Пилоты ВВС США жалуются, что российские летчики в небе над Сирией создают угрозу американским самолетам, не реагируют на устные обращения по радиосвязи и ведут себя как футбольные фанаты, выбегающие на поле с трибун во время матчей. В Пентагоне рассчитывают, что с приходом администрации Дональда Трампа улучшится координация авиации двух стран, которая сейчас держится на телефонных переговорах двух полковников.
Большинство инцидентов, описанных в The Wall Street Journal, произошли в августе или осенью прошлого года. На радаре американского самолета, летящего в осеннем ночном небе над Сирией, появился сигнал от приближающегося российского истребителя.
Американский экипаж связался с русским пилотом на радиочастоте, используемой летчиками всех стран для сигналов бедствия, и несколько раз повторил предупреждение о возможности опасного сближения.
«Русский летчик не реагировал», — пишет издание.
В итоге пилот ВВС США развернул самолет в направлении на юг, а российский Су-35 — на северо-восток, пролетев мимо носа американской машины, создав турбулентность и на короткое время нарушив функционирование чувствительной микроэлектроники на борту американцев.
Российский истребитель оказался всего в паре сотен метров от американского самолета, рассказал WSJ полковник Пол Береза, командир 380-й группы экспедиционных операций ВВС США.
Подобная ситуация беспрецедентна, считают американские пилоты. По их словам, российские военные самолеты по-прежнему ежедневно летают над Сирией, несмотря на недавнее прекращение огня, объявленное Москвой.
Год назад США и Россия заключили Меморандум о взаимопонимании по обеспечению безопасности полетов авиации в ходе проведения операций в воздушном пространстве Сирии, эффективность которого отмечали в российском Минобороны.
Соглашение между Москвой и Вашингтоном привело к появлению среди американских пилотов «правила трех». Они стараются держать дистанцию с русскими пилотами в три морских мили (около 5,5 км) по горизонтали и 3000 футов (около 1 км) по вертикали. Если же самолеты нарушают эту дистанцию, они должны вернуться к ней в течение трех минут.
Однако американские пилоты, общающиеся с российскими коллегами, утверждают, что последние либо не знают о правилах воздушного движения, либо не способны соблюдать их, или же вообще не желают этого делать.
«Редкость, когда они реагируют устно. Редкость, чтобы они меняли курс. Мы уступаем дорогу. Мы не знаем, могут они нас видеть или нет, и мы не хотим, чтобы они нарвались на одного из нас», — рассказал бригадный генерал Чарльз Коркоран, командующий боевыми вылетами американских стелс-истребителей над Сирией.
По словам представителей Пентагона, усложняет ситуацию тот факт, что российские самолеты не включают транспондеры — устройства, передающие четырехзначный код, который позволяет авиадиспетчерам идентифицировать принадлежность летающего объекта. Летчики ВВС США называют этот сигнал «кудахтаньем». Российские самолеты над Сирией для американских радаров молчат.
Также русские обычно не отвечают на обращения на частоте общей аварийной радиосвязи. 11 декабря экипаж американского самолета радиообнаружения и наведения AWACS сделал 22 таких сигнала в адрес 10 российских самолетов и не получил ни одного ответа.
Однажды российские летчики нарушили свое молчание, когда с ними связывалась женщина-диспетчер управления воздушным движением. В начале сентября офицер воздушного наблюдения ВВС США обнаружила над Сирией неопознанный самолет, приближающийся к авиации коалиции. «Вы работаете в непосредственной близости от самолетов коалиции», — предупредила она пилота.
Выдержав паузу, пилот самолета ответил ей с сильным русским акцентом: «У вас красивый голос, леди. Добрый вечер».
По мнению генерала Коркорана, российские летчики не всегда знают, что приближаются к американским самолетам.
Однако у русских бывают и явно осознанные полеты вблизи западных коллег, уточняет издание. В сентябре Су-35 следил за американским истребителем F-15, который закончил бомбардировку и подлетел к воздушному танкеру для дозаправки.
Кроме того, российские бомбардировщики, летающие в Сирию через Иран, пересекают и территорию Ирака, нарушая боевые порядки самолетов коалиции над полями сражений вокруг Мосула, утверждают американцы.
Пилот стелс-истребителя подполковник Август Пфлюгер утверждает, что был свидетелем такого инцидента в августе. Он сравнил россиян с футбольными фанатами, выбегающими с трибун по ходу матчей и нарушающими порядок проведения соревнований.
«Они это делают неспроста», — сказал пилот.
На фоне существующего напряжения между США и Россией из-за все более усиливающейся роли Москвы в поддержке сирийского президента Башара Асада, предполагаемого вмешательства российских хакеров в президентскую кампанию Хиллари Клинтон и присоединения Крыма американские военачальники опасаются, что столкновение в воздухе может привести к конфликтной ситуации, пишет WSJ.
Сейчас руководство Пентагона настаивает на необходимости повысить коммуникацию и координацию между вооруженными силами двух стран, уточняет издание.
Согласно предложению американских генералов, ВВС США нуждаются в регулярном обсуждении операций на Ближнем Востоке со своими коллегами в Москве. По словам источников среди военных, импульсом для усилий Пентагона стало убеждение, что избранный президент Дональд Трамп может пойти на такое сотрудничество с Москвой.
Сейчас все коммуникации, по сути, завязаны на одном человеке — полковнике ВВС США Дэниеле Мэннинге, который служит на авиабазе Аль-Удейд в Катаре. Все дело в том, что полковник Мэннинг владеет русским. Три раза в неделю Мэннинг делает плановые звонки своему коллеге — российскому полковнику в Сирии, чтобы очистить воздушное пространство перед операциями ВВС США. На практике приходится делать такие звонки ежедневно. Когда боевые действия идут особенно интенсивно, оба полковника могут говорить по 10 раз в день. Так было в декабре, когда самолеты США уничтожили 168 автоцистерн с нефтью для запрещенного в России «Исламского государства», пишет WSJ.
О ежедневных контактах с Мэннингом рассказывал и собеседник «Газеты.Ru» в Минобороны.
Кроме того, каждые шесть-восемь недель Пентагон организует видеоконференцию по Сирии со своими российскими коллегам.
Самое серьезное происшествие, связанное с несогласованностью действий между Россией и США, произошло в сентябре 2015 года. Американские самолеты нанесли авиаудар по сирийским военным, окруженным боевиками ИГ возле города Дейр-эз-Зор. Инцидент послужил поводом для разрыва достигнутых ранее при посредничестве Вашингтона и Москвы договоренностей о прекращении огня между правительственными войсками и США.
Происшествие также выявило «уязвимость в горячей линии полковник — полковник», пишет WSJ.
В день удара полковник Мэннинг был далеко от катарской базы, где находится американский центр воздушных операций. После начала обстрела русский офицер позвонил на «горячую линию» и попросил позвать Мэннинга, но тот был недоступен. Российский военный повесил трубку и перезвонил только через 27 минут, чтобы сообщить, что американцы бомбят не ту цель, утверждает WSJ со ссылкой на собеседников в Пентагоне.
«Если данный воздушный удар вызван ошибочными координатами цели, то это прямое следствие упрямого нежелания американской стороны координировать с Россией свои действия против террористических группировок на территории Сирии», — заявил тогда официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.
В ответ американские военные утверждали, что обсуждают с российскими официальными лицами планы нанесения своих ударов, делая это из «профессиональной вежливости», чтобы исключить конфликты с российскими самолетами, «хотя такой контакт не требуется согласно меморандуму о взаимопонимании по вопросам безопасности полетов». Представители западной коалиции пообещали извлечь уроки из ситуации.
«Мы продолжаем считать, что русские не имеют намерения причинить вред силам коалиции в воздухе или на земле», — говорит полковник Мэннинг.
Но из кабины пилотам США кажется, что «русские иногда умышленно переходят границы поведения, просто чтобы увидеть, сойдет ли им это с рук», пишет WSJ.
Ситуация осложняется еще и количеством стран, чья авиация задействована в небе над Сирией, — это американцы, русские, сирийцы, австралийцы, британцы, датчане, турки, саудовцы, иорданцы и пилоты из Арабских Эмиратов. Только над провинцией Ракка — столицей ИГ в Сирии — ежедневно присутствует от 50 до 75 пилотируемых и беспилотных самолетов коалиции, еще около 150 парят над иракским Мосулом — вторым центром исламистов, рассказал WSJ один из американских офицеров.
«Чушь все это собачья», — пояснил заслуженный военный летчик СССР, экс-начальник Главного штаба Войск противовоздушной обороны, генерал-полковник авиации Игорь Мальцев. По его словам, «не такие уж идиоты наши летчики, чтобы создавать какие-либо препятствия для американских авиаторов в небе Сирии».
«Это совершенно не в духе традиций нашего летного состава. Для пилотов Воздушно-космических сил России самое главное — выполнение боевой задачи, а не создание провокаций для ВВС США и не поиск поводов, как бы насолить американцам», — настаивает Мальцев.
Генерал-полковник предложил «проверить американского пилота у психиатра». Кроме того, в рассказе The Wall Street Journal практически невозможно отделить фантазию автора от мелких крупиц правды, считает военачальник.
Не верит изданию и заслуженный военный летчик России полковник Александр Лисовский. Он считает, что ситуация, при которой наши пилоты не владеют обстановкой в воздухе и занимаются провоцированием американцев, «невозможна».
«Данными о воздушных объектах в том или ином районе располагают радиотехнические войска. Информация об опасном сближении самолетов сразу бы поступила руководителю полетов, и были бы приняты соответствующие меры», — говорит летчик. Единственное, что допускает Лисовский, — российские боевые летчики могут недостаточно хорошо знать английский язык для устного общения. Но, по мнению авиатора, чтобы не допустить аварийной ситуации, хорошего владения английским и не нужно.
Читайте нас: