Проектный облик ледокола PSC
После длительной подготовки и нескольких лет ожидания США начинают строительство головного ледокола нового проекта PSC. Судно тяжёлого класса собираются достроить, испытать и ввести в строй до конца текущего десятилетия, а после этого за ним последуют два однотипных вымпела. Эти ледоколы должны будут заново создать полярный
В тяжёлом положении
В настоящее время Береговая охрана Министерства внутренней безопасности США располагает лишь одним тяжёлым ледоколом, способным работать в арктических морях. Это судно USCGC Polar Star, введённое в эксплуатацию в 1976 году. К настоящему времени оно морально и физически устарело. Годом позже в строй вошёл однотипный ледокол USCGC Polar Sea, но в 2010 г. его пришлось поставить на прикол из-за поломки двигательной установки.
В том же 2010 г. Исследовательская служба Конгресса опубликовала доклад, в котором говорилось, что Береговой охране необходимо шесть новых ледоколов для работы в Арктике, в т.ч. три судна тяжёлого класса. В докладе содержались рекомендации изучить вопрос строительства таких судов и принять соответствующие меры.
В 2012 г. Береговая охрана начала собственную исследовательскую программу, направленную на изучение текущих потребностей и возможностей, а также разработку планов на будущее. В 2016 г. к этим работам привлекли военно-морские силы, которые должны были поделиться своим опытом современного кораблестроения. Было создано межведомственное управление программы.
В начале 2017 г. Управление объявило конкурс на разработку проекта нового ледокола. В течение нескольких следующих месяцев ведомство принимало заявки, и затем выдало пять контрактов на предварительное проектирование. Участниками программы стали пять американских и иностранных компаний. На этом этапе программа получила название Polar Security Cutter («Полярный сторожевой корабль»).
В апреле 2019 г. выбрали наиболее удачный проект, его представила компания Halter Marine. С ней заключили контракт на завершение проектирования и строительство головного ледокола PSC. Стоимость этих работ оценили в 746 млн долларов. К работам планировали привлечь несколько компаний-субподрядчиков.
Судно PSC во льдах
Вместе с основным контрактом был подписан опцион на два серийных судна общей стоимостью 1,15 млрд долларов. Твердый контракт на второй PSC заключили в конце 2021 г. Строительство этого судна оценили в 552 миллиона. Третий ледокол пока не заказывали.
Согласно планам 2019 г., головной PSC должен был начать службу в 2024 г., а второй и третий ледоколы ожидались в составе Береговой охраны в 2025 и 2027 годах соответственно. Однако эти планы выполнить не удалось. Программа достаточно быстро столкнулась с трудностями, которые заставили пересмотреть её график.
Выполнение планов
Компания Halter Marine приступила к активной разработке нового проекта и некоторое время работала как самостоятельное предприятие. В ноябре 2022 г. её приобрела более крупная компания Bollinger Shipyard. Новый владелец выразил намерение продолжить работы в соответствии с ранее утвержденными планами.
В середине 2023 г. стало известно о существенных трудностях, с которыми столкнулась программа PSC. В частности, сроки сдачи головного судна были перенесены на 2028 г. Два следующих ледокола ожидаются позже, возможно даже в начале следующего десятилетия.
Тогда же Счетная палата США опубликовала доклад о состоянии и перспективах программы PSC. В этом документе приводились основные причины наблюдаемых задержек. Аудиторы пришли к выводу, что своевременному выполнению планов мешают отсутствие опыта проектирования и строительства современных ледоколов, общая сложность проекта и значительные изменения, внесенные в исходное техническое задание. Кроме того, свою негативную роль сыграла пандемия коронавируса.
Несмотря на трудности, компания «Боллинджер Шипьярдс» стремится ускорить работы и как можно быстрее выполнить заказ. Уже в августе 2023 г. на заводе Bollinger Mississippi Shipbuilding (г. Паскагула, шт. Массачусетс) началась резка стали для первых корпусных модулей головного ледокола. В ближайшие месяцы планировали приступить к сборке этих агрегатов.
USCGC Polar Star — единственный на данный момент тяжёлый ледокол БОХР США
В мае 2024 г. программу PSC изучило Бюджетное управление Конгресса. Оно установило, что при текущем темпе работ головной ледокол удастся сдать только в 2029 г. Стоимость строительства трёх судов достигнет 5,1 млрд долларов, что значительно превышает первоначальную оценку. Причины этого снова были связаны с отсутствием опыта и другими факторами.
Начало строительства
Резка металла и сборка первых конструкций для головного ледокола началась ещё летом прошлого года. Однако компания Bollinger Shipyard пока не запускала строительство. Межведомственное управление программы PSC выдало ей разрешение на постройку ледокола только 19 декабря 2024 г.
На данный момент главной задачей судостроителей является сборка восьми секций-прототипов Prototype Fabrication Assessment Units (PFAU). Эти секции представляют собой элементы корпусных и иных конструкций, соответствующие особым требованиям ледокола. С их помощью компания-подрядчик продемонстрирует свои компетенции и способность выполнить заказ.
На сборку и проверку изделий PFAU отводится несколько месяцев. После этого начнется полноценное строительство корпуса ледокола на стапеле. Конкретные сроки выполнения таких работ пока не называют. Также не могут раскрыть примерные даты спуска на воду, достройки у стенки и выхода на испытания.
Если строительство головного PSC не столкнется с непредвиденными трудностями, то его передадут БОХР в 2029-30 гг. Два следующих судна будут заложены во второй половине двадцатых годов или позже. Они смогут начать службу только в тридцатых, причем более точные даты пока не устанавливаются.
Боевой ледокол
Целью программы PSC является строительство патрульных ледоколов, способных работать в арктических морях в любое время года. Их задачей станет патрулирование заданных районов, пресечение различной незаконной деятельности, участие в гуманитарных мероприятиях и т.д. Не исключается и полноценное боевое применение в тех или иных операциях.
Ледоколы Polar Star (слева) и Polar Sea (справа) у антарктической станции Мак-Мердо, 2005 г.
Проект PSC в его нынешнем виде предусматривает строительство судна длиной 140 м и шириной 27 м с полным водоизмещением 23,3 тыс. т. Это будут самые крупные суда в составе БОХР США за всю её
Разработан корпус характерных обводов с обшивкой увеличенной толщины. Заявлен ледовый класс PC2, благодаря чему судно сможет круглый год работать в многолетних льдах умеренной толщины.
Ледоколы PSC получат дизель-электрическую энергетическую установку. Её построят на основе нескольких дизель-генераторов компании Caterpillar общей мощностью более 45 тыс. л.с. Движение обеспечат один ходовой электродвигатель с гребным валом и две винто-рулевые колонки.
Патрульные суда PSC получат полный набор средств управления, навигации, связи и т.д. На борту предусматриваются каюты и кубрики для размещения экипажа, научной группы и иного персонала общей численностью до 186 человек. Автономность достигнет 90 суток.
Для самозащиты суда получат боевые модули с 30-мм автоматическими пушками и 12,7-мм пулеметами. Кроме того, сообщалось о возможности внедрения боевой информационно-управляющей системы, построенной на элементах БИУС Aegis. В этом случае ледокол сможет нести дополнительные модули или контейнеры с
Большие планы
Состояние ледокольного флота Береговой охраны США оставляет желать лучшего. Давно было принято решение о его обновлении, но реальные меры и результаты задерживаются. Так, уже 12 лет идут работы по серии перспективных тяжелых ледоколов, однако к настоящему времени их удалось довести только до сборки первых конструкций.
Текущая ситуация не дает никаких поводов для оптимизма. Тем не менее, американская БОХР и её подрядчики продолжают работы и рассчитывают завершить их с желаемым результатом. Удастся ли им выполнить все планы и обойтись без нового пересмотра графика, покажет время.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: