Чем закончится для Киева обострение в Донбассе, вызванное новой провокацией
В правительственных кругах ФРГ считают: Киев сознательно идет на обострение ситуации в Донбассе. Об этом сообщила газета Suddeutsche Zeitung, ссылаясь на данные собственных источников в германском кабмине.
«Украинский президент Петр Порошенко, полагают в Берлине, намерен сделать практически все, чтобы не допустить прекращение антироссийских санкций», — пишет немецкое издание.
Газета отмечает, что официальный Берлин, основываясь на информации наблюдателей ОБСЕ, констатирует: «украинские военные, прежде всего, пытаются изменить линию фронта в свою пользу». «Очевидно, расчет Порошенко строится на обострении ситуации до такого предела, который позволит остановить планы президента США Дональда Трампа по ослаблению санкций против РФ», — указывает газета.
«В правительстве ФРГ растут опасения, что расчет Киева может оказаться контрпродуктивным. Так, Трамп может отменить санкции вне зависимости от положения на линии соприкосновения. И тогда Киев понесет двойной ущерб: экономическое улучшение положения России и одновременно с этим обострение конфликта на востоке Украины. И получится ли удержать Киев от провокации, в Берлине прогнозировать не берутся», — резюмирует Suddeutsche Zeitung.
Чего Порошенко пока точно добился — обострение в зоне конфликта в Донбассе получило широкий международный резонанс.
Глава МИД ЕС Федерика Могерини заявила о «вопиющем нарушении перемирия в рамках минских соглашений, подвергшем значительному риску гражданское население». Схожую позицию выразила председательствующая в ОБСЕ Австрия. «Мы призываем обе стороны прекратить бои и предоставить доступ в район конфликта сотрудникам специальной мониторинговой миссии», — говорится в заявлении руководства организации. ОБСЕ поддержал Госдепартамент США: призвал «к немедленному устойчивому прекращению огня и к обеспечению беспрепятственного доступа для наблюдателей». При этом официальный представитель внешнеполитического ведомства Марк Тонер подчеркнул, что США продолжают поддерживать «полную реализацию минских договоренностей».
Во вторник вечером Совбез ООН на закрытом заседании также рассмотрел ситуацию в Донбассе. По итогам было принято заявление, предложенное Киевом: Совет выразил «серьезную озабоченность» по поводу «опасного обострения» ситуации, и «полную поддержку суверенитету и территориальной целостности Украины».
В свою очередь, Москва однозначно считает происходящее провокацией со стороны Киева. В распространенном во вторник заявлении 9 МИД РФ, выдержанном в предельно жестких тонах, говорится: «Вместо усилий по достижению устойчивого мира украинские власти упорно пытаются добиться военного решения конфликта. Хотелось бы напомнить, чем заканчивались для него подобного рода авантюры». «Безусловно, и Москва, и Париж, и Берлин должны усилить свое влияние и нажим на Киев, чтобы вынудить Киев пойти-таки на выполнение тех пунктов, которые зафиксированы в соответствующих документах», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Словом, Порошенко затеял рискованную политическую игру. Какие истинные цели преследует президент Украины, и чем закончится эта игра для Киева?
— Главная политическая цель Киева — сорвать намечающуюся «большую сделку» между США и РФ, — считает киевский политолог Сергей Слободчук. — Теперь, получается, к переговорам Москвы и Вашингтона необходимо привлекать третью сторону, чтобы из первых рук брать информацию о том, что происходит в Донбассе. А поскольку, как мы видим, Запад категорически отказывается привлекать к переговорам представителей Донецка и Луганска, в качестве третьей стороны неизбежно придется рассматривать Киев. В результате, обострение в Донбассе позволит Порошенко повысить свой статус и поднять ставки в игре вокруг украинского урегулирования.
Замечу: в Киеве, с подачи известного украинского бизнесмена и экономиста, обсуждается и другая подоплека событий в Донбассе. Согласной ей, истиной причиной обострения является передел собственности между группами украинской элиты.
Дело в том, что в Авдеевке — а обострение происходит именно в этом районе — расположен крупнейший на Украине (и один из крупнейших в Европе) коксохимический завод, который принадлежит олигарху Ринату Ахметову. Завод поставляет кокс на запорожский металлургический комбинат «Запорожсталь» — еще один крупный актив Ахметова. Как известно, металлургическое производство, с точки зрения технологии, — процесс непрерывный. Если Авдеевский коксохим перестанет поставлять свою продукцию металлургам в течение хотя бы недели — есть все шансы, что «Запорожсталь» встанет намертво, что чревато колоссальными убытками.
Версия состоит в том, что под прикрытием войны активы Ахметова пытаются у олигарха «отжать», чтобы передать их людям Порошенко.
Наконец, к обострению ситуации в Донбассе, весьма вероятно, приложила руку и третья сила — националистическая партия «Народный фронт». Радикалы, которые вертятся вокруг нее, прямо заинтересованы в эскалации боевых действий в Донбассе. Если представить, что эскалации не происходит, и судьба Украины решена в формате США-РФ-ФРГ, украинские радикалы превратятся в объект преследования новых украинских властей. Поэтому, с точки зрения радикалов, обострение в Донбассе — единственный путь предотвратить этот неблагоприятный сценарий.
— Получается, за обострением в Донбассе стоит не один Порошенко?
— Нет, конечно. На Украине, помимо Порошенко, есть еще Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) с расширенными полномочиями, настроенный крайне решительно. Плюс, националистические батальоны, которые Порошенко не подчиняются.
Да, Порошенко дает Западу какие-то обещания, принимает на себя обязательства. Но, надеюсь, все понимают: выполнять их украинский президент не в состоянии. У него нет большинства в Верховной Раде, батальоны открыто «посылают» его на митингах на Майдане, плюс огромным влиянием пользуется условная «партия войны», которая имеет прямые выходы на США. Все эти силы давят на Порошенко, и разворачивают его политику в нужную сторону.
— Как теперь будет развиваться ситуация?
— Я считаю, повторится сценарий Дебальцева и Иловайска: на переговоры стороны выйдут только после того, как одна из них понесет явное военное поражение. В этом случае проигравшая сторона снова побежит жаловаться «большим дядям» в международные структуры.
Но сегодня Киев готов повторить попытку взять Донбасс под контроль военным путем — об этом говорят факты. Во-первых, Порошенко все-таки решился закрыть свою фабрику Roshen в Липецке — полная остановка и консервация предприятия запланированы на апрель 2017 года. Во-вторых, что еще важнее, генштаб ВСУ объявил, что в 2017 году на Украине будут призывать на военную службу офицеров запаса, которые окончили военные кафедры ВУЗов и ранее не служили. Призыв планируют проводить ежеквартально, и первый набор начнется уже в феврале. Такому призыву — фактически, принудительной мобилизации, — подлежат мужчины возрастом до 43 лет.
На мой взгляд, это говорит об одном: в поисках пополнения рядов ВСУ украинские власти уже скребут по сусекам, поскольку толку от 40-летних «запасников» на передовой явно немного. Но Киев это не останавливает.
— По-вашему, дело идет к тому, что ВСУ окажутся в третьем — после Дебальцева и Иловайска — «котле», прежде чем состоится очередной раунд дипломатического урегулирования?
— Можно сказать и так. Параллели с Дебальцево и Иловайском, на мой взгляд, очевидны…
— За обострением в Донбассе стоит попытка Киева оказать давление на коллективный Запад, — уверен заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — Если бы Порошенко удалось спровоцировать ДНР и ЛНР на масштабные ответные действия, украинская сторона получила бы отличную возможность выставить себя в роли невинной «жертвы», и на этом основании потребовать от международного сообщества немедленной помощи. Запад в этом случае оказался бы в затруднительном положении, поскольку по инерции продолжает обвинять Россию в неисполнении Минских соглашений, что недавно озвучила британский премьер Тереза Мэй.
Киев подталкивает к обострению и критическая социально-экономическая обстановка внутри страны. Донбасс позволяет списать на войну все внутренние проблемы.
Наконец, на Порошенко давит внутриполитический фактор. По некоторым данным, правительственной коалиции в Верховной Раде больше не существует. Если так, украинский парламент нужно распускать и проводить досрочные его перевыборы. Иначе углубляющийся политический кризис может привести к импичменту и отставке самого Порошенко. Это вполне вероятный сценарий, если учесть, что нынешняя администрация США оказывать поддержку Петру Порошенко точно не будет.
Все эти факторы вкупе и привели к обострению в Донбассе. Но что принципиально важно — на этот раз мы не видим жестких выпадов Запада в сторону ЛНР, ДНР или России. И едва ли ни сенсацией является реакция властей ФРГ, о которой пишет Suddeutsche Zeitung. На мой взгляд, это свидетельствует об осторожных позитивных изменениях во взглядах Запада на украинское урегулирование.
Андрей Полунин
Фото: Валентин Спринчак/ТАСС
Читайте нас: