В Киеве рассчитывают, что Москва предложит им совместную хозяйственную деятельность на полуострове
Достигнутые между Россией и Японией договорённости о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах могут стать репетицией перед применением аналогичной схемы в Крыму. Такое мнение в статье, опубликованной на сайте телеканала «112», высказывает украинский политолог-международник Георгий Кухалейшвили.
«Как и Япония, Украина последовательно отстаивает возвращения аннексированного Крыма в своё правовое поле. Япония, имея проблемы с территориальной целостностью, продемонстрировала свою готовность проводить экономическую деятельность на аннексированной Россией территории без требований о её безоговорочном возвращении. Россия заинтересована отработать сценарий совместной хозяйственной деятельности с Японией на Южных Курилах и затем предложить Украине аналогичную модель сотрудничества в Крыму вместо того, чтобы вернуть полуостров», — утверждает украинский эксперт.
По мнению руководителя экспертной группы «Крымский проект», политолога Игоря Рябова, официальный Киев и украинские СМИ все время ищут такую повестку, чтобы откладывать и откладывать момент познания свершившегося факта — ухода Крыма в Россию.
— Им все время кажется, что все еще можно повернуть вспять, что Россия готова в чем-то уступать Киеву. Вот и сейчас методом абстрактного анализа киевские мыслители нашли что-то общее между Крымом и Курилами. Как ни странно, они подумали в правильном направлении, только все тут надо рассматривать в обратном порядке. Это Россия все украинские годы существования Крыма пыталась предложить Украине проекты совместного развития полуострова. Москва поддерживала Севастополь. Российские инвесторы шли в Крым, а туристы ехали на отдых. Но Украина сделала все возможное, чтобы не только оттолкнуть российских инвесторов и граждан от Крыма, но и проводила планомерную политику дерусификации Крыма, вплоть до исключения русского языка из образовательного процесса в школах.
— То есть, все описанное Кухалейшвили — на самом деле тайные «мечталки» украинских политиков?
— Это фантазии. Позиция нашего МИДа в этом вопросе известна. Мы не готовы обсуждать никакие инициативы, которые подразумевают изменение нынешнего статуса Крыма как российского региона. Думаю, в конечном счете все закончится совместными проектами России и Украины на территории украинского государства, в которых еще поучаствует и Крым, настолько разный вес наших экономик.
— Япония предлагает России щедрые инвестиции. Есть ли у Киева что предложить?
— Киеву не только сегодня, но и вчера было нечего предложить Крыму. Крым был многие годы самым недофинансированным регионом на Украине. Крупные агломерации вроде Севастополя пытались развиваться за счет собственных ресурсов и в целом демонстрировали рост. Но сами, без помощи Киева. В Крым шли частные инвестиции, но в большинстве случаев лишь на то, чтобы создать точки прибыли и увода средств с полуострова. Сегодня Украине необходимо инвестировать в собственные регионы, где планомерно падает уровень жизни, а вовсе не в Крым.
— Насколько в целом Крым привлекателен для совместного использования с какой-то страной, необязательно, с Украиной. Можно ли привлечь туда инвестиции, сопоставимые с теми, которые Япония может дать Дальнему Востоку. Если да, то как?
— Крым может привлекать инвестиции из Китая, которые сопоставимы с японскими. Но у Китая позиция такая: мы ждем, когда российские крупные компании войдут в Крым и первыми начнут инвестировать в свою территорию. Пока Крым получает инвестиции только из государственного бюджета, а также компаний, попавших под санкции. Но потенциально именно Китая является главной точкой входа иностранных инвестиций в Крым. Хотя сегодня компании из других стран, например, Италии и Израиля, начинают свои проекты в Крыму, обходя санкционные преграды за счет искусного юридического оформления этих инвестиций.
— Прав ли Кухалейшвили, утверждая, что если Япония выйдет из режима санкций, это создаст прецедент, которому могут последовать остальные?
— В этом украинские политики могут быть правы. Но логика этого заявления, скорее, в тревоге, которую украинские элиты транслируют на Запад. Они начинают паниковать, делать испуганные глаза относительно того, что если Запад Украине теперь не поможет, то она проиграет свою «цивилизационную битву» с Россией. Как раз тут позиция Японии не является для той же Европы показательной, ЕС только что продлил санкции против России еще на полгода, а дипломат ЕС Могерини уже заявляла, что ЕС будет «самостоятельно» бороться с Россией даже без поддержки США.
— Если что и роднит курильский и крымский вопросы, так это то, что оба решались именно в Крыму, — считает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— 11 февраля 1945 года Сталин, Черчилль и Рузвельт подписали в Ялте «Соглашение трех великих держав по Дальнему Востоку». В нем говорится о том, что условием вступления СССР в войну против Японии является «восстановление принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г.». Дальше в тексте документа уточняется, что речь идет о возвращении Советскому Союзу южной части Сахалина и всех прилегающих к ней островов и передаче СССР Курильских островов. Подписав Акт о безоговорочной капитуляции, Япония автоматически стала исполнителем Ялтинского Соглашения. Важно и то, что Соглашение сохраняет свою международную юридическую силу до сих пор. Это отражено в статье 107 Устава ООН. Даже чисто теоретическое рассмотрение вопроса об отказе России от Курил подвергает сомнению Устав ООН, что само по себе недопустимо, потому что подрывает основы международной безопасности. Вопрос о принадлежности Курил вообще нигде в мире, кроме Японии, не возникает. В Японии же он является пищей для реваншистских настроений, которые власти используют для упрочения национального духа.
Вообще сложные отношения с соседями — это, скорее, традиция, чем исключение для данного региона планеты. По-моему, нет ни одной соседней страны, с которой у Японии не было бы территориального спора. Как эта ситуация напоминает Крым? На мой взгляд, никак. С Крымом все проще и сложнее одновременно. Проще, потому что в крымском случае не политики, а сам народ на референдуме решил, в какой стране он хочет жить. Сложнее, потому что в некоторых демократических странах такое проявление народной воли почему-то вызывает недоумение.
— Не так давно в наших СМИ проскальзывала версия, что Крым могут обменять на Курилы — то есть отдать Японии Курилы в обмен на признание ею Крыма. Насколько адекватны подобные версии?
— Отказ от российского суверенитета над Курилами — это пересмотр итогов Второй мировой войны. Эффект домино разрушит всю систему международной безопасности. Ни один здравомыслящий политический деятель не пойдет на такое. Это прекрасно понимают и японские политики. Они, конечно, и дальше будут использовать тему «северных территорий» во внутриполитических целях, но на самом деле они не рассчитывают в этом вопросе на внешнеполитический успех.
— В Японии критикуют Абэ за сделку с Путиным. По данным опроса, больше половины жителей Японии (54,3%) негативно оценивают итоги переговоров. Если бы гипотетически представить себе реализацию сценария, описанного Кухалейшвили, как бы отнеслись к этому жители Украины, России и сами крымчане.
— Вы имеете в виду совместную хозяйственную деятельность Украины и России в Крыму? Никто и сейчас не препятствует украинским компаниям работать в Крыму — на территории России, по российским законам. Все остальное — упрощенный режим перемещения для проживающих на приграничных территориях, прочие прелести добрососедства — тоже возможны и, главное, они естественны для отношений России и Украины. Мы до последнего времени вообще-то обходились без виз. Только работа украинского бизнеса в Крыму и признание Украиной Крыма как части России — это совершенно не связанные между собой вопросы. Связаны они только в умах украинских политиков. Мы не меняем сотрудничество с Украиной в Крыму на признание суверенитета России над Крымом. Для нас просто не существует такого вопроса. Суверенитет России над Крымом не оспорим.
Обсуждение вопроса о Крыме — это обсуждение вопроса суверенитета России. Перефразирую знаменитого комментатора: такой компромисс нам не нужен!
Дмитрий Родионов
Фото: Kremlin Pool/Global Look Press
Читайте нас: