Корабль «Буря» спущен на воду на судостроительном предприятии «Пелла» под Санкт-Петербургом. Он принадлежит к проекту «Каракурт» и задуман как мощнейший носитель ракетно-артиллерийского вооружения, который способен держать под прицелом всю Европу, не покидая территориальных вод России.
Но ещё военные эксперты отмечают важность самого события, которое означает возвращение к ритмичности в выпуске российских боевых кораблей, несмотря на продолжающиеся проблемы с производством их двигателей.
Через тернии – в море
«Буря» — не первый «Каракурт», что готовится войти в состав ВМФ. Не так много времени прошло с того дня, когда Царьград сообщал о выходе на испытания в Ладожское озеро корабля той же «бурной» серии – «Ураган». День в день, 5 мая, на том же заводе «Пелла» спустили на воду третий корабль проекта 22800 – «Шквал». Ещё один – «Тайфун» – планируется к передаче в состав ВМФ в нынешнем году.
И вот – «Буря». И всё то же обнадёживающее ощущение, что по крайней мере этот проект начал выходить из эллингов по плану. И это ощущение, кстати, выразил заместитель начальника управления кораблестроением ВМФ России, капитан 1 ранга Михаил Краснопеев. Обращаясь к работникам завода, он заявил:
«Для нас это знаменательный день. Разрешите от имени главнокомандующего ВМФ России адмирала Королёва выразить слова благодарности за ваш труд по созданию корабля этой серии. А также выразить уверенность, что принятые темпы строительства позволят в 2019 году вывести корабль на заводские и ходовые испытания и в 2020-м передать его нам, военным морякам.»
Нужен ли флоту такой корабль? Что греха таить – немало наблюдателей морщатся, слыша о «москитном флоте» из «Каракуртов» и «Буянов». Ведь в то время, когда американцы одну за другой спускают атомные стратегические подлодки, мы «балуемся» выпуском корабликов водоизмещением всего в 800 тонн. И что они могут с одной батареей «Калибров-НК» и по-прежнему сохраняющимися проблемами с главной энергетической установкой?
Дело в том, что проект 22800, как и ряд других корабельных серий, сильно зависел от украинских дизелей. Ничего необычного – прежде это было нормальным разделением труда в рамках общесоюзной кооперации в производстве оружия. Однако в последние годы эта кооперация – в области производственной связи с Украиной – приказала долго жить. Соответственно, на русских верфях замерли многие недостроенные корабли.
Попытки же быстро переключить отечественные предприятия на выпуск собственных, российских двигателей успешными были не всегда. И вот это задело «Каракурты» в первую очередь. Доходило дело до того, что их производитель, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», подавал в суд на завод «Звезда». Это он теперь собирает дизельные двигатели. Немалый, кстати, иск вчинил: на 513 677 241,11 рубля – за невыполнение контрактных сроков поставки двигателей для малых ракетных кораблей проекта 22800.
Мал клоп, да вонюч
Итак, что же такое – корабли серии «Каракурт», в которой «Буря» стала четвёртым изделием из планируемых восемнадцати?
Водоизмещение – небольшое, 800 тонн. Не речной трамвайчик, но, в общем, не сильно больше. Зато скорость впечатляет – больше 30 узлов. Малозаметный, сделан по технологиям «Стелс». Высочайшая манёвренность, поворотливость, небольшая – 4 метра – осадка.
А вот по вооружению «Каракурты» не уступают, пожалуй, и хорошему эсминцу. Недаром когда-то вице-премьер Юрий Борисов характеризовал один из них словами: «Очень зубастенький получился корабль».
Действительно, для самозащиты у него есть весьма мощная артиллерийская «металлорезка» АК-176МА, новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-МЕ».
А вот для нападения на врага – ракетный комплекс «Калибр-НК» радиусом поражения в 1500 км. Или больше – лишь немногие знают его реальные возможности. И установка 3С14 для ракет РК П-800 «Оникс».
А это значит, что «каракурт» — а так называют вид маленького, но весьма опасного и смертоносного паучка – способен действительно оказаться, как его однажды назвала германская газета Bild, «маленьким путинским корветом-убийцей». И он действительно, как пишет издание, способен «бросить вызов доминированию США на море»! Почему? А потому, что… им в море можно вовсе не выходить, чтобы стать очень серьёзной угрозой для каждого вражеского корабля в радиусе 500 километров, а для наземного объекта – в радиусе 1500 километров.
В своё время эту главную особенность «Каракуртов» описал лидер Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев:
«Как показал опыт последних лет, в закрытых акваториях типа Чёрного, Балтийского, Каспийского морей даже небольшие кораблики, чья стоимость в разы меньше, чем у крупных, могут выполнять те же задачи, что и крупные корабли. И тогда в этих акваториях серия дешёвых, быстрособираемых, но достаточно мощных корабликов для решения оперативных задач становится уже флотилией стратегического значения, если начинает работать, в том числе, по стратегическим береговым целям.»
Ведь «Каракурты» способны базироваться где угодно. С их осадкой и водоизмещением они смогут легко спрятаться на любом озере, водохранилище, оперативно сместиться от Каспия до Балтики. Как их поймать? И как нейтрализовать их «Калибры», которые, как показала военная кампания в Сирии, нужную цель всегда найдут.
Покровский Александр
Читайте нас: