В Госдепе призвали Украину не подрывать свободу слова
Власти Украины должны защищать интересы страны, не подрывая при этом принцип свободы слова. Об этом в среду, 17 мая, заявил ТАСС представитель Госдепартамента США, комментируя решение Киева заблокировать ряд российских сайтов и социальных сетей.
«Свобода слова является ключевым элементом любой здоровой демократии, и она закреплена в украинской Конституции. Мы призываем украинское правительство найти способ защитить свои национальные интересы, не подрывая при этом конституционные принципы», — отметил представитель Госдепа.
При этом, по его словам, «нет сомнений в том», что российские СМИ якобы пытаются помешать работе западных изданий на Украине посредством распространения «неверной информации».
В целом, уже начавшаяся блокировка ряда популярных российских интернет-сервисов вызвала совсем не ту реакцию на международной арене, на которую рассчитывала «незалежная».
Так, представитель МИД ФРГ Мартин Шефер заявил на брифинге, что в Германии «с озабоченностью приняли к сведению новые санкции украинского правительства, многое в них вызывает вопросы в области свободы прессы и СМИ». Еще более однозначно высказался генсек Совета Европы Турбьорн Ягланд. «Блокирование социальных сетей, поисковых систем, почтовых служб и новостных веб-сайтов идет вразрез с нашим общим пониманием свободы слова. Более того, такие запреты не соответствуют принципу пропорциональности», — отметил он.
Наконец, бескомпромиссную позицию заняла правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). «Одним этим шагом Петр Порошенко нанес страшный удар по свободе слова на Украине. Это непростительное нарушение права украинцев на получение информации по их выбору», — заявила эксперт HRW по украинским вопросам Таня Купер.
И только в руководстве НАТО безоговорочно поддержали блокировку Киевом российских сервисов. «Украинское правительство четко дало понять, что это решение — вопрос безопасности, а не свободы слова. Мы верим в приверженность Украины ее международным обязательствам и действующую там систему сдержек и противовесов», — заявили в пресс-службе Североатлантического альянса.
Означает ли реакция Госдепа США и Запада в целом, что Киев вышел из-под контроля? Действительно ли международных игроков заботит состояние украинской демократии, или они делают сейчас символические жесты?
— В кругах на Западе, которые принимают политические решения, нет сомнений, что киевский режим подавляет права и свободы человека, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Но эти круги считают Россию таким злом, против которого применимы любые средства и методы, главное — чтобы они были эффективными. Именно поэтому для русских прав и свобод в «незалежной» нет очень давно — они жесточайшим образом попраны, причем при прямой поддержке западной коалиции.
На деле, отношение Запада к свободе на Украине — ярчайший признак, что внутри самих США и ЕС произошла глубокая эрозия демократических принципов. Запад закрывает глаза на происходящее в «незалежной» из-за своих геополитических интересов. А если и корректирует действия Киева, то лишь в ситуациях, когда эти действия откровенно вредят самим украинским властям.
Так было, например, с языковым вопросом на Украине. Сразу после госпереворота в Киеве, напомню, Верховная Рада отменила закон «О государственной языковой политике», позволявший придавать официальный статус русскому и другим негосударственным языкам на территории республики. В планах киевской хунты вообще было русский язык немедленно запретить, но тут вмешался Запад: потребовал отложить принятие радикальных мер до лучших времен, поскольку понимал, что в 2014-м они могли привести к взрыву.
Запад сделал это не потому, что законопроект об использовании в стране исключительно украинского языка подрывает основы демократии. Он сделал это, поскольку понимал: Киеву нужно первым делом консолидировать власть, и взять ситуацию под контроль.
— Нынешняя блокировка Киевом российских сервисов также вызывает напряженность на Украине. Запад это не беспокоит?
— Западу, повторюсь, нет дела до нарушений демократических принципов в «незалежной». Все, чего он требует — чтобы Киев действовал эффективно, и чтобы его политика не вызывала массового недовольства населения.
Сейчас Запад выражает озабоченность решением Киева по другой причине — конкретным западными институтам и структурам необходимо спасти собственный имидж. Своими заявлениями они слегка дистанцируются от Киева в публичном пространстве, поскольку декларируемые ими принципы не позволяют одобрить или даже проигнорировать происходящее на Украине.
Но на деле коллективный Запад считает, что любые нарушения свободы и демократии, вплоть до прямого убийства, допустимы в отношении людей на Украине, которые выступают за Россию.
Есть еще важный момент. Да, блокировка российских интернет-сервисов усиливает напряженность в стране, но не настолько, чтобы создать политические риски для Киева. Пока украинский режим является вполне эффективным в подавлении протестов и напряженности, если только они не охватывают значительную часть украинского общества. Блокировка российских сайтов массовых волнений в «незалежной» точно не вызовет.
— Получается, Запад не будет давить на Киев, чтобы он пересмотрел свое решение?
— Нет, конечно. Никаких реальных действий, которые бы стимулировали Киев не нарушать так грубо демократические права и свободы украинцев, мы не увидим.
Доказательство тому — подписание 17 мая во французском Страсбурге руководством Украины и ЕС документа о введении безвизового режима для въезда украинцев в Европу. Да, по одной из версий, ЕС предоставил Украине «безвиз» вместо денег, и после того, как безвизовый режим заработает, объемы финансовой помощи «незалежной» со стороны Европы дополнительно сократятся. Но все равно, безвизовый режим чрезвычайно важен для Киева, поскольку является единственной его реальной победой после Майдана.
Европейцы в такой ситуации могли бы отложить на месяц-другой процедуру подписания итогового документа, и тем самым подтолкнуть Киев к пересмотру решения о блокировке российских интернет-ресурсов. Это было бы эффективной практической мерой, которая наверняка заставила бы Порошенко крепко задуматься, но никому в Европе подобное решение даже в голову не пришло.
Читайте нас: