Star gazete: Получит ли Россия свою долю в новом миропорядке?
Polonia Christiana: Как Путин стал удобным инструментом
Перед Медведевым замаячил призрак отставки
Agora Vox: Как относятся к России кандидаты в президенты Франции
Как подопечный Порошенко оказался на месте убийства Вороненкова раньше всех?
LADA вошла в топ-5 автомобильных брендов в русскоязычных соцмедиа
Гитлерюгенд ИГИЛ: Бойцы ЧВК США в шоке от малолетних живых бомб
Военная безопасность Европы: предотвратить и обезвредить
И словом, и делом: Украина возрождает традиции Третьего рейха
Медведчук: Восстановление экономических отношений с РФ выгодно
Der Spiegel: Яценюк: долгий путь от Чечни до Бутырки
Развитие экономики: со второй половины 2017 начнется перевод зарплат бюджетников на карты "Мир"
Сергей Рудской: «Действия коалиции во главе с США могут привести к катастрофе»
Яценюк: долгий путь от Чечни до Бутырки
Aftenposten: Кто выиграет новую лунную гонку?
Чужие герои. Священные камни русского Юга
Финансы на выход: Сбербанк продаёт свою «дочку» на Украине
Генсек ООН готовит противоправный трибунал по Сирии
Трамп предложил расследовать связи Билла и Хиллари Клинтон с Россией
Тем временем: Порошенко обвинил Россию в попытках рассорить украинцев
«Что такое хорошо и что такое плохо»?
Госдеп возложил на Обаму ответственность за новые санкции против России
Как союзники нам помогали
Навальный и «праздник непослушания»: Лох — не мамонт…
Новейший британский авианосец будет беззащитен перед российской ракетой
Общественная палата РФ запускает горячую линию по мониторингу цен на лекарства
Сергей Лавров: русские своих в беде не бросают
Смерть с небес: Боевик снял гибель своего отряда от самолета ВКС России
Китайские дизели для катеров «Грачонок» сломались на первых же испытаниях
Сирийские войска в Алеппо блокировали крупную группировку ИГИЛ
200 миллиардов для Арктики. Чему должна завидовать остальная Россия
Над НАТО нависла угроза страшнее российской
Россия станет морской державой
Война никому не нужна, но…
Новый «Вул»: как изменили уникальный бесшумный пистолет для секретных операций
Трамп поддержал рубль
Новые снаряды летают без рельсов
The Washington Post: Иран и Россия сближаются
Кремль пытается взять плацдарм на Балканах
Bloomberg: Что может сделать Путин?
Навальный споткнулся о Крым
Delfi.lt: Кремль застигнут врасплох
Порошенко нашел гроши на Мальте
Die Zeit: Европа просыпается
Донбасс пугают возвращением беглого Януковича

«    Март 2017    »
20212223242526
» » Возрождение космических исследований в России

Возрождение космических исследований в России

Вывоз ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами на стартовую площадку космодрома «Восточный»Вывоз ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами на стартовую площадку космодрома «Восточный»В этой серии статей астроном Рафааэль Бачильер рассказывает нам о самых интересных явлениях в космосе, давая всесторонний анализ актуальных научных тем, космических событий и новостей науки о Вселенной.

28 апреля с сибирского космодрома «Восточный» была запущена ракета «Союз 2-1А». Она должна вывести на орбиту три спутника, один из которых назван именем Ломоносова. Это многофункциональный спутник, предназначенный для наблюдения широким космических явлений: от астероидов, представляющих опасность для Земли, до космических лучей. Недавно построенный космодром, успешный запуск и насыщенная программа космических исследований на ближайшее десятилетие указывают на стремительное возрождение космической науки в России.

Новый космодром

Решение о строительстве космодрома «Восточный» в Сибири, недалеко от российско-китайской границы, было принято Путиным в 2007 году для того, чтобы дополнить, а в долгосрочной перспективе заменить космодром «Байконур», который после распада СССР перешел в собственность Казахстана. Строительство «Восточного», начавшееся в 2011 году, завершится в 2018 году. Именно тогда с него можно запускать пилотируемые аппараты. Отсюда также будут производиться запуски ракет семейства «Ангара», все еще находящиеся в стадии разработки. Они предназначены для транспортировки сверхтяжелых грузов. Начало их использования запланировано на 2021 год.

Первой ракетой, запущенной с «Восточного» 28 апреля в присутствии Путина, был «Союз 2-1А», на борту которой было три спутника. Один из них носит имя Ломоносова и представляет собой многофункциональную астрономическую обсерваторию, оснащенную самыми разнообразными приборами.
Спутник был разработан и построен в МГУ имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с научными институтами еще шести государств, включая США и Испанию, которая представлена Валенсийским университетом, Высшим советом научных исследований (CSIC) и Национальным аэрокосмическим институтом (INTA). Спутнику присвоено имя Михаила Ломоносова, выдающегося и многостороннего русского ученого и писателя, наблюдавшего в 1761 году из Санкт-Петербурга прохождение Венеры по диску Солнца. Его считают первооткрывателем атмосферы этой планеты.

Многофункциональная космическая обсерватория

Спутник «Ломоносов» будет наблюдать как Землю, так и глубины Вселенной. Наблюдая за нашей планетой, он будет изучать загадочные космические лучи сверхвысоких энергий; коротких (транзитных) электрических разрядов в верхней атмосфере Земли, которые могут принимать форму больших красных нимбов или гигантских синих струй. Эти явления, открытые в 1989 году, все еще мало изучены, хотя известно, что они наблюдаются на высотах от 10 до 70 километров над уровнем моря.

На спутнике также установлены приборы для наблюдения за гамма-всплесками, сопровождающимися выделением большой энергии: гамма-излучением, ультрафиолетовым излучением, видимым светом. Кроме того, телескоп ТУС диаметром 1,8 метра, обращенный в сторону Земли, позволит исследовать ультрафиолетовое излучение, возникающее в атмосфере под воздействием космических лучей. Оптическая камера сверхширокого поля зрения (ШОК) будет исследовать небо с целью обнаружения взрывов сверхновых, пролета астероидов и даже космического мусора.
«Ломоносов» оснащен большим количеством разнообразных приборов, хотя за последние годы Россия крайне редко запускала спутники с научными целями. Так что неудивительно, что его запуск обрадует многих исследователей.

Неудачи и успехи

У России сейчас выведен на орбиту космический радиотелескоп «Радиоастрон», способный вести наблюдения в связке с другими телескопами на Земле (в том числе испанский телескоп IGN в Ебесе диаметром 40 метров).

Однако некоторые недавние космические проекты столкнулись с проблемами. Все помнят неудачу зонда «Фобос-Грунт», запущенного к спутнику Марса Фобосу и сгоревшего в плотных слоях земной атмосферы над Тихим океаном в январе 2012 года. Эта авария была особенно неприятной, поскольку речь шла уже о второй межпланетной автоматической станции, запущенной в сторону Марса «Роскосмосом». Первая неудача постигла зонд «Марс-96», который разрушился при входе в атмосферу Земли вскоре после запуска в ноябре 1996 года.

В январе нынешнего года правительство РФ приняло расширенный десятилетний план, подготовленный «Роскосмосом», включающий все мероприятия в области космических исследований, от вклада в МКС до навигационных спутников и пилотируемых полетов в космос. Хотя бюджет следовало сократить до приблизительно 20 миллиардов долларов, то есть, менее половину от изначально запрошенной «Роскосмосом» суммы, данный десятилетний план предусматривает достаточно широкомасштабную программу лунных исследований.

Вглядываясь в будущее

СССР первым начал исследования Луны. Вспомним, что советская автоматическая станция «Луна-1» стала первым космическим аппаратом, облетевшим Луну в 1958 году, а «Луна-2» стала первой автоматической станцией, совершившей посадку на поверхность спутника Земли в 1959 году. Последняя советская автоматическая межпланетная станция «Луна-24» была запущена в 1976 году. Сейчас, после того, как на Луне обнаружили воду, Россия вновь проявила к ней интерес.

С этой целью она подготовила запуск четырех межпланетных станций с участием Европейского космического агентства на период с 2018 по 2025 год. Первая из них — «Луна-25» — должна прилуниться около Южного полюса с тем, чтобы исследовать реальный потенциал нашего естественного спутника в качестве источника воды. Четвертая станция — «Луна-28» — должна будет взять образцы грунта и лунного льда и доставить их на Землю.

Еще одним проектом «Роскосмоса» является орбитальная астрофизическая обсерватория СПЕКТР-РГ, оборудованная двумя рентгеновскими телескопами. Ее запуск уже несколько раз откладывался, но сейчас это проект обрел новую силу благодаря сотрудничеству с Германией. Теперь запуск может состояться в 2017 или 2018 году.

Достаточно неопределенным остается будущее проекта «Гамма-400», одного из самых крупных научных спутников по наблюдению за небом с помощью рентгеновских лучей и изучению темной материи. Хотя запуск космической обсерватории был намечен на 2022 год, сейчас он под большим вопросом из-за сокращений бюджета «Роскосмоса».

Хотя Россия и утратила ту мощь, которой обладал СССР несколько десятилетий тому назад во время напряженного соревнования в области освоения космического пространства, запуск спутника «Ломоносов», ввод в строй нового космодрома «Восточный» и расширенный десятилетний план космических исследований доказывают, что Россия твердо намерена возродить свою космическую отрасль.

Рафаэль Бачильер