Придется ли Вашингтону проводить АТО против жителей штата?
В субботу, 28 января в Калифорнии официально стартовал сбор подписей за проведение референдума о выходе штата из состава США. Петиция о проведении плебисцита была подана в генпрокурору Калифорнии в ноябре 2016 года, вскоре после победы республиканца Дональда Трампа на выборах президента. В конце января власти штата дали разрешение на проведение процедуры.
Для того, чтобы референдум по вопросу CalExit, как прозвали его СМИ, состоялся, сторонникам идеи необходимо в течение 180 дней собрать подписи 585407 человек, то есть 8% населения штата. Если учесть, что на выборах президента за Хиллари Клинтон проголосовали 61,5% избирателей, а за Трампа — только 31,5%, эта цифра не выглядит такой уж нереальной.
Впрочем, даже если необходимое количество подписей удастся собрать, референдум о CalExit объявят не сразу. Сначала нужно будет провести всеобщее голосование за отмену положений калифорнийской конституции, в которых говорится, что штат — это неотъемлемая часть США, а американская конституция — «основной закон страны». Процедура может быть назначена на ноябрь 2018 года.
Если и она увенчается успехом, весной 2019 может пройти референдум по главному вопросу — CalExit. Для того, чтобы его признали действительным, необходимо, чтобы в мероприятии приняли участие как минимум половина избирателей, зарегистрированных в штате. Из них не менее 55% должны проголосовать за выход из состава США, чтобы он состоялся.
Пока что эксперты скептически смотрят на перспективу CalExit. Но нельзя забывать, что и к британскому Brexit поначалу относились так же, и вся статистика говорила о том, что референдум провалится. Тем не менее, в итоги британцы проголосовали за выход из ЕС.
Сторонники выхода Калифорнии из состава США утверждают, что штат культурно отличается от остальной страны, а, кроме того, платит в федеральный бюджет гораздо больше, чем получает оттуда. Похожие сантименты высказывали и сторонники выхода Великобритании из ЕС. «Имея шестую по размеру экономику в мире, Калифорния является экономически более сильной, чем Франция и имеет население больше, чем Польша. Калифорния сравнивается и конкурирует со странами, а не только 49 другими штатами», — говорится в заявлении на сайте Yes California.
«Калифорния проигрывает финансово и культурно от того, что остается частью Америки, — цитирует Los Angeles Times Маркуса Руиса Эванса, одного из основателей группы Yes California. — Она может быть независимой страной, и все об этом знают. Единственный вопрос в том, готовы ли люди отделиться».
Yes California пока не начинала кампанию по сбору средств, поэтому не совсем понятно, как она сможет заполучить 500 тысяч подписей за полгода. Но в организации утверждают, что у них есть семь тысяч волонтеров, готовых приступить к этому занятию в ближайшие дни. «Америка уже ненавидит Калифорнию, — говорит Эванс. — Америка голосует на эмоциях. Уверен, что если бы референдум прошел сегодня, мы бы отделились».
Проблема в том, что американская конституция не предусматривает механизма выхода штатов из федерации. Более того, вскоре после Гражданской войны Верховный суд США постановил, что ни один штат не может выйти из объединения в одностороннем порядке — для этого необходимо одобрение законодательных органов остальных штатов и две третьих голосов Конгресса и Сената, которые внесут поправку в Федеральную Конституцию.
Поэтому директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ), доктор исторических наук Юрий Рогулёв убежден, что даже в случае успеха референдума, он не приведет к выходу штата из США.
— Жизнь любой страны подчиняется ее основному закону — конституции. А конституция США не предусматривает выхода из союза ни одного штата. Поэтому даже проведение этого референдума ни к чему не приведет. Напомню, что Гражданская война в США разгорелась после того, как 11 штатов предприняли попытку выйти из союза. А уж после войны говорить о том, что какой-то штат может покинуть состав государства тем более нереально. Это просто упражнение граждан, недовольных федеральными властями и их политикой, но оно ни к чему не приведет.
— Дело в том, что Америка имеет двухуровневую систему власти. Конституции отдельных штатов, в отличие от федеральной конституции, предусматривают проведение референдума. В ряде штатов, в том числе в Калифорнии, граждане могут собирать голоса, после чего будет объявлен плебисцит. Это демократическая мера, которая позволяет отклонять внутренние решения, законы, принятые местным законодательным собранием. Так что это право у них есть, и прокурор никак не мог помешать им воспользоваться. Другое дело, что федеральные власти этот референдум ни к чему не будет обязывать.
Профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Манойло считает, что референдум о выходе Калифорнии из США — это очередная попытка надавить на Дональда Трампа.
— Во многих штатах США есть достаточно сильные сепаратистские настроения. Например, постоянно бунтует Техас, который на протяжении нескольких десятилетий заявляет, что если его что-то будет не устраивать, он может выйти из состава США. Многие техасцы убеждены, что их регион больше отдает, чем получает из федерального бюджета. В Калифорнии ситуация во многом похожа, хотя со своей спецификой.
Федеральной конституцией США не предусмотрен порядок выхода штатов из состава государства. Поэтому Калифорния может выйти из США только при непротивлении со стороны федеральной власти. Только если жители штата проголосуют за независимость и будут всячески отстаивать ее, а президент и Конгресс согласятся их отпустить, это может стать реальностью.
Пока же вся эта акция больше похожа на обычную болтовню. Хотя в Калифорнии действительно есть сепаратистские настроения, в этом случае в результате смены президента и недовольства Трампом у ее жителей просто появился повод для бузы. Трамп не устраивает многих в Калифорнии, вот они и решили пригрозить, что выйдут из состава США. Но раз механизм выхода штатов из состава государства не прописан на законодательном уровне, то если только федеральная власть не будет потворствовать этому, Калифорния никогда не выйдет из состава США. Пусть хоть они десять референдумов проведут.
— Зачем тогда нужен этот референдум?
— Думаю, с точки зрения организаторов он должен стать еще одним инструментом давления на Трампа и заставить его понервничать.
— Неужели Америку ждет свой «майдан»?
— Если бы все эти протесты превратились в американский майдан, это было бы красивой иронией судьбы. Но на самом деле это преувеличение, вброшенное в наши СМИ. Протесты, которые были организованы после победы Трампа, а затем после его инаугурации, не носили стихийный характер. Все они были организованы. Хотя, безусловно, часть граждан присоединилась к ним по доброй воле в силу своих убеждений. Но если посмотреть состав протестующих, легко заметить, что они разношерстны и больше похожи на массовку.
Кроме того, их вовсе не так много, как пытаются представить некоторые симпатизирующие им СМИ. Похоже, что это все, кого противники Трампа, бывшие политтехнологи штаба Клинтон, смогли вывести на улицы. Поэтому Трамп довольно спокойно и иронично на все это смотрел. Пока что это не майдан и не сепаратизм, а попытка определенных сил создать впечатление, что часть Америки выступает против Трампа и всегда будет против него.
Мария Безчастная
Фото: DPA/ТАСС
Читайте нас: