Военно-морской флот России встречает 111-ю годовщину своих подводных сил на пороге серьезного обновления корабельного состава – в конце 2016 года была заложена последняя в серии из восьми атомных подводных лодок проекта 955 "Борей", а до конца 2017 года будет заложен последний из семи "Ясеней" проекта 885. В перспективе эти подлодки составят основу стратегического и многоцелевого подводного флота РФ.
В России 19 марта отмечается День моряка-подводника, дата для которого выбрана не случайно — именно в этот день в 1906 году подводные лодки в российском флоте приказом морского министра были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.
Накануне Дня моряка-подводника РИА Новости рассказывает о текущем состоянии российского подводного флота, а также о перспективах его развития и обновления.
Расцвет для "Ясеней" и "Бореев"
Подводные силы Военно-морского России в настоящее время переживают активную смену поколений — последние несколько лет были отмечены закладкой множества стратегических и многоцелевых атомных подлодок, и в ближайшие годы ВМФ ждет череда пополнений в составе подводных сил – настало время пожинать плоды проделанной работы.
В конце 2016 года на северодвинском "Севмаше" состоялась церемония закладки последнего в серии из восьми подводных крейсеров стратегического назначения "Борей", корабль получил имя "Князь Пожарский". Три таких АПЛ проекта 955 уже вошли в боевой состав, и до 2020 года его пополнят оставшиеся пять подлодок, строящихся по модернизированному проекту 955А, предполагающему, в частности, оснащение усовершенствованной баллистической ракетой "Булава-М".
Примечательно, что на церемонии закладки "Князя Пожарского" заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что "серия "Бореев" 955А на этом корабле завершается". По его словам, Военно-морской флот совместно с Центральным конструкторским бюро "Рубин" уже начал работу над очередной модернизацией проекта "Борей".
АПЛ стратегического назначения "Борей" имеют длину 170 метров, ширину — 13,5 метра и полное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Данные подводные крейсера способны нести на борту до 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава". В общей сложности до 2020 года планируется принять в состав ВМФ России восемь субмарин проекта "Борей".
Обновление корабельного состава полным ходом идет и в группировке многоцелевых АПЛ Военно-морского флота России – в 2017 году на "Севмаше" состоится закладка многоцелевого подводного крейсера модернизированного проекта 885М "Ясень" для ВМФ. Он завершит серию из семи атомных подводных лодок "Ясень", спроектированных санкт-петербургским морским бюро машиностроения "Малахит".
Шестая в линейке многоцелевых субмарин проекта 885 "Ясень" — АПЛ "Пермь" — была заложена на "Севмаше" в июле 2016 года. В ходе церемонии ее закладки заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что серия "Ясеней" будет готова к 2023 году. Он отметил, что АПЛ модернизированного проекта продолжат поступать на Тихоокеанский и Северный флоты, "выполняя те же задачи, только с гораздо большей интенсивностью".
В настоящее время в составе ВМФ есть лишь одна такая подлодка — головной "Северодвинск", который был передан флоту июне 2014 года и до весны 2016 года проходил опытную эксплуатацию. Как сообщил РИА Новости источник в судостроительном комплексе, вывод из эллинга "Севмаша" второго "Ясеня", получившего имя "Казань", намечен на конец марта и будет приурочен к проведению Международного арктического форума в Архангельске.
Многоцелевые атомные субмарины проекта 885М имеют водоизмещение 13,8 тысячи тонн, глубину погружения — 520 метров, подводную скорость — 31 узел. Автономность плавания составляет 100 суток. Экипаж — 64 человека. На их вооружении находятся мины, торпеды калибра 533 миллиметра, крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс".
"Хаска" на подходе
Практически все АПЛ проектов 885 "Ясень" и 955 "Борей" на сегодняшний день заложены, однако руководство Военно-морского флота не раз заявляло, что строительство атомных подводных лодок подобного класса прекращаться не будет – они являются гарантом стратегической стабильности и безопасности РФ. В связи с этим можно надеяться, что не за горами закладка головных лодок новых проектов, которые займут на стапелях "Севмаша" место, постепенно освобождающееся после "Бореев" и "Ясеней".
Завеса тайны над одним из таких проектов – многоцелевой АПЛ пятого поколения "Хаска" – постепенно развеивается, в 2016 году стало известно сразу несколько подробностей об облике перспективной российской субмарины.
В частности, замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что "в настоящее время ведется разработка аванпроекта перспективной атомной подводной лодки пятого поколения, по результатам которого будет принято решение о сроках ее создания".
Разработкой многоцелевых атомных подлодок в России традиционно занимается санкт-петербургское морское бюро машиностроения "Малахит". Гендиректор предприятия Владимир Дорофеев отметил, что с Минобороны РФ заключен контракт на разработку многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения, а ее строительство начнется после 2020 года.
Готовность начать работы по пятому поколению в данные сроки подтверждает и "Севмаш". Гендиректор завода Михаил Будниченко в интервью РИА Новости отметил, что модернизация мощностей предприятия, которая позволит строить подводные крейсера нового поколения, к 2020 году должна завершиться.
"Сейчас активными темпами идет модернизация мощностей завода для строительства современных АПЛ, и это все, безусловно, послужит фундаментом для дальнейшего строительства подводных крейсеров нового поколения. В соответствии с действующей федеральной целевой программой модернизация предприятия должна завершиться к 2020 году", — сказал Будниченко.
При этом вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев подчеркнул, что решение о строительстве "Хаска" будет приниматься после рассмотрения эскизного проекта перспективной АПЛ, на разработку которого отведено около двух лет.
Тактико-технические характеристики "Хаска" на сегодняшний день, разумеется, неизвестны. Пока понятно лишь, что эти подлодки будут сочетать в себе качества многоцелевых и стратегических АПЛ, а на их вооружении будут стоять гиперзвуковые крылатые ракеты "Цикрон", способные развивать скорость, превышающую скорость звука в пять-шесть раз.
"Калина" для флота
Смена поколений близится и в неатомном подводном флоте – ВМФ и профильные конструкторские бюро ведут активную работу в этом направлении. На прошедшем в июле 2015 года Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, заявил, что строительство подлодок с анаэробной силовой установкой начнется в 2018 году. На том же салоне начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов пояснил РИА Новости, что центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" по заказу Минобороны РФ уже разработало проект неатомной подводной лодки проекта "Калина" с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).
Официальный представитель ОСК сообщил РИА Новости, что строительство новейших неатомных подлодок проекта "Калина" и их количество будет определено новой государственной программой вооружений (ГПВ) России до 2025 года, которую планируется принять в 2017 году. "Вопрос о строительстве подлодок будет зависеть от готовности штатной ВНЭУ, которую планируется создавать по линии федеральной целевой программы ОПК", – уточнил собеседник агентства.
Главными особенностями проекта "Калина" разработки "Рубина" станут штатная воздухонезависимая силовая установка и крылатые ракеты "Калибр-ПЛ". По своим тактико-техническим характеристикам подлодки "Калина" должны значительно превзойти предшественников проектов 636 "Варшавянка".
Тихоокеанские "Варшавянки"
В рамках форума "Армия-2016" Минобороны заключило с "Адмиралтейскими верфями" контракт на строительство шести подлодок проекта 636.3 "Варшавянка" для Тихоокеанского флота.
Сразу после подписания контракта гендиректор судостроительного предприятия Александр Бузаков обозначил все сроки – две лодки будут поставлены флоту в 2019 году, две в 2020 и еще две – в 2021 году. Позднее он сообщил, что строительство первой тихоокеанской "Варшавянки" уже фактически началось, однако официальная церемония закладки головной подлодки в серии запланирована на осень 2017 года.
Вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев, в свою очередь, отметил, что "это будут корабли практически однотипные тем, что уже построены для Черноморского флота". При этом он подчеркнул, что вопросы, связанные с доработкой проекта 636.3 находятся в компетенции заказчика — Минобороны РФ.
Строительство серии "Варшавянок" для Тихоокеанского флота стало возможным во многом благодаря тому, что в 2016 году "Адмиралтейские верфи" передали ВМФ подлодку "Колпино" — последнюю в серии из шести субмарин для Черноморского флота.
Таким образом, на ЧФ создана полноценная группировка неатомных подлодок — первые три подлодки проекта "Варшавянка" уже находятся в месте постоянной дислокации — Новороссийске, а прибытие еще трех субмарин ожидается в ближайшее время.
"Варшавянки" относятся к третьему поколению ДЭПЛ, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода — 20 узлов, глубину погружения — 300 метров. Экипаж — 52 человека.
У лодок модифицированного 636 проекта выше боевая эффективность. На их вооружении находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки 15 секунд), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр-ПЛ". Они могут засечь цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник.
За незаметность "Варшавянку" в НАТО называют "черной дырой в океане". Значительная огневая мощь и высокая скрытность позволили проекту стать одним из лучших в мире среди неатомных субмарин.
Читайте нас: