В недавнем интервью ТАСС гендиректор объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин сообщил, что в 2017 году должны начаться летные испытания новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Разрабатывают его, как известно, в Таганроге, на НТК имени Бериева, но создается-то он на базе старого доброго Ил-76-МД-90А — военно-транспортного самолета, который еще с нулевых годов выпускается на ульяновском «Авиастар-СП», да еще и оснащен фирменными пермскими двигателями.
В пользу надежности и неприхотливости
Теоретически работать над созданием нового самолета ДРЛО в России начали в 2004 году. Однако по факту первого «Илюшу» для создания будущего А-100 (он же — многофункциональный авиакомплекс разведки, оповещения и управления) Таганрогский НТК имени Бериева получил лишь через десять лет. Подразумевалось, что будущий «Премьер» со временем заменит самолеты А-50, которые предназначены для обнаружения и сопровождения скоростных малозаметных воздушных целей на предельно малых высотах и эксплуатируются с конца 80-х и, в частности, как говорят, использовались при ликвидации Джохара Дудаева. Любопытно, что при создании А-50 в качестве носителя выбирали между новым экспериментальным грузопассажирским Ту-156 и Ил-76. И выбор был сделан в пользу последнего — пусть уступающему «тушке» по летным характеристикам, но зато проверенному и надежному. Модификация именно «семьдесят шестого» (Ил-76МД-90А иногда называют Ил-456) была выбрана и под «Премьер». Как заявил по поводу нового российского самолета в декабре 2016 года гендиректор ОПК Александр Якунин, это будет это будет абсолютно новый комплекс радиолокационного дозора и наблюдения, обладающий значительно большим количеством систем мониторинга. «Для него создан новый вычислительный комплекс обработки поступающей информации, а также новые автоматизированные рабочие места операторов. По своим характеристикам, в том числе по дальности обнаружения целей, А-100 будет в два-три раза мощнее своего предшественника, А-50».
Рекордный двигатель
В 1981 году в воздух впервые поднялся военно-транспортный самолет Ил-79МД, предназначенный для транспортировки как воздушного десанта, так и боевой техники вплоть до средних танков. По словам разработчиков, машина изначально была «заточена» под повышенную автономность эксплуатации и обладала способностью работать вдали от своего аэродрома и обслуживаться силами экипажа до двух месяцев. Ближайшим аналогом его принято считать «локхидовский» С-141 — но наш самолет убирал «американца» по целому ряду параметров: большей приспособленностью под грунтовые и укороченные аэродромы, максимальной массой груза и т. д. — подробно мы уже писали об этом в материалах «Зачем 35-летний Ил-76 делать секретным» и «Сойдет ли „с мели“ уникальный воздушный танкер».
А четыре года назад первый полет совершил Ил-76МД-90А — глубоко модернизированная версия Ил-76МД — у самолета появилась новая конструкция крыла, современные навигационный и радиоэлектронный комплексы, усиленное шасси, плюс так называемая «стеклянная» кабина. Грузоподъемность новой машины тоже составляла не 40−47 тонн, как у своих предшественников, а все 52. Плюс выросла и максимальная дальность полета — с 6700 до 8500 км. А главное — у самолета появились новые более надежные и экономичные двигатели ПС-90А-76. Они были специально разработаны для «семьдесят шестых», и, наконец, смогли закрыть вопрос несоответствия «пламенных сердец» международным требованиям по экологичности и шуму. К слову, в июле 2016 года пресс-служба «Пермских моторов» сообщила, что один из таких двигателей, установленный на самолет азербайджанской авиакомпании впервые наработал 14 тысяч часов без отправки на капитальный ремонт (прежде двигатели этого семейства отрабатывали в среднем по 6−8 тысяч часов). Своеобразный рекорд налицо.
«Проект продвигается с трудом»
Вместе с тем на рынок новый самолет заходил не так уж гладко и легко. «Проект Ил-76МД-90А продвигается с трудом. Первое, в настоящее время покупка новых военно-транспортных машин обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолётов до уровня Ил-76МДМ; кроме того, кризис экономики может привести к пересмотру программы по серийному производству новых самолётов. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания новой машины начались сравнительно недавно, при этом их ход отстаёт от графика; причём первый полёт Ил-76МД-90А изначально собирались провести ещё в 2011 году», — писал летом 2015 года портал «Великая страна СССР» в обзоре отечественных транспортных самолетов. Впрочем, прошла пара месяцев и гендиректор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев сообщил журналистам, что на этот самый Ил-76МД-90А уже есть даже потенциальные иностранные заказчики и в 2017 году он вполне может уйти в Иран, Алжир, ЮАР и Казахстан.
9 мая 2016 года Ил-76МД-90А, пролетевший в составе авиационного строя над Красной площадью, станет одной из «ключевых новинок» Парада Победы в Москве. Тогда же командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов заявит, что к 2020 году воздушно-космические силы РФ должны будут получить 30 таких самолетов.
Весной 2016 года журналистам сообщили о планах по созданию военно-транспортного Ил-76МД-90А с удлиненной (длиннее на 6,6 метра) грузовой кабиной, где можно будет размещать не три, а четыре боевые машины десанта. «Мы на сегодняшний день запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию — Ил-76МФ», — говорил советник гендиректора компании «Ил» Генрих Новожилов. Вместе с тем окажется, что на второй этап заводских испытаний тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А сможет выйти лишь к декабрю, но зато доработанным. «Мы довели Ил-76МД-90А до требований тактико-технического задания заказчика. Некоторые системы (например, управление навигационно-пилотажным комплексом «Купол-3») были полностью изменены. Самолет уже летал, показал себя с хорошей стороны с точки зрения управляемости и устойчивости. Теперь начались заводские летные испытания, которые плавно перейдут на второй этап государственных испытаний. Это приближает нас к началу выпуска в Ульяновске серийных воздушных судов, — цитировала «РГ» «Авиастар-СП» Валерия Токарева.
Читайте нас: