Исследование учёных Университета Эксетера доказало, что прогулка в VR по лесу снимает боль почти как лекарство
Просмотр природных пейзажей в формате VR на 360° уменьшает проявления хронической боли, причём наибольший эффект наблюдается у тех, кто испытывает более глубокое ощущение погружения в виртуальную среду. Результаты исследования опубликованы в журнале Pain.
В эксперименте приняли участие 29 здоровых добровольцев. У них искусственно вызывали болевые ощущения (с помощью электростимуляции и охлаждающего геля), после чего демонстрировали запись природного ландшафта в двух вариантах: 45-минутное VR-видео с водопадами Орегона и аналогичный ролик на обычном плоском экране. Участники оценивали уровень боли и степень погружения в виртуальное пространство.
Оказалось, что VR-формат почти вдвое эффективнее 2D замедлял развитие гиперчувствительности к болевым раздражителям (вторичная механическая гипералгезия). Анальгезирующий эффект сохранялся не менее пяти минут после сеанса и по эффективности был сопоставим с действием некоторых обезболивающих препаратов.
Чем сильнее было ощущение присутствия в виртуальной среде, тем значительнее снижалась боль. Данные фМРТ показали, что у участников с более активными функциональными связями между островковой корой и таламусом — ключевыми зонами обработки болевых сигналов — болевая чувствительность была ниже. Это свидетельствует о том, что VR-пейзажи могут влиять на передачу болевых импульсов в центральной нервной системе.
Ученые отмечают перспективность метода для пациентов, лишенных возможности бывать на природе, — например, для людей в больницах или домах престарелых. Исследование проведено при поддержке Академии медицинских наук.
Погружение в 360-градусные сцены природы в VR уменьшает симптомы, характерные для длительной боли, а сильнее всего помогает тем, кто чувствует более яркое «присутствие» в виртуальной среде. Работа опубликована в журнале Pain.
В эксперименте участвовали 29 здоровых добровольцев. У них моделировали длительную болевую чувствительность (электростимуляция и холодовый гель), после чего показывали природу в двух форматах: 45-минутное VR-видео с водопадами Орегона и тот же материал на обычном 2D-экране. Участники оценивали интенсивность боли и ощущение присутствия.
VR почти в два раза эффективнее 2D замедляла развитие и распространение повышенной чувствительности к уколам (вторичная механическая гипералгезия). Обезболивающий эффект сохранялся как минимум пять минут после сеанса и по силе был сопоставим с действием обезболивающих препаратов.
Чем сильнее чувство присутствия, тем заметнее обезболивание. ФМРТ показала: люди с более выраженными функциональными связями между инсулярной корой и таламусом — ключевыми узлами системы модуляции боли — сообщали о меньшей боли. Это указывает, что природные VR-сцены могут менять передачу болевых сигналов в ЦНС.
Авторы подчеркивают потенциал метода для тех, кому трудно бывать на природе, — например, в больницах и домах престарелых. Исследование финансировала Академия медицинских наук.
Источник: ScienceDaily













