В прошлых статьях мы говорили об истоках русофобии в российском же обществе. Разговор сей ещё не окончен. Но уже обнаружились забавные и любопытные моменты. Как выяснилось, обращение к традиционной русской культуре, по мнению некоторых, символизирует собой ретроградство и вопиющее мракобесие. Потому как, оказывается, истинная русская культура — это игра на балалайке и ложках, пение частушек, катание верхом на ручном медведе и «хождение за плугом». Остаётся ещё добавить лапти и пару матрёшек для пущей убедительности, и мы получим законченный образ «примитивной национальной культуры», который сложился в головах наших доморощенных русофобов. Надо полагать, что, по мнению сиих господчиков, все остальные достижения России и её культуры прямого отношения к русскому народу не имеют и являются лишь благостным и бесконечным заимствованием у непогрешимого и светлоликого Запада.
Подобные высказывания и взгляды являются наглядной иллюстрацией и лучшим свидетельством того, что цикл статей, посвящённых внутренней русофобии, не вызван к жизни чем-то умозрительным и надуманным и полностью оправдан.
Прежде всего необходимо отметить, что уважение и любовь к родной культуре не обозначают автоматического и безусловного отрицания значимости культурного обмена и важности приобретённых с помощью этого обмена навыков и научно-технических достижений. Если классический отечественный русофоб, выпестованный либо публицистическими трудами большевиков, либо бреднями напыщенных либералов, увязывает традиционализм и желание кого-либо без иронии взглянуть на культуру и историю своего народа с отрицанием прогресса, то это лишь демонстрирует главный принцип русофобии: «всё русское ничтожно, гадко и примитивно, а Запад — единственный светоч человечества».
Но дело в том, что практически никто в здравом уме и не возводит русскую «самость» в абсолют. Почему же тогда русофобы абсолютизируют «русскую отсталость»?
Наши почитатели «священного Запада» забывают одну маленькую деталь: Запад и сам позаимствовал все главные основы своей цивилизации на Востоке.
Взять, к примеру, такую фундаментальную единицу, как письменность. Вездесущая и так многими любимая латиница была создана на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, восходит к древнему финикийскому письму. И да, Финикия находилась не в Европе.
Другой неотъемлемый столп западной цивилизации — христианская религия. И она тоже пришла с Востока. Можем ли мы себе представить европейскую историю вне контекста христианства?
Рассмотрим современные цифры, без которых невозможно было бы представить развитие математики, электронно-вычислительных систем, инженерного дела и многого другого. Они носят общепризнанное название арабских или индо-арабских. И это неслучайно, ведь придумали их в древней Индии в первой половине первого тысячелетия нашей эры, оттуда они попали в персидскую и арабскую культуры. А уже много позже, столетия спустя, они проникают в Европу благодаря арабским учёным. Да и само слово «цифра» пришло в европейские языки (включая наш) из арабского. Оттуда же и такие термины, как «алгебра» и «алгоритм». Впрочем, и сама математика зарождается на Древнем Востоке.
Сказанное выше применимо и к медицине. Можно даже не затрагивать достижения древних индийцев, достаточно вспомнить общеизвестный факт: в средневековой Европе данная наука находилась в упадке. В отличие от исламского мира. И источником очень многих трудов по медицине, в том числе написанных ещё в Древней Греции, для европейцев были арабские трактаты.
Можно вспомнить и порох: вещество, без которого невозможно вообразить ход истории. Изобретён он был в Китае, в китайских же трактатах описаны его свойства, применение и процесс изготовления. Там же, на Дальнем Востоке, впервые начинают экспериментировать с энергией пороха, производя ракеты, бомбы и первые примитивные образцы огнестрельного оружия. Затем порох попадает на Ближний Восток и лишь после оказывается в Европе.
Ну и, конечно же, не будем забывать про бумагу. Фундамент информационной революции. Родиной этого прекрасного материала тоже является Китай. И, как и в случае с цифрами, порохом и медицинскими знаниями, бумага попадает в Европу посредством арабов и с большим опозданием.
Таким образом, хорошо видно, что Запад активно заимствовал достижения и изобретения других народов и культур. Более того, речь идёт о фундаментальных основах цивилизации, без которых историю и развитие Европы было бы невозможно представить.
Конечно, столетия спустя в обратном направлении пошли автомобили, двигатели, самолёты и компьютеры. Но в этом и заключается суть культурного обмена и движение прогресса. Исходя из этого, было бы смешно, если бы мы отрицали положительное влияние на развитие нашей Русской цивилизации культурных и научно-технических заимствований с Запада.
Вопрос лишь в том, что определённые процессы в рамках этого заимствования (и обусловленные вечной хищной тягой Запада на Восток) исказили представление о нашей собственной культуре и её роли в мировой истории. Усилиями западников был создан противоестественный идол Европы, на фоне которого всё допетровское объявлялось ничтожным и «вредной стариной».
А между тем активное развитие российского государства и культуры началось намного раньше европоцентричных реформ Петра Великого. К примеру, масштабными территориями (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирь) наша страна обзавелась задолго до того, как стала Российской империей.
Взять хотя бы русских мореплавателей и землепроходцев. Ими были сделаны выдающиеся географические открытия. Семён Дежнёв и Федот Попов в 1648 году открыли пролив между Евразией и Северной Америкой. Примечательно, что назван он в честь другого российского мореплавателя, но уже петровской поры и иностранного происхождения — Витуса Беринга. Владимир Атласов, один из выдающихся уроженцев Великого Устюга, получил прозвище «обретатель Камчатки». Он со своей экспедицией совершил путешествие в глубь полуострова и оставил подробный географический труд с описанием этого великолепного и далёкого края. И всё это он сделал ещё в XVII веке. В этом же столетии Иван Москвитин открывает побережье Охотского моря (и является первым европейцем, посетившим это море) и Сахалинский пролив. Ерофей Хабаров, знаменитый сын Русского Севера, своей кипучей деятельностью способствует присоединению к России обширного Приамурья, которое сейчас называется русским Дальним Востоком.
Таким образом, великие географические открытия и достижения последующих поколений русских мореплавателей и путешественников (И. Крузенштерн, Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников, Ф. Беллинсгаузен, Д. и Х. Лаптевы и многие-многие другие) являются органичным продолжением и развитием русской географической традиции, а не следствием резкой вестернизации страны. Очевидно и то, что технологии кораблестроения и культура мореплавания были у нас задолго до петровских реформ. Беломорские верфи столетиями строили корабли не только для поморов, но и для норвежцев и шведов. Поморские лоции, то есть навигационные документы (мореходные книги), широко использовались до самого XX века.
Трёхмачтовая поморская ладья. Преодолевала до 150 км в сутки. Английские и голландские фрегаты в этих же водах могли преодолеть лишь 65–100 км.
В контексте хозяйственного и культурного освоения громадных пространств русских Севера и Востока уместно вспомнить и знаменитый род купцов и промышленников Строгановых. Им удалось создать на Урале, в Приуралье и Сибири настоящую империю. Строгановы строили города и крепости, владели солеварнями и металлургическими заводами, имели собственную армию. Именно Строгановы профинансировали знаменитую экспедицию Ермака Тимофеевича. Богатство и влияние этого рода распространялось на все сферы жизни российского государства. Например, их именем названа знаменитая Строгановская школа иконописи.
Представителями этого направления в русском искусстве были известные мастера живописи: Гурий Никитин, Прокопий Чирин, братья Савины. Ну а, пожалуй, наиболее выдающимся и знаменитым русским живописцем XVII века можно назвать Симона Ушакова, автора таких шедевров, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, как «Спас Нерукотворный» и «Насаждение древа Государства Российского». Хотя нельзя забывать и про гораздо более древнюю традицию русского изобразительного искусства. Кому не знакомы имена Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублёва?
Обратим внимание, что речь идёт о допетровской эпохе, той самой «тёмной и дремучей» «вредной старине», в которой, по мнению наших русофобов, только и делали, что катались на медведях, гремя ложками, да кружились в бессмысленно-балалаечных хороводах в ожидании пришествия «священного западного просветителя».
Насаждение древа Государства Российского, Симон Ушаков, 1668 г.
Русская архитектура до пришествия реформ тоже благополучно существовала. Тот же XVII век подарил нам большое количество великолепных образцов как гражданского, так и культового зодчества. К примеру, резиденция митрополита Ростовского Ионы, больше известная как Ростовский кремль (именно там снимался знаменитый кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию»); прекрасный Теремной дворец Московского Кремля; поражающий масштабом и великолепием Новоиерусалимский монастырь на Истре (кстати, целиком и полностью детище Никона).
Новоиерусалимский монастырь, 1658–1685 гг.
Таким образом, совершенно очевидно, что Россия и её культура развивались уверенно и планомерно, а все попытки русофобов представить прозападные реформы XVIII века как явление божественного света на тёмные и дремучие земли отсталых и забитых дикарей, постоянно брынькающих на балалайке, несостоятельны и лживы.
Сергей Газетный,
Читайте нас: