Большая пушка для маленькой подлодки...
В ходе Первой мировой войны подводные лодки наглядно продемонстрировали свою ценность. КПД этих маленьких корабликов намного превосходил данный показатель стремительных линейных крейсеров или могучих красавцев линкоров. Да и общественный резонанс от того, что из боевого похода не вернулась очередная субмарина, был куда меньше, чем от гибели в бою огромного стального монстра. Поэтому развитию подводного
Правда, была у подлодок одна особенность, которая не давала покоя адмиралам, политикам и судостроителям. Торпеды! Дело в том, что именно торпеды стали главным
Британская субмарина типа "М" - подводный монитор...
Само собой, сразу же появилась идея вооружить подлодки артиллерией посильнее. Пионером на данном поприще стал всё тот же неугомонный «отец дредноутов» — Джон «Джеки» Фишер. 15 августа 1915 года им был представлен проект «подводных дредноутов» — подлодок типа «М», вооружённых одной 305-мм пушкой. Логика была железная: эффективная дальность применения торпеды — 1 миля, для крупнокалиберного орудия и 7 миль — не о чём, PROFIT! К концу войны в состав Royal Navy вошло три таких подлодки, которые показали себя... Никак. Подводные мониторы были слишком сложными в постройке и слишком опасными в эксплуатации (две из трёх подлодок типа «М» погибли не своей смертью), а стрельба из одиночной 12-дюймовки — не самой эффективной, поэтому продолжение серия не получила.
"Сюркюф" - единственный и неповторимый!
Но... Помимо англичан и прочих наций на свете есть французы, которые слишком горды, чтобы учиться на чужих ошибках! И в 1929 году была спущена на воду единственная в своём роде и абсолютно неповторимая подлодка «Сюркюф» (изначально в серии их было три, но две — не достроили по Лондонскому договору 1930-го года)...
Подводный крейсер выходит в море...
Это был настоящий крейсер! Водоизмещение: надводное — 2880 тонн, подводное — 4304 тонны. Длина — 110 метров, ширина — 9 метров, осадка 7,25 метра. В движение этого монстра приводили два дизеля мощностью по 7400 лошадиных сил и два электромотора по 3400 лошадиных сил каждый. Скорость была также вполне приличная для подлодки: 18,5 узлов над водой и 10 узлов — под водой. Для сравнения, основные немецкие лодки Второй Мировой войны — VII серия, имели надводное водоизмещение 769 тонн, подводное — 871 тонну, длину 67,1 метр, ширину 6,2 метра, два дизеля по 3264 лошадиных силы и два электромотора по 762 лошадиных силы. Скорость — 18,7 узла над водой и 8 узлов — под водой. И это — максимальные значения!
Большой подлодке - большие пушки!
Но главное на «Сюркюфе» — вооружение. Лодка имела настоящую вращающуюся орудийную башню с парой 203-мм орудий. Башня была герметичной, и пушки было возможно заряжать в подводном положении (стволы запирались специальной герметичной пробкой, открывавшейся при помощи электропривода). Теоретически: на практике добиться полной герметичности подвижных соединений башни французским инженерам не удалось, поэтому из-под воды (как было предусмотрено конструкцией: высунуть из воды стволы и наводиться через перископ) огонь не вёлся. Для управления огнём применялся механический вычислитель и оптический дальномер с пятиметровой базой. Поскольку дальность огня составляла до 20 км, а лодка — сооружение невысокое, то для корректировки огня на «Сюркюфе» был установлен герметичный ангар с гидросамолётом Besson МВ.411. На этом фоне упоминать о восьми торпедных аппаратах, двух 37-мм зенитках и четырёх 13,2-мм пулемётах даже как-то неудобно, а они были! В специальном отсеке размещалась даже... тюрьма на 40 человек! В общем, месье знали толк в извращениях и запихнули под воду небольшой крейсер...
Гидроплан
Судьба «Сюркюфу» выпала трагичная. В 30-е годы лодка не слезала с газетных полос и кадров документальной кинохроники — как-никак самая большая подлодка в мире! Реальность была значительно печальнее. Начнём с отношения надводного водоизмещения к подводному: оно равняется 0,7 — это очень много, у немцев данный коэффициент — 0,9 (не придирайтесь к цифрам: это коэффициенты, а не абсолютные значения). Что это значит? А то, что лодка будет долго погружаться. Так оно и вышло — «Сюркюф» погружался дольше двух минут (немцы погружались менее чем за минуту). Кроме того, тяжёлая орудийная башня не лучшим образом влияла на остойчивость субмарины.
Были и другие проблемы. Как писал англичанин Ф. Бойер, выходивший на «Сюркюфе» в море офицером связи: «...на «Сюркюфе» всё было нестандартным: каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище...».
Начало войны застало «Сюркюф» в Карибском море. Лодка вошла в состав эскорта британского конвоя, совершила трансатлантический переход и стала в док в Бресте. Вот только скоро в виду Бреста показались немецкие
Де Голль на "Сюркюфе"
Дело в том, что после капитуляции Франции англичане передали лодку «Свободной Франции» Де Голля. Передали, не спрашивая разрешения у экипажа, большая часть которого считала генерала мятежником. При попытке английских солдат и лейтенанта Денниса Спрэйга захватить корабль французы оказывают сопротивление: два «Томми» и один «Жак» убиты, остальные не испытывают желания продолжать службу и требуют отправить их на Родину — из 150 человек остаться в Англии соглашаются 14. Транспорт, на котором французских подводников отправляют домой, топит не пойми кто: немцы на себя это вину не берут, французы уверены, что потопили сами англичане. Благо — было за что: перед интернированием французы вывели из строя оборудование подлодки, уничтожили карты и техническую документацию. В общем, остался «Сюркюф» без экипажа (командовать согласился бывший старпом Луи Блезон). Французов для нового экипажа наглосаксы стали собирать откуда только можно. Само собой, набрали людей, ничего общего с подводным флотом не имевших. А ведь лодка и для опытных подводников была не самой простой в управлении.
Экипаж за работой
В августе 1940-го лодка выходит из ремонта. Экипаж англичане считают ненадёжным, ходят слухи о том, что французы поддерживают связь с правительством Виши и даже потопили американский транспорт, следующий из Галифакса в Портсмут. Слухи неподтверждённые, но на подлодку сажают трёх английских офицеров. Формально — для связи, реально — чтобы контролировать происходящее на борту. А происходит на борту всякое неприятное: повальное пьянство, отсутствие дисциплины, пораженческие настроения — каждый день экипаж слушал французское радио, откуда не переставая неслись призывы «вернуться домой и не дать англичанам использовать себя в качестве пушечного мяса»...
В общем, выпускать в море англичане «союзников» боятся. С апреля 1941 по январь 1942 года «Сюркюф» покидал базу только дважды, оба раза безрезультатно. Английских адмиралов лодка стала сильно напрягать: с одной стороны — раскрученный в прессе корабль, теоретически достаточно сильный. С другой — абсолютно бесполезная посудина с неподготовленным и ненадёжным экипажем.
На рулях
1 апреля лодка вышла в боевой поход из Галифакса. «Сюркюф» должен был присоединиться к конвою НХ 118, но внезапно пришёл приказ: «следовать на полных оборотах в Девонпорт». В Royal Navy пошли слухи, что французы потопили своими орудиями суда, которые должны были охранять. Слухи не подтвердились, и 14 мая лодка вновь вышла в Атлантику: на перехват немецких плавбаз. 21 ноября «Сюркюф» на маневрах столкнулся с американской подлодкой, которая повредила ему третью и четвёртую носовые балластные цистерны. В очередной поход лодка отправилась едва залатав течи. Офицер связи Роджер Бэрни был в шоке от увиденного на борту: вражда между старшинами и матросами, некомпетентные офицеры, сомнения в полезности вооружённых сил «Свободной Франции»...
В отсеках подлодки
В общем, не желая видеть лодку в Атлантике, британские адмиралы решили отправить её от греха подальше — на Таити. Состояние «Сюркюфа» было удручающее, уходящий на нём в Тихий океан Бэрни, прощаясь со знакомым канадским офицером, сказал ему: «Вы пожимаете руку мертвецу». В свой последний поход самая большая подлодка мира вышла 1 февраля 1942 года. Погода была отвратительная, лодку сильно потрепало штормом: были повреждены рубка, башня, несколько торпедных аппаратов, текли люки, самолёт пришлось оставить на базе — он сломался ещё раньше. На Бермуды корабль пришёл с опозданием, но на доклады командира британское командование внимания не обращало: считали, что французы просто не желают воевать. По-хорошему, лодку стоило списать, но «Сюркюф» был символом флота «Свободной Франции», и было решено продолжить поход.
Гибель "Сюркюфа" - официальная версия
Поход был опасным — погрузиться лодка не могла, а кругом охотились «волчьи стаи» Дёница. 12 февраля субмарина покинула Бермуды и взяла курс на Панамский канал. 19 февраля советник британского консульства в Панаме отбил совсекретную телеграмму: «Французский подводный крейсер «Сюркюф» не прибыл, повторяю, не прибыл». Далее он доложил, что американский военный транспорт «Томспон Лэйкс» вернулся с повреждённым форштевнем после столкновения с неопознанным судном, которое сразу затонуло в 22:30 18 февраля 1942 года. Ни людей, ни обломков экипаж транспорта не обнаружил. «Сюркюф» исчез.
Столкновение с американским транспортом — официальная версия. Но существует масса историй разной степени сомнительности. Все они о том, что подлодка или бомбардировщики союзников обнаружили «Сюркюф», передающим горючее и припасы на немецкую подлодку. Или пытавшимся сбежать на Мартинику — под правительство Виши. И — потопленного союзниками. В любом случае, сказать так это или нет не представляется возможным — обломки подлодки не найдены, если верна официальная версия, то «Сюркюф» лежит на глубине более 3000 метров. Место его предполагаемой гибели подводными аппаратами до сих пор не обследовано...
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: