Вчера вышли данные по бюджетному балансу. В сентябре они завершают финансовый год, поэтому интересно посмотреть, что там происходит.
Годовой дефицит бюджета федерального правительства США 780 млрд долл – это максимальное значение с 2012, он растет с 2015 года. Это обусловлено стагнацией доходов правительства при росте расходов на 450 млрд.
Многие считают, что тренд на наращивание расходов был задан при Трампе, но это не так.
Разгон начался с конца 2014 и связан с социальными программами. Исторически бюджетная политика, как и денежно-кредитная слабо зависимы от того, кто в президентском кресле. Доминирующее значение оказывают макроэкономические факторы, баланс лоббистских сил (финансовые, промышленные, энергетические, фармацевтические, технологические, военные и другие) технологические сдвиги и экономико-социальные тренды.
Текущий дефицит бюджета никак нельзя назвать чрезмерным. Это 24% от доходов, для сравнения в самый тяжелый период 2009-2010 доходило до 73%.
24% - это среднее значение с 1980 по 1994 и на уровне середины 2004. В денежном выражении сейчас несколько меньше половины от максимального дефицита в конце 2009, а относительно к ВВП 3.9% (в 2009 было почти 10%).
Что опять же типично для периода 1980-1995, но выше, чем в фазу экономического роста 1995-2006.
Последние 4 года расходы правительства растут в полном соответствии с динамикой ВВП США и балансируются около 20% к ВВП. Но отсутствие сопоставимого импульса от доходов должно вызывать тревогу у правительства США, побуждая к каким либо налоговым маневрам.
Это становится еще более актуальным в свете агрессивного форсирования процентных расходов по долгу. В данный момент они подходят к 11% от доходов бюджета. И это только по рыночному долгу.
Выше 10% не было вообще никогда. Им очень долгое время удавалось удерживать стоимость обслуживания долга в приемлемых границах за счет обнуления ставок. Наращивание долга в 3 раза никак не отразилось на обслуживании в худшую сторону ... до сегодняшнего момента. Более того, ранее доходило до абсурдной ситуации, когда нагрузка на бюджет в контексте стоимости обслуживания долга в 2015-2016 была ниже на пару процентных пунктов, чем в 2006-2007! Сейчас все меняется и будет меняться, даже если ФРС немедленно откажется от дальнейших этапов повышения ставок. Рефинансирование долга уже будет идти по заметно более высоким ставкам. 13% нагрузки на бюджет в первой половине 2020 более, чем реально. Этот фактор будет в ближайшее время весьма чувствительным.
Читайте нас: