Основанием для появления в 2022 г. Обзора ядерной политики с новой стратегией в данной области стали опасения руководства США по поводу ограниченного применения Россией и Китаем ядерного оружия, из-за чего США будут вынуждены поступиться интересами под страхом полновесного ядерного конфликта. Но вместо того чтобы подумать о природе международных противоречий и путях недопущения ядерной эскалации, США внесли в свою стратегию коррективы в духе увядающей, агонизирующей империи.
С точки зрения Обзора базовые условия мировой ядерной обстановки состоят в следующем. Любое применение ядерного оружия принципиально изменит природу военного конфликта и грозит перерасти в неуправляемую эскалацию со стратегическими последствиями. Цель политики США в данной сфере — снижение роли ядерного оружия в общей военно-политической стратегии посредством усиления работы по контролю и нераспространению. Притом для США ядерное оружие по-прежнему будет обеспечивать сдерживание противников и его не заменить никаким другим компонентом военной мощи. Россия и Китай — паритетные по ядерному вооружению державы — не заинтересованы в снижении роли данного вида вооружения в своих стратегиях.
В Обзоре отмечается, что Китай к концу 2020-х гг. сформирует полноценную ядерную триаду с по меньшей мере тысячей боезарядов. Россия продолжит развивать свой ядерный арсенал качественно, количественно поддерживая арсенал на уровне 1500+ развёрнутых боезарядов и 2000 нестратегических.
В Обзоре также отмечается, что к 2030-м гг. США окажутся в незавидном положении, так как им впервые придётся сдерживать две ядерные державы, обладающие достаточным потенциалом, чтобы реально угрожать Америке.
Таким образом, видно, во-первых, что США рассматривают ситуацию с точки зрения раскалывания мира на два лагеря — проамериканский и антиамериканский. Они планируют уравновесить свой ядерный потенциал с совокупным потенциалом России и Китая.
Во-вторых, что быть ядерной державой — ещё не значит составлять мировой полюс силы, необходимо обладать достаточным арсеналом и иными компонентами ядерной мощи, которые гарантируют поражение противника «со стратегическими последствиями».
В-третьих, следовательно, что в аспекте ядерного вооружения США банально считаются только с теми странами, которые могут уничтожить США. С политической точки зрения это означает только то, что в конечном счёте Америка уважает лишь силу, с которой не может не считаться. Достаточно вспомнить, что заставило Трампа сесть на равных за стол переговоров с Ким Чен Ыном — вхождение Гуама в радиус поражения северокорейских ракет.
И в-четвёртых, что США крайне заинтересованы в сдерживании ядерной гонки, особенно со стороны Китая. Контроль над ядерными вооружениями и нераспространение — это инструменты, которые позволяют США оттягивать момент соперничества с двумя потенциально равными ядерными противниками.
США считают, что с 2030-х гг. наступит эпоха ядерной трёхполярности, и это страшный вызов для них. Если же внимательно присмотреться к опубликованной стратегии, то готовятся американцы к рискам выступления России и Китая единым фронтом.
Существенной характеристикой ядерной стратегии США является то, что ядерное оружие Америки рассматривается не только как гарантия сдерживания от стратегического нападения собственно на США, но и как обеспечение «ядерных гарантий» союзникам и партнёрам США. То есть американский ядерный арсенал стоит на вооружении западноцентристского миропорядка в целом.
«Пока ядерное оружие существует, его основополагающей ролью будет сдерживание ядерной атаки на США, их союзников и партнеров. США будут рассматривать применение ядерного оружия лишь в самых исключительных условиях для защиты жизненных интересов США, их союзников или партнеров» (из Обзора ядерной политики США — 2022).
Ядерная политика США полностью отвечает политическому вектору на развязывание новой холодной войны.
Интересно в Обзоре оценивается ядерная угроза со стороны КНДР. Совокупный потенциал ядерных и неядерных угроз, несмотря на все последние успехи Северной Кореи в ракето- и бомбостроении и многочисленные алармистские заявления США, обозначен как незначительный по сравнению с российским или китайским. И следует однозначный вывод: применение ядерного оружия по территории США, союзников или партнёров приведёт к... уничтожению КНДР. Глядя на восприятие в США «проблематики» сопутствующего ущерба в виде истребления мирного населения в Газе, нет сомнений, что рука американского президента над красной кнопкой не дрогнет.
Что касается Ирана, то указано, что Иран не обладает и не разрабатывает ядерное оружие. США будут обеспечивать сдерживание ядерной программы Ирана, иными словами, продолжат душить персов санкциями и убивать их физиков. Видимо, на всякий случай.
Отдельно в Обзоре оговариваются неядерные средства стратегического сдерживания. Если они разворачиваются Россией или Китаем, то это безответственно и почти преступно. Если они разворачиваются Америкой, то это помогает укреплять сдерживание, повышает порог применения ядерного оружия и подрывает возможности ядерного шантажа и ведения ограниченной войны.
Логика здесь понятна, так как сейчас мы доживаем в старом проамериканском миропорядке и всякое укрепление военной мощи вне американской сферы влияния — это угроза для его дальнего разложения и разрушения. А это плохо для американского империализма и неоколониализма, значит, неизбежно ведёт к конфронтации и рискам.
Многие рассматривают ядерное оружие как абсолютное зло в отрыве от политики, экономики и жизни общества в целом. Но ядерное оружие — это, как ни странно, оружие, такое же как меч, мушкет, автомат или танк. Само по себе оно не является ни злом, ни добром, а лишь продукт научного, инженерного и рабочего труда. Важно, в чьих руках ядерное оружие, какие цели преследует его обладатель и что его сдерживает в злодеянии или добродетели. К сожалению, человечество научилось пока сдерживать насилие только насилием, оружие только оружием, а всякий мир между странами представляет собой лишь период подготовки к очередной войне.
Когда ядерное оружие только появилось, некоторые политические романтики надеялись, что его чрезвычайная разрушительность избавит страны хотя бы от крупных войн. Но надежды эти были тщетны, уже в 1950 г. вспыхнула масштабная война в Корее, в которую было втянуто большинство ведущих стран. Пока что рост и развитие ядерного оружия позволяли оттягивать новую глобальную мировую войну между ядерными державами. Но развитие средств противовоздушной, противоракетной обороны, убежищ, укрытий и стратегических коммуникаций позволяет считать, что мировая ядерная война не просто сценарий для фантастов.
Указывая на риски неядерных средств стратегического сдерживания, авторы Обзора развязывают себе руки в отношении биологического и химического оружия. Они, вопреки фактам, утверждают, что Россия, «вероятно, обладает возможностями» в сфере химического и биологического вооружения. Между строк это означает то, что США наделяют себя моральным правом тайно вооружаться биологическими и химическими средствами нападения.
В Обзоре благородно сказано, что США не будут применять ядерное оружие против неядерных стран — участников договора о нераспространении. Читать это следует так, что эти страны США задушат при необходимости и обычными вооружениями. То есть наряду с могучим ядерным арсеналом США поддерживают потенциал обычных вооружений на уровне реагирования на все возможные угрозы. Но это и так всем известно.
Далее самое важное — в Обзоре США отказываются от концепции неприменения ядерного оружия первыми, несмотря на то что она была составной частью предвыборной программы Байдена. Причём это касается и перспективы нанесения ядерного удара в интересах союзников и партнёров. В чём причина отказа от данного принципа? Оказывается, потенциальные противники США развернули масштабные неядерные системы стратегического уровня и бедной Америке ничего не остаётся, кроме как первой отстреливаться ядерными бомбами. Правда, говорится, что те самые неядерные стратегические средства угрожают скорее не самим США, а их союзникам и партнёрам. То есть России, Китаю, Ирану, КНДР и другим странам прямо говорят: в ответ на то, что вы разворачиваете свои «Искандеры», «Кинжалы», «Посейдоны», «Буревестники» и аналогичные системы, мы готовы первыми начать ядерную войну.
Россия специально разрабатывала вооружение, не попадающее под действие СНВ-3, чтобы иметь возможность поддерживать военно-стратегический паритет с США в условиях наличия тысячи американских военных баз, авианосных групп и прочих компонентов невиданной в истории военной мощи. Рассчитывая на джентльменский принцип не бить ядерными ракетами превентивно. США мало того что заявили право первого удара, так ещё и сообщили о возможности его нанесения в интересах третьих стран. В очередной раз подтверждается старая истина, что Запад — это образование недоговороспособное. Все договорённости с западными правительствами работают только до тех пор, пока они считают их выгодными для себя и невыгодными для второй стороны. Ничем значительным и никогда там поступаться не собираются. Все договоры Запада с незападными странами они воспринимают как обмен бус на землю и золото. Если разрядка и деэскалация, значит Западу нужна передышка, если обострение и эскалация, значит сила на их стороне. Таким же образом США понимают военный паритет, который для них всегда сдобрен возможностью ассиметричного ответа.
Военные специалисты знают, что в общественном сознании ещё со времён холодной войны укоренились мифологизированные представления о последствиях обмена ядерными ударами. Ядерная бомба потопит весь континент, наступит ядерная зима, ядерный апокалипсис и т. д. Всё это значительные преувеличения. История человечества показывает, что, если есть оружие, значит рано или поздно оно будет пущено в ход. Психологический момент в неприменении ядерных вооружений в современную эпоху в определённой ситуации может быть преодолён, и нужно это иметь в виду. США своей ядерной политикой в официальном документе прямо подготавливают себя к превентивному ядерному удару.
Угасание американской гегемонии и формирование нового миропорядка уже сейчас проходит болезненно, конфронтационно и противоречиво. В исторической перспективе эскалация будет только нарастать, и нет никаких гарантий, что агонизирующая, вооружённая до зубов ядерная Америка не устроит очередную трагедию ради оттягивания неизбежной гибели своей империи.
Впрочем, с момента опубликования Обзора прошёл год, и пока никаких признаков нарастания ядерной эскалации нет. Запад значительно истощил вооружения в поддержке Украины, так и не сумев нанести стратегического поражения РФ. Развязанная холодная война США против Китая поставлена на паузу. Вспыхнула война в Палестине с сомнительными перспективами для Запада на Ближнем Востоке. Однако ни ядерного шантажа, ни крупных подвижек в ядерной политике США не наблюдается (если не считать испытания на ядерном полигоне в конце октября 2023). Значит, пока руководство США считает, что общая ситуация находится под их контролем, а вся работа по укреплению ядерного потенциала ведётся в рабочем порядке.
Анатолий Широкобородов,
Читайте нас: