На минувшей неделе продолжалось развитие ситуации вокруг поиска путей мирного решения украинского кризиса. В центре внимания заинтересованных сторон оказалось предложение Вашингтона о временном перемирии в качестве начального этапа такого решения.
При этом оказалось, что данная инициатива не является изолированным этапом от всего процесса выхода из украинского кризиса и не может быть выполнена без практического уточнения ряда вопросов, на которые обратил внимание Президент России – о контроле над режимом прекращения огня, о том, кто может отдавать соответствующие приказы, о прекращении мобилизации в украинские вооружённые формирования (ВФУ), пр.
Их уточнение выводит на необходимость согласования одновременно с вопросом перемирия остальных принципиальных вопросов всего мирного урегулирования, что противоречит позиции киевского режима и стоящих за ним европейских «ястребов» (главным образом англо-французов и Брюсселя) на продолжение военной фазы украинского кризиса.
Чувствуя ущербность своей позиции, они сосредоточились в данный момент на втягивании администрации Трампа в прямое военное противостояние с Россией сейчас или в ближайшем будущем.
Особая роль Трампа в процессе устранения украинского кризиса в том, что он не просто посредник. Он связал себя обещанием полностью урегулировать этот кризис, по сути, поставив на кон свою политическую репутацию. И задача России в данной ситуации максимально использовать это стремление Трампа для установления прочного мира с Украиной или тем, что возникнет на её территории. Наиболее короткий путь здесь сделать США инструментом давления на Киев, поскольку это самый эффективный инструмент для принуждения Зеленского к миру. Для этого надо оставить Зеленскому работу по дискредитации Трампа как миротворца, точнее, поставить киевского фюрера в ситуацию, когда он сам сорвёт инициативу Вашингтона о временном перемирии.
Ответ Президента России показывает, что, поддержав сам принцип перемирия, Москва, во-первых, выступает за мир и прекращение боевых действий, подтвердив свою высокую репутацию у Глобального Юга, и, во-вторых, выдвинув встречную инициативу о прекращении поставок оружия наряду с прекращением мобилизации, показывает, что возобновление военных поставок США и предоставление Киеву разведданных, будучи сиюминутным стимулом для Киева к перемирию, в долгосрочном плане подрывает это самое перемирие.
Т. е. Россия не просто поддержала инициативу Трампа, а выдвижением встречных условий показала, что только так оно может быть практически реализовано. Президент РФ В. Путин показал, что объективная логика «перемирия», а не российский интерес требует именно таких шагов, чего американцы не могут не видеть.
Теперь дело за Киевом, но, поскольку там поддержали перемирие только из-за того, чтобы разблокировать американскую военную помощь, то Зеленский поставлен в условия, когда ему придётся самому отказаться от военной помощи США, продолжить мобилизацию и пр., т. е. выступить фактически против того, что делает перемирие возможным. Тем самым именно он, а не Россия будет дискредитировать Трампа и его команду как миротворцев.
И расчёт Москвы оказался в этом смысле точным. Не прошло и суток, как киевский фюрер и его окружение заявили, что не будут отказываться от военной помощи, не прекратят мобилизацию и подготовку ВФУ.
По мере сближения позиций России и США и появления очертаний будущего мирного урегулирования усиливается поиск европейскими «ястребами» способов втягивания администрации Трампа в прямое вооружённое противостояние с Россией на территории Украины. С этой целью они ставят вопрос о гарантиях безопасности киевскому режиму в послевоенной фазе урегулирования, имея в виду, что такие гарантии должен дать некий европейский контингент на территории Украины при том или ином участии США.
В связи с этим в последнее время набирает обороты англо-французская возня вокруг оккупации части Украины некими «коалиционными силами», а, по сути, войсками НАТО под видом «миротворцев». Со стороны это выглядит забавно и похоже на то, как трусливые гопники-шестёрки, хозяин которых отошёл в сторону, боятся нападать первыми и выталкивают друг друга вперёд, чтобы позадирать прохожего, который намного сильнее их и, возможно, сильнее их хозяина.
Однозначная позиция России по этому вопросу была неоднократно озвучена Москвой – никаких иностранных войск, тем более из стран НАТО, как бы они ни назывались, на территории Украины не может быть в принципе. Это логично, поскольку именно чёткий дрейф киевского режима в НАТО относится к первопричинам СВО. Очевидно, что причина украинского кризиса не может быть одновременно и средством его решения.
На днях заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко ещё раз однозначно подчеркнул, что гарантии безопасности для РФ должны исключать членство Украины в НАТО и возможность размещения на её территории иностранных военных контингентов или её использования для оказания военного давления на Россию. Иначе эти контингенты станут законными целями СВО.
В целом вопрос о членстве Украины в НАТО в любом его виде можно считать предварительно решённым. Трамп, а вслед за ним генсек НАТО Рютте на недавней встрече в Вашингтоне подтвердили, что он снят с повестки отношений Запада с Киевом.
Поэтому на данный момент «ястребы» ЕС вместе с Киевом пытаются найти более или менее равноценные заменители членству. Однако ввиду российских предупреждений они пока не достигли конкретного соглашения о размещении коалиционных сил на Украине. Отказались отправлять войска на Украину власти Италии и Финляндии. Остальные, видимо, также против, но пока открыто не заявляют об этом. И лишь Британия и Франция очень хотят, но без поддержки США откровенно боятся.
В итоге на состоявшейся на днях виртуальной встрече ЕС в верхах с участием Зеленского согласия по данному вопросу не достигли. Было решено, что 20 марта представители генштабов ЕС обсудят теоретическую возможность высадки на Украине войск и договорятся об учениях, чтобы проверить эту возможность на практике.
Примечательно, что во встрече приняли участие, кроме основных европейских стран, также премьер-министры Канады, Австралии и Новой Зеландии, а также президент Турции.
Очевидно, что Париж и Лондон, во-первых, настойчиво пытаются поставить США перед фактом вторжения НАТО на Украину и всё-таки втянуть администрацию Трампа в прямые боестолкновения с Россией; во-вторых, пытаются максимально интернационализировать предполагаемые оккупационные силы, чтобы оказать наибольшее давление на Трампа или, в крайнем случае, собрать более или менее внушительный военный контингент для оккупации Украины без США.
В целом, несмотря на низкую вероятность реализации этих планов, определённый риск сохраняется. И связан он не с тем, что администрация Трампа поддастся на уговоры «ястребов» ЕС, а именно с полным непониманием последствий затеянной провокации франко-английскими отморозками, которые могут решиться ввести европейские войска на Украину и без американской поддержки. Как себя поведёт в данной ситуации Трамп, неизвестно, но очевидно, что франко-английские потуги с высокой вероятностью могут стать сценарием начала ядерной войны между НАТО и Россией.
Единственная страховка от такого сценария – отсутствие у потенциальных врагов России всяких сомнений относительно гарантированного беспощадного российского ответа, что включит, наконец, инстинкт самосохранения даже у альтернативно одарённых Макрона и Стармера.
В целом постепенно, шаг за шагом российская дипломатия в союзе с русской армией продвигается в реализации целей СВО.
На данный момент киевский режим всё ещё сопротивляется введению ограничений на численность украинских формирований и пытается обсуждать возврат освобождённых ВС России территорий, но в итоге Киев заставят принять новую реальность. Как заявил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, территории, которые стали субъектами России и записаны в Конституции, являются неотъемлемой частью России и не могут быть предметом переговоров.
Это понимают и в Вашингтоне. Вице-президент США Джэй Ди Вэнс как-то высказался в том смысле, что переговоры с Москвой вряд ли приведут к прогрессу, если США и Украина не примут во внимание новые реалии на поле боя и основные требования России по урегулированию конфликта.
Особого внимания заслуживает вопрос т. н. гарантий Украине. Сама его постановка абсурдна, так как первопричинами украинского кризиса в целом и СВО России, как ответа на него в частности, стали критические угрозы национальной безопасности России со стороны НАТО и киевского режима как коллективного наёмника альянса.
Поэтому оправданным является только вопрос о гарантиях безопасности России, на что направлены российские условия выхода из украинского кризиса. Безопасность Украины или какого-либо образования на этой территории будет обеспечена автоматически после того, как будут окончательно устранены угрозы безопасности России, исходящие с украинской территории. И только Россия может быть и, видимо, будет единственным и надёжным гарантом безопасности остатков Украины.