Европейская южная обсерватория
Первая поставка состояла из первых 18 сегментов зеркала из 798 необходимых и 133 запасных. В каждой коробке, кроме шестиугольного зеркального сегмента, находился элемент для его крепления с датчиками и механизмом для адаптивного изменения кривизны. Вес сегмента в сборе со всем этим хозяйством достигает 250 кг. Адаптивная подстройка кривизны зеркала необходима для компенсации турбулентностей в атмосфере. В небо от телескопа направляются лазерные лучи, и оборудование телескопа по этим искусственным маякам в небе подстраивает кривизну зеркала для наилучшей фокусировки.
Сами зеркальные сегменты были отлиты немецкой компанией SCHOTT на заводе в Майнце, Германия. На полировку сегменты отправляются во Францию в компанию Safran Reosc недалеко от Пуатье. Чтобы изготовить к 2030 году нужное количество сегментов, компания Safran Reosc должна выпускать пять сегментов в неделю. Недавно она вышла на показатель четыре сегмента в неделю и вскоре намерена выйти на целевой показатель.
Полировка сегментов является завершающим этапом в изготовлении элемента зеркала. Для этого самого ответственного процесса Safran Reosc разработала новые автоматизированные рабочие процессы и методы измерений, чтобы гарантировать соответствие полировки высоким стандартам, предъявляемым к будущему телескопу. Неровности поверхности зеркала составляют менее 10 нм (менее одной тысячной ширины человеческого волоса). Чтобы достичь такого уровня точности, Safran Reosc использовала технологию, называемую ионно-лучевой обработкой, при которой пучок ионов пронизывает зеркальную поверхность и удаляет неровности атом за атомом.
Опору для сегментов изготавливает голландская компания VDL ETG Projects BV. Немецко-французский консорциум FAMES разработал и изготовил датчики контроля относительного положения сегментов в составе зеркала, точность которых достигает 4500 нм. Приводы для работы адаптивной подстройки кривизны сегмента изготавливает немецкая компания Physik Instrumente. Таких нужно 2500 штук. Транспортировкой сегментов зеркал в Чили по суше и по морю занялась датская компания DSV. До сборки они будут храниться в служебном помещении недалеко от строящегося в пустыне Атакама телескопа.
1 ноября 2023 года с производственной линии Safran Reosc сошёл и вступил в стадию тщательной проверки 100-й сегмент. Это завершающая операция после полировки, и после неё сразу идёт упаковка. Таким образом, отправка следующих сегментов вскоре ускорится.
Читайте нас: