Самолеты фронтовой авиации российских Воздушно-космических сил (ВКС) успешно продемонстрировали свои боевые возможности в ходе воздушной операции в Сирии. Участие в реальных боевых действиях позволило не только проверить характеристики техники, но и наметить новые направления модернизации самолетов, которые позволят повысить их эффективность.
На фоне успешных боевых действий в Сирии растет престиж российской военно-воздушной техники в мире. Ее начал рассматривать для пополнения своих парков целый ряд стран. «Мы отмечаем рост интереса со стороны потенциальных заказчиков, – отметил президент ОАК Юрий Слюсарь в программе "В рабочий полдень” телеканала "Россия 24” в апреле. – Это и Су-34, отлично себя показавший в Сирии во время боевых действий. И Су-35 – наш новый самолет, это был первый опыт применения его в боевых условиях. И самолет Су-30СМ – сверхманевренный самолет, который уже поставляется, но есть новый виток интереса, который мы отмечаем после сирийских событий».
«Сирийская кампания сделала хорошую рекламу российскому вооружению, в первую очередь новым типам российских боевых самолетов Су-30СМ, Су-35 и особенно Су-34, а также высокоточным средствам поражения – крылатым ракетам и авиационным боеприпасам, – говорит член Общественного совета при Минобороны России Руслан Пухов. – Поэтому можно ожидать роста интереса иностранных заказчиков и роста продаж в этих сегментах».
Дополнительную популярность отечественным самолетам добавит их демонстрация на авиационных выставках российскими пилотажными группами. Две самые популярные из них – «Русские витязи» и «Стрижи» – будут теперь выступать на самых новых модификациях истребителей поколения 4++.
Потенциал Су-34
23 марта 2017 года. Министерство обороны Сирии опубликовало кадры боев с боевиками «Исламского государства» (ИГ; террористическая организация, запрещена в России) в районе Дайр-эз-Заур. На них видно, как российская авиация поддерживает наступление сирийского десанта. В частности, показано, как фронтовой бомбардировщик Су-34 ВКС России наносит бомбовые удары по позициям террористов, поддерживая наступление бойцов сирийской армии.
Су-34 активно эксплуатируется и в России. Примерно в те же дни, когда шли бои в районе Дайр-эз-Заур, уже пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации сообщила, что экипажи фронтовых бомбардировщиков Южного военного округа (ЮВО) выполнили боевые стрельбы на незнакомых полигонах на большой дальности.
Стрельбы стали очередным этапом тактических учений 4-й армии ВВС и ПВО. Летные испытания военные летчики проходили в составе нескольких авиагрупп. При этом Су-34 в сопровождении истребителей Су-27СМ3 и Су-30СМ совершили беспосадочные перелеты на расстояния более 6 тыс. км с дозаправками в воздухе в дневное и ночное время суток.
Чуть ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник Игорь Мугинов сообщил журналистам: «Летчики одного из авиационных полков ЗВО завершили переподготовку на бомбардировщики Су-34, звено которых пополнит авиационное соединение округа до конца 2017 года. Переобучение проходило в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава». Мугинов отметил, что в ходе подготовки летчики изучили тактико-технические характеристики самолета, его технологическую базу и особенности пилотирования. После теоретических занятий экипажи прошли специализированный курс на наземных тренажерах, затем выполнили полеты на Су-34 по кругу, по маршруту и в зону.
«ВКС России в 2016 году получили 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34, – доложил министру обороны Российской Федерации Сергею Шойгу командир 277-го бомбардировочного полка полковник Александр Горин в ходе единого дня военной приемки. – Все поставленные в часть самолеты выполняют полеты по плану боевой подготовки. Кроме того, шесть самолетов решают задачи в Сирийской Арабской Республике с февраля 2017 года. Претензий по качеству к полученной технике нет». Александр Горин отметил, что «Су-34 в сравнении со своим предшественником Су-24, ранее эксплуатируемым в полку, является сверхзвуковым самолетом, предназначенным для уничтожения наземных целей противника в тактической и оперативной глубине, сосредоточением основных усилий до 600 км от линии боевого соприкосновения».
В таком же объеме планируются поставки и в текущем году. «Новосибирский авиазавод имеет длительный контракт с Минобороны на 92 самолета Су-34 и выполняет его с опережением срока практически на год. В этом году мы ожидаем сверхплановые поставки четырех самолетов, а общий объем заказа текущего года – 16 Су-34, – сообщил заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов при посещении Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова (филиала компании "Сухой”). – График поставки самолетов заводом с Минобороны согласован, мы никаких неожиданностей не ждем». Заместитель министра обороны Российской Федерации отметил высокие характеристики бомбардировщика: «Су-34 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны в сирийском конфликте, имеет огромный модернизационный потенциал и является самолетом практически нового поколения».
Этот «модернизационный потенциал» начнет проявляться уже со следующего года. «С 2018 года (Новосибирский. – Ред.) авиазавод начнет модернизацию Су-34, – отметил Юрий Борисов. – Мы обсудили с руководством завода и Объединенной авиастроительной корпорацией планы работы по самолету в рамках будущей государственной программы вооружения на 2018–2025 годы. Думаю, что еще не раскрыты все возможности этого самолета. Это в первую очередь связано с тем, что мы сейчас завершаем ряд опытно-конструкторских работ по адаптации к нему новых авиационных средств поражения».
Также Юрий Борисов отметил большой экспортный потенциал Су-34. По его словам, многие страны уже «начинают проявлять неподдельный интерес к этому самолету».
Сверхманевренность Су-35
25 марта 2017 года. В сети появилось видео, заснятое террористической группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам». На нем российский многофункциональный истребитель Су-35 наносит удары по наземным целям – отряду незаконного вооруженного формирования на юге провинции Идлиба. На видео показано, как самолет, снижаясь до определенной высоты, выпускает тепловые ловушки для предотвращения поражения зенитными ракетами. Данных о своих потерях сами атакованные исламисты не сообщили, однако на кадрах были видны многочисленные пятна крови на камнях и большое количество разбросанного оружия.
Важно, что использование самолетов Су-35 позволяет защищать самолеты авиационной группы в любой точке всего ближневосточного региона. Минобороны России отмечает, что многофункциональные истребители Су-35С в Сирии усиливают прикрытые ударной группировки, обеспечивая защиту штурмовой авиации ВКС России. И не только штурмовиков. Как неоднократно отмечала пресс-служба российского военного ведомства, истребители Су-30СМ и Су-35С, базирующиеся на сирийском аэродроме Хмеймим, обеспечивают также прикрытие ракетоносцев Ту-95МС, взлетающих с территории России и наносящих удары по объектам боевиков в Сирии.
Российские летчики, успевшие полетать на новом истребителе, с восторгом говорят о нем. Например, летчик (его имя по соображениям безопасности не раскрывается. – Ред.) 23-го истребительного полка, постоянно базирующегося на аэродроме Дземги в Амурской области, ранее летавший на модернизированном Су-27СМ, безоговорочно отдает предпочтение новой машине. «Су-27СМ тоже очень хороший самолет, но Су-35С – принципиально новый самолет, – рассказал пилот в эфире телеканала "Звезда”. – И если внешне он похож на Су-27СМ, то начинка очень сильно отличается. Можно сказать, что это совершенно другой самолет: управление совершенно другое, в кабине нет ни одного стрелочного прибора». В декабре летчики перегоняли четыре Су-35С с Дземги на аэродром Бесовец в Карелии. Дальность полета составила 8 тыс. км с тремя дозаправками. «Сушки» выполнили его блестяще. «Перелет выдался тяжелым. Везде метеоусловия были сложные, но самолеты в процессе перегона проявили себя только с лучшей стороны, как и всегда, – делился впечатлениями летчик. – Самолеты, которые мы перегнали на аэродром Бесовец, отличаются даже от тех Су-35С, которые находятся на аэродроме Дземги. На них более продвинутая версия прошивки. В кабине стоят два монитора, на которых отображается вся информация, необходимая летчику для выполнения пилотажа, навигации и боевого применения».
Высоко оценили летчики и боевые возможности Су-35С. «Это сверхманевренный истребитель. Его называют "самолет поколения 4++”, но реально он приблизился к самолету пятого поколения. На нем стоят новейшие двигатели с отклоняемым вектором тяги повышенной мощности. Основным отличием от Су-27 является комбинированная система управления, которая управляет всеми аэродинамическими плоскостями самолета, включая закрылки, носки, рули управления – все они управляются комплексной системой управления», – рассказал пилот.
В марте Су-35С, перегнанные в Карелию, уже участвовали в учениях ЗВО. В частности, с них проводились пуски ракет над Ладожским озером. По сообщениям пресс-службы ЗВО, командование поставило пилотам Су-35С задачу найти в заданном районе на высоте 8,5 км воздушную мишень и уничтожить ее. Благодаря новейшей радиолокационной станции Су-35С, цель была найдена на расстоянии 400 км.
С недавнего времени возможности Су-35 могут оценить и иностранные летчики. «Позитивно развивается российско-китайское военно-техническое сотрудничество. Заключены контракты на поставку в Китай многофункциональных истребителей Су-35», – рассказал министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу во время лекции на открытии II Всероссийского молодежного форума «Международное военно-политическое и военно-экономическое сотрудничество: современные тенденции» в МГИМО. Министр назвал Китай стратегическим партнером России.
«Реализуется контракт на поставку Су-35 в Китай», – заявил в начале 2017 года на заседании фракции «Единая Россия» в Государственной Думе глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «В 2017 году мы поставим Министерству обороны Китайской Народной Республики еще 10 самолетов Су-35», – уточнил президент ОАК Юрий Слюсарь в интервью программе «В рабочий полдень» на канале «Россия 24».
В свою очередь, в докладе Комиссии конгресса США по мониторингу вопросов экономики и безопасности в отношениях с Китаем, опубликованном в конце марта 2017 года, говорится, что продажа КНР российских вооружений, таких как истребители Су-35, «ставит под угрозу» превосходство США в воздухе. Более того, российские технологии позволят Пекину ускорить разработку собственных современных истребителей, отмечается в документе.
Не исключено заключение и новых контрактов на поставку Су-35 за рубеж. В марте заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Михаил Петухов на малазийском авиасалоне LIMA-2017 отметил, что Россия и Индонезия ведут согласование контракта на поставку многофункциональных истребителей Су-35. «Надеемся на то, что подписание состоится в ближайшее время», – подчеркнул Михаил Петухов. Эту информацию подтвердил и министр обороны Индонезии Рямизард Рякуду (Ryamizard Ryacudu), сообщив о намерении закупить 10 машин этого типа. «Помимо Китая и Индонезии машиной интересуются на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке, с ними ведутся переговоры», – в свою очередь, отметил на этой же выставке директор по международному сотрудничеству госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов. Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что «подписано соглашение о намерении по закупке истребителей "Сухого” Су-35 с Объединенными Арабскими Эмиратами».
Су-30СМ – самолет «витязей»
В марте на выставке LIMA-2017 в Малайзии состоялось также первое выступление прославленной российской авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» на их новой технике – истребителях Су-30СМ.
Ранее «витязи» летали на истребителях Су-27. «В групповом пилотаже у нас пока особых изменений нет. Однако в полете парой и в индивидуальном пилотаже мы имеем возможность за счет аэродинамики самолета и управляемого вектора тяги выполнять какие угодно развороты, "кувырки”, "управляемый штопор”, – рассказал командир "Русских витязей” Андрей Алексеев. – Группа последовательно осваивает пилотаж на новом самолете. Су-30СМ – это великолепный самолет, поэтому в нашей программе будет много новых элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманевренности».
«Русские витязи» получили восемь многоцелевых истребителей Су-30СМ осенью 2016 года от их производителя – корпорации «Иркут». За короткое время летчики освоили программу показательных полетов, в которую включены новые элементы, выполнение которых стало возможным благодаря сверхманевренности Су-30СМ. «Новые самолеты предельно комфортны и понятны для летчиков, – особо отметил Андрей Алексеев. – На Су-30СМ переучились все летчики группы, и в скором времени мы покажем полеты шестерки новых истребителей».
Минобороны России закупает Су-30СМ не только для пилотажных групп. Начиная с 2011 года большая партия истребителей (численностью более ста единиц) была законтрактована в рамках гособоронзаказа для оснащения воздушно-космических сил и морской авиации. Свыше половины этих машин уже переданы в войска.
По мнению российских аналитиков, Су-30СМ стал самым массовым новым истребителем России. Российские военные рассчитывают последовательно наращивать возможности истребителя за счет совершенствования авионики и оснащения новым вооружением.
Су-30СМ также прошел «обкатку» и в реальных боевых условиях в Сирии. Он использовался, как и Су-35, для сопровождения российских ракетоносцев. Кроме того, самолет продемонстрировал на Ближнем Востоке действительно свою многофункциональность. 24 марта 2017 года телеканал «Звезда» опубликовал кадры применения Су-30СМ, на которых он использует авиационные ракеты для обстрела позиций боевиков к северу от Хамы. В данном случае истребитель выполнял работу штурмовика по обстрелу террористов.
Су-30СМ стал дальнейшим развитием линейки истребителей Су-30МКИ ВВС Индии и Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии. Самолет имеет хорошие экспортные перспективы. С 2015 года Су-30СМ поставляется Казахстану. А в марте на выставке LIMA-2017 корпорация «Иркут» презентовала для иностранных заказчиков новую модификацию Су-30СМ – экспортный вариант сверхманевренного истребителя
Су-30СМЭ. Если в версии СМ, поставляемой для Минобороны России, используется исключительно российское оборудование, то для заграничных заказчиков на версии СМЭ возможна установка зарубежных систем.
На фоне успешных боевых действий в Сирии растет престиж российской военно-воздушной техники в мире. Ее начал рассматривать для пополнения своих парков целый ряд стран. «Мы отмечаем рост интереса со стороны потенциальных заказчиков, – отметил президент ОАК Юрий Слюсарь в программе "В рабочий полдень” телеканала "Россия 24” в апреле. – Это и Су-34, отлично себя показавший в Сирии во время боевых действий. И Су-35 – наш новый самолет, это был первый опыт применения его в боевых условиях. И самолет Су-30СМ – сверхманевренный самолет, который уже поставляется, но есть новый виток интереса, который мы отмечаем после сирийских событий».
«Сирийская кампания сделала хорошую рекламу российскому вооружению, в первую очередь новым типам российских боевых самолетов Су-30СМ, Су-35 и особенно Су-34, а также высокоточным средствам поражения – крылатым ракетам и авиационным боеприпасам, – говорит член Общественного совета при Минобороны России Руслан Пухов. – Поэтому можно ожидать роста интереса иностранных заказчиков и роста продаж в этих сегментах».
Дополнительную популярность отечественным самолетам добавит их демонстрация на авиационных выставках российскими пилотажными группами. Две самые популярные из них – «Русские витязи» и «Стрижи» – будут теперь выступать на самых новых модификациях истребителей поколения 4++.
Потенциал Су-34
23 марта 2017 года. Министерство обороны Сирии опубликовало кадры боев с боевиками «Исламского государства» (ИГ; террористическая организация, запрещена в России) в районе Дайр-эз-Заур. На них видно, как российская авиация поддерживает наступление сирийского десанта. В частности, показано, как фронтовой бомбардировщик Су-34 ВКС России наносит бомбовые удары по позициям террористов, поддерживая наступление бойцов сирийской армии.
Су-34 активно эксплуатируется и в России. Примерно в те же дни, когда шли бои в районе Дайр-эз-Заур, уже пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации сообщила, что экипажи фронтовых бомбардировщиков Южного военного округа (ЮВО) выполнили боевые стрельбы на незнакомых полигонах на большой дальности.
Стрельбы стали очередным этапом тактических учений 4-й армии ВВС и ПВО. Летные испытания военные летчики проходили в составе нескольких авиагрупп. При этом Су-34 в сопровождении истребителей Су-27СМ3 и Су-30СМ совершили беспосадочные перелеты на расстояния более 6 тыс. км с дозаправками в воздухе в дневное и ночное время суток.
Чуть ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник Игорь Мугинов сообщил журналистам: «Летчики одного из авиационных полков ЗВО завершили переподготовку на бомбардировщики Су-34, звено которых пополнит авиационное соединение округа до конца 2017 года. Переобучение проходило в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава». Мугинов отметил, что в ходе подготовки летчики изучили тактико-технические характеристики самолета, его технологическую базу и особенности пилотирования. После теоретических занятий экипажи прошли специализированный курс на наземных тренажерах, затем выполнили полеты на Су-34 по кругу, по маршруту и в зону.
«ВКС России в 2016 году получили 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34, – доложил министру обороны Российской Федерации Сергею Шойгу командир 277-го бомбардировочного полка полковник Александр Горин в ходе единого дня военной приемки. – Все поставленные в часть самолеты выполняют полеты по плану боевой подготовки. Кроме того, шесть самолетов решают задачи в Сирийской Арабской Республике с февраля 2017 года. Претензий по качеству к полученной технике нет». Александр Горин отметил, что «Су-34 в сравнении со своим предшественником Су-24, ранее эксплуатируемым в полку, является сверхзвуковым самолетом, предназначенным для уничтожения наземных целей противника в тактической и оперативной глубине, сосредоточением основных усилий до 600 км от линии боевого соприкосновения».
В таком же объеме планируются поставки и в текущем году. «Новосибирский авиазавод имеет длительный контракт с Минобороны на 92 самолета Су-34 и выполняет его с опережением срока практически на год. В этом году мы ожидаем сверхплановые поставки четырех самолетов, а общий объем заказа текущего года – 16 Су-34, – сообщил заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов при посещении Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова (филиала компании "Сухой”). – График поставки самолетов заводом с Минобороны согласован, мы никаких неожиданностей не ждем». Заместитель министра обороны Российской Федерации отметил высокие характеристики бомбардировщика: «Су-34 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны в сирийском конфликте, имеет огромный модернизационный потенциал и является самолетом практически нового поколения».
Этот «модернизационный потенциал» начнет проявляться уже со следующего года. «С 2018 года (Новосибирский. – Ред.) авиазавод начнет модернизацию Су-34, – отметил Юрий Борисов. – Мы обсудили с руководством завода и Объединенной авиастроительной корпорацией планы работы по самолету в рамках будущей государственной программы вооружения на 2018–2025 годы. Думаю, что еще не раскрыты все возможности этого самолета. Это в первую очередь связано с тем, что мы сейчас завершаем ряд опытно-конструкторских работ по адаптации к нему новых авиационных средств поражения».
Также Юрий Борисов отметил большой экспортный потенциал Су-34. По его словам, многие страны уже «начинают проявлять неподдельный интерес к этому самолету».
Сверхманевренность Су-35
25 марта 2017 года. В сети появилось видео, заснятое террористической группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам». На нем российский многофункциональный истребитель Су-35 наносит удары по наземным целям – отряду незаконного вооруженного формирования на юге провинции Идлиба. На видео показано, как самолет, снижаясь до определенной высоты, выпускает тепловые ловушки для предотвращения поражения зенитными ракетами. Данных о своих потерях сами атакованные исламисты не сообщили, однако на кадрах были видны многочисленные пятна крови на камнях и большое количество разбросанного оружия.
Важно, что использование самолетов Су-35 позволяет защищать самолеты авиационной группы в любой точке всего ближневосточного региона. Минобороны России отмечает, что многофункциональные истребители Су-35С в Сирии усиливают прикрытые ударной группировки, обеспечивая защиту штурмовой авиации ВКС России. И не только штурмовиков. Как неоднократно отмечала пресс-служба российского военного ведомства, истребители Су-30СМ и Су-35С, базирующиеся на сирийском аэродроме Хмеймим, обеспечивают также прикрытие ракетоносцев Ту-95МС, взлетающих с территории России и наносящих удары по объектам боевиков в Сирии.
Российские летчики, успевшие полетать на новом истребителе, с восторгом говорят о нем. Например, летчик (его имя по соображениям безопасности не раскрывается. – Ред.) 23-го истребительного полка, постоянно базирующегося на аэродроме Дземги в Амурской области, ранее летавший на модернизированном Су-27СМ, безоговорочно отдает предпочтение новой машине. «Су-27СМ тоже очень хороший самолет, но Су-35С – принципиально новый самолет, – рассказал пилот в эфире телеканала "Звезда”. – И если внешне он похож на Су-27СМ, то начинка очень сильно отличается. Можно сказать, что это совершенно другой самолет: управление совершенно другое, в кабине нет ни одного стрелочного прибора». В декабре летчики перегоняли четыре Су-35С с Дземги на аэродром Бесовец в Карелии. Дальность полета составила 8 тыс. км с тремя дозаправками. «Сушки» выполнили его блестяще. «Перелет выдался тяжелым. Везде метеоусловия были сложные, но самолеты в процессе перегона проявили себя только с лучшей стороны, как и всегда, – делился впечатлениями летчик. – Самолеты, которые мы перегнали на аэродром Бесовец, отличаются даже от тех Су-35С, которые находятся на аэродроме Дземги. На них более продвинутая версия прошивки. В кабине стоят два монитора, на которых отображается вся информация, необходимая летчику для выполнения пилотажа, навигации и боевого применения».
Высоко оценили летчики и боевые возможности Су-35С. «Это сверхманевренный истребитель. Его называют "самолет поколения 4++”, но реально он приблизился к самолету пятого поколения. На нем стоят новейшие двигатели с отклоняемым вектором тяги повышенной мощности. Основным отличием от Су-27 является комбинированная система управления, которая управляет всеми аэродинамическими плоскостями самолета, включая закрылки, носки, рули управления – все они управляются комплексной системой управления», – рассказал пилот.
В марте Су-35С, перегнанные в Карелию, уже участвовали в учениях ЗВО. В частности, с них проводились пуски ракет над Ладожским озером. По сообщениям пресс-службы ЗВО, командование поставило пилотам Су-35С задачу найти в заданном районе на высоте 8,5 км воздушную мишень и уничтожить ее. Благодаря новейшей радиолокационной станции Су-35С, цель была найдена на расстоянии 400 км.
С недавнего времени возможности Су-35 могут оценить и иностранные летчики. «Позитивно развивается российско-китайское военно-техническое сотрудничество. Заключены контракты на поставку в Китай многофункциональных истребителей Су-35», – рассказал министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу во время лекции на открытии II Всероссийского молодежного форума «Международное военно-политическое и военно-экономическое сотрудничество: современные тенденции» в МГИМО. Министр назвал Китай стратегическим партнером России.
«Реализуется контракт на поставку Су-35 в Китай», – заявил в начале 2017 года на заседании фракции «Единая Россия» в Государственной Думе глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «В 2017 году мы поставим Министерству обороны Китайской Народной Республики еще 10 самолетов Су-35», – уточнил президент ОАК Юрий Слюсарь в интервью программе «В рабочий полдень» на канале «Россия 24».
В свою очередь, в докладе Комиссии конгресса США по мониторингу вопросов экономики и безопасности в отношениях с Китаем, опубликованном в конце марта 2017 года, говорится, что продажа КНР российских вооружений, таких как истребители Су-35, «ставит под угрозу» превосходство США в воздухе. Более того, российские технологии позволят Пекину ускорить разработку собственных современных истребителей, отмечается в документе.
Не исключено заключение и новых контрактов на поставку Су-35 за рубеж. В марте заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Михаил Петухов на малазийском авиасалоне LIMA-2017 отметил, что Россия и Индонезия ведут согласование контракта на поставку многофункциональных истребителей Су-35. «Надеемся на то, что подписание состоится в ближайшее время», – подчеркнул Михаил Петухов. Эту информацию подтвердил и министр обороны Индонезии Рямизард Рякуду (Ryamizard Ryacudu), сообщив о намерении закупить 10 машин этого типа. «Помимо Китая и Индонезии машиной интересуются на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке, с ними ведутся переговоры», – в свою очередь, отметил на этой же выставке директор по международному сотрудничеству госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов. Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что «подписано соглашение о намерении по закупке истребителей "Сухого” Су-35 с Объединенными Арабскими Эмиратами».
Су-30СМ – самолет «витязей»
В марте на выставке LIMA-2017 в Малайзии состоялось также первое выступление прославленной российской авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» на их новой технике – истребителях Су-30СМ.
Ранее «витязи» летали на истребителях Су-27. «В групповом пилотаже у нас пока особых изменений нет. Однако в полете парой и в индивидуальном пилотаже мы имеем возможность за счет аэродинамики самолета и управляемого вектора тяги выполнять какие угодно развороты, "кувырки”, "управляемый штопор”, – рассказал командир "Русских витязей” Андрей Алексеев. – Группа последовательно осваивает пилотаж на новом самолете. Су-30СМ – это великолепный самолет, поэтому в нашей программе будет много новых элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманевренности».
«Русские витязи» получили восемь многоцелевых истребителей Су-30СМ осенью 2016 года от их производителя – корпорации «Иркут». За короткое время летчики освоили программу показательных полетов, в которую включены новые элементы, выполнение которых стало возможным благодаря сверхманевренности Су-30СМ. «Новые самолеты предельно комфортны и понятны для летчиков, – особо отметил Андрей Алексеев. – На Су-30СМ переучились все летчики группы, и в скором времени мы покажем полеты шестерки новых истребителей».
Минобороны России закупает Су-30СМ не только для пилотажных групп. Начиная с 2011 года большая партия истребителей (численностью более ста единиц) была законтрактована в рамках гособоронзаказа для оснащения воздушно-космических сил и морской авиации. Свыше половины этих машин уже переданы в войска.
По мнению российских аналитиков, Су-30СМ стал самым массовым новым истребителем России. Российские военные рассчитывают последовательно наращивать возможности истребителя за счет совершенствования авионики и оснащения новым вооружением.
Су-30СМ также прошел «обкатку» и в реальных боевых условиях в Сирии. Он использовался, как и Су-35, для сопровождения российских ракетоносцев. Кроме того, самолет продемонстрировал на Ближнем Востоке действительно свою многофункциональность. 24 марта 2017 года телеканал «Звезда» опубликовал кадры применения Су-30СМ, на которых он использует авиационные ракеты для обстрела позиций боевиков к северу от Хамы. В данном случае истребитель выполнял работу штурмовика по обстрелу террористов.
Су-30СМ стал дальнейшим развитием линейки истребителей Су-30МКИ ВВС Индии и Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии. Самолет имеет хорошие экспортные перспективы. С 2015 года Су-30СМ поставляется Казахстану. А в марте на выставке LIMA-2017 корпорация «Иркут» презентовала для иностранных заказчиков новую модификацию Су-30СМ – экспортный вариант сверхманевренного истребителя
Су-30СМЭ. Если в версии СМ, поставляемой для Минобороны России, используется исключительно российское оборудование, то для заграничных заказчиков на версии СМЭ возможна установка зарубежных систем.
Читайте нас: