило документы о Горбачеве

«    Май 2017    »
15161718192021
» » Возрождение космических исследований в России

Возрождение космических исследований в России

Вывоз ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами на стартовую площадку космодрома «Восточный»Вывоз ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами на стартовую площадку космодрома «Восточный»В этой серии статей астроном Рафааэль Бачильер рассказывает нам о самых интересных явлениях в космосе, давая всесторонний анализ актуальных научных тем, космических событий и новостей науки о Вселенной.

28 апреля с сибирского космодрома «Восточный» была запущена ракета «Союз 2-1А». Она должна вывести на орбиту три спутника, один из которых назван именем Ломоносова. Это многофункциональный спутник, предназначенный для наблюдения широким космических явлений: от астероидов, представляющих опасность для Земли, до космических лучей. Недавно построенный космодром, успешный запуск и насыщенная программа космических исследований на ближайшее десятилетие указывают на стремительное возрождение космической науки в России.

Новый космодром

Решение о строительстве космодрома «Восточный» в Сибири, недалеко от российско-китайской границы, было принято Путиным в 2007 году для того, чтобы дополнить, а в долгосрочной перспективе заменить космодром «Байконур», который после распада СССР перешел в собственность Казахстана. Строительство «Восточного», начавшееся в 2011 году, завершится в 2018 году. Именно тогда с него можно запускать пилотируемые аппараты. Отсюда также будут производиться запуски ракет семейства «Ангара», все еще находящиеся в стадии разработки. Они предназначены для транспортировки сверхтяжелых грузов. Начало их использования запланировано на 2021 год.

Первой ракетой, запущенной с «Восточного» 28 апреля в присутствии Путина, был «Союз 2-1А», на борту которой было три спутника. Один из них носит имя Ломоносова и представляет собой многофункциональную астрономическую обсерваторию, оснащенную самыми разнообразными приборами.
Спутник был разработан и построен в МГУ имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с научными институтами еще шести государств, включая США и Испанию, которая представлена Валенсийским университетом, Высшим советом научных исследований (CSIC) и Национальным аэрокосмическим институтом (INTA). Спутнику присвоено имя Михаила Ломоносова, выдающегося и многостороннего русского ученого и писателя, наблюдавшего в 1761 году из Санкт-Петербурга прохождение Венеры по диску Солнца. Его считают первооткрывателем атмосферы этой планеты.

Многофункциональная космическая обсерватория

Спутник «Ломоносов» будет наблюдать как Землю, так и глубины Вселенной. Наблюдая за нашей планетой, он будет изучать загадочные космические лучи сверхвысоких энергий; коротких (транзитных) электрических разрядов в верхней атмосфере Земли, которые могут принимать форму больших красных нимбов или гигантских синих струй. Эти явления, открытые в 1989 году, все еще мало изучены, хотя известно, что они наблюдаются на высотах от 10 до 70 километров над уровнем моря.

На спутнике также установлены приборы для наблюдения за гамма-всплесками, сопровождающимися выделением большой энергии: гамма-излучением, ультрафиолетовым излучением, видимым светом. Кроме того, телескоп ТУС диаметром 1,8 метра, обращенный в сторону Земли, позволит исследовать ультрафиолетовое излучение, возникающее в атмосфере под воздействием космических лучей. Оптическая камера сверхширокого поля зрения (ШОК) будет исследовать небо с целью обнаружения взрывов сверхновых, пролета астероидов и даже космического мусора.
«Ломоносов» оснащен большим количеством разнообразных приборов, хотя за последние годы Россия крайне редко запускала спутники с научными целями. Так что неудивительно, что его запуск обрадует многих исследователей.

Неудачи и успехи

У России сейчас выведен на орбиту космический радиотелескоп «Радиоастрон», способный вести наблюдения в связке с другими телескопами на Земле (в том числе испанский телескоп IGN в Ебесе диаметром 40 метров).

Однако некоторые недавние космические проекты столкнулись с проблемами. Все помнят неудачу зонда «Фобос-Грунт», запущенного к спутнику Марса Фобосу и сгоревшего в плотных слоях земной атмосферы над Тихим океаном в январе 2012 года. Эта авария была особенно неприятной, поскольку речь шла уже о второй межпланетной автоматической станции, запущенной в сторону Марса «Роскосмосом». Первая неудача постигла зонд «Марс-96», который разрушился при входе в атмосферу Земли вскоре после запуска в ноябре 1996 года.

В январе нынешнего года правительство РФ приняло расширенный десятилетний план, подготовленный «Роскосмосом», включающий все мероприятия в области космических исследований, от вклада в МКС до навигационных спутников и пилотируемых полетов в космос. Хотя бюджет следовало сократить до приблизительно 20 миллиардов долларов, то есть, менее половину от изначально запрошенной «Роскосмосом» суммы, данный десятилетний план предусматривает достаточно широкомасштабную программу лунных исследований.

Вглядываясь в будущее

СССР первым начал исследования Луны. Вспомним, что советская автоматическая станция «Луна-1» стала первым космическим аппаратом, облетевшим Луну в 1958 году, а «Луна-2» стала первой автоматической станцией, совершившей посадку на поверхность спутника Земли в 1959 году. Последняя советская автоматическая межпланетная станция «Луна-24» была запущена в 1976 году. Сейчас, после того, как на Луне обнаружили воду, Россия вновь проявила к ней интерес.

С этой целью она подготовила запуск четырех межпланетных станций с участием Европейского космического агентства на период с 2018 по 2025 год. Первая из них — «Луна-25» — должна прилуниться около Южного полюса с тем, чтобы исследовать реальный потенциал нашего естественного спутника в качестве источника воды. Четвертая станция — «Луна-28» — должна будет взять образцы грунта и лунного льда и доставить их на Землю.

Еще одним проектом «Роскосмоса» является орбитальная астрофизическая обсерватория СПЕКТР-РГ, оборудованная двумя рентгеновскими телескопами. Ее запуск уже несколько раз откладывался, но сейчас это проект обрел новую силу благодаря сотрудничеству с Германией. Теперь запуск может состояться в 2017 или 2018 году.

Достаточно неопределенным остается будущее проекта «Гамма-400», одного из самых крупных научных спутников по наблюдению за небом с помощью рентгеновских лучей и изучению темной материи. Хотя запуск космической обсерватории был намечен на 2022 год, сейчас он под большим вопросом из-за сокращений бюджета «Роскосмоса».

Хотя Россия и утратила ту мощь, которой обладал СССР несколько десятилетий тому назад во время напряженного соревнования в области освоения космического пространства, запуск спутника «Ломоносов», ввод в строй нового космодрома «Восточный» и расширенный десятилетний план космических исследований доказывают, что Россия твердо намерена возродить свою космическую отрасль.

Рафаэль Бачильер