Первая победа Емельяна Пугачёва
Восстание самозванца Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за бежавшего на Урал императора Петра III, нашло такой широкий отклик в порабощённых народных массах, что довольно быстро распространилось на огромную территорию. Небольшие крепости, стоявшие на пути его несметного воинства, покорялись одна за другой, солдатские гарнизоны, состоявшие из вчерашних крепостных крестьян, часто оказывали лишь символическое сопротивление мятежникам. Только Оренбург, главный бастион России на степных границах, подвергся осаде, однако успешно отбивался от полудиких толп пугачёвцев. Чтобы остановить это нашествие, царское правительство приняло решение бросить против восставших регулярные части под командованием генерал-майора Василия Алексеевича Кара. Последний был настолько самоуверен, что не считал повстанцев серьёзной военной силой и собирался разбить их в нескольких боях. Он писал в Санкт-Петербург: «Опасаюсь только, чтобы они, разбойники, сведав о приближении команд, не обратились бы в бег». Как оказалось, Пугачёв не только не собирался отступать, но и готовился дать противнику генеральную баталию.
Свой расчёт мятежники строили на том, что Кар не обладает оперативной информацией о расположении противника. Генерал ошибочно распылил свои силы, надеясь, что они смогут охватить Пугачёва со всех сторон. Мятежники по частям уничтожали небольшие правительственные отряды, которые не только сражались из рук вон плохо, но и достаточно часто переходили на народную сторону. При этом Кар так до конца и не понял сложность своего положения, которое день ото дня становилось трагичнее. Преследуя восставших, он остановился в деревне Юзеево, намереваясь вскоре нагнать их основные силы. 20 ноября 1773 года на рассвете правительственные силы были атакованы сразу с нескольких сторон толпами восставших. При этом в бою, по сути, сошлись армии совершенно разных времён и разной профессиональной подготовки. Кар имел под рукой регулярные силы, которые в иных обстоятельствах легко могли рассеять неорганизованную толпу. Тем не менее, значительное количество солдат не горело особым желанием сражаться на стороне правительства, а туземная конница, составлявшая солидную часть отряда, просто перешла на сторону пугачёвцев. Эти два фактора сыграли решающую роль в сражении, где казалось, мятежники не имели ни единого шанса на успех.
Любопытно, что решающую роль в битве сыграла артиллерия повстанцев, которая настолько точно попадала в ряды царских солдат, что создавала панику. В определенный момент Кар понял, что дальнейшее сопротивление грозит ему полным разгромом и необходимо отступать. В этой обстановке всё же проявились те особенности регулярной армии, которые отличали русские войска на поле боя против диких толп турок или персов. Кару удалось пресечь панику, и 70 вёрст до наступления темноты он успешно пробивался сквозь ряды противника. В конечном счёте, потеряв много людей, он смог уйти в сторону Казани.
Таким образом, первое крупное сражение восставших с царскими войсками закончилось победой Пугачёва. Впрочем, при всём уважении к его полководческому искусству, случившееся было скорее случайностью, чем закономерностью. В скором времени правительство сформировало новые отряды и бросило их против восставших. В этих битвах успех неизменно был на стороне регулярной армии, и вскоре мятеж по объективным причинам стал затухать.
Заглавная иллюстрация. Яицкие казаки-мятежники в походе. Акварель XVIII столетия












