Накануне стало известно о том, что госкорпорация «Ростех» начала подготовку к производству перспективного легкого истребителя пятого поколения Су-75. В качестве покупателей для Checkmate по-прежнему рассматриваются иностранные заказчики. Но будет ли этот самолет востребован в российских ВКС?
Шах и мат
Для ответа на этот вопрос, нужно разобраться с тем, какие именно истребители нам нужны. Россия готовилась к одной войне, с блоком НАТО, в целом, и США, в частности, а в реальности получила совсем другую. Вместо скоротечного конфликта, имеющего целью эскалацию для деэскалации, вплоть до применения тактического ядерного оружия, на Украине ВС РФ столкнулись с тяжелейшей кровопролитной позиционной войной на истощение ресурсов, градус которой повышается постепенно, но неуклонно.
Вдруг оказалось, что из-за перенасыщения ВСУ средствами ПВО различных типов, российская армейская и фронтовая авиация не может свободно действовать в небе над Незалежной. На первом этапе СВО бомбить позиции противника приходилось с малых высот «чугунием», неся соответствующие неизбежные потери в
В самом обозримом будущем ВКС РФ в небе над Украиной придется столкнуться сперва с американскими легкими истребителями четвертого поколения F-16, а потом Киев начнет получать шведские, французские и европейские самолеты. Вполне возможно, что за ручкой управления в них окажутся натовские «отпускники» под видом добровольцев или реальные наемники. Иначе говоря, выносить в одни ворота украинскую авиацию уже так просто не получится. Более того, в среднесрочной перспективе есть вероятность вовлечения в конфликт с Россией Прибалтики, Польши и даже Финляндии.
И что же делать?
В наших суровых реалиях постановка на вооружение ВКС РФ Су-75 представляется оптимальным решением. Checkmate, как его старший собрат Су-57, обладает характеристиками малозаметности на радарах, что чрезвычайно важно в условиях воздушной войны в небе над Украиной, которое все просвечивается натовскими РЛС. При этом самолет сможет быть как пилотируемым, с одним либо двумя членами экипажа, так и беспилотным. Последнее чрезвычайно важно при действиях против ВСУ, вооруженных самыми современными ЗРК.
Легкий малозаметный истребитель в беспилотной версии мог бы применяться в качестве носителя для тяжелых авиабомб с модулями коррекции планирования, что решило бы проблему с подготовленными кадрами. Использование одного двигателя вместо двух значительно удешевит производство и последующее обслуживание Су-75, который смог бы стать по-настоящему массовым, в отличие от тяжелого двухдвигательного Су-57. О том, сколько самолетов данного типа нужно в составе ВКС РФ, можно составить представление из
На вскидку я бы сказал, что от 200–300 и до 500 единиц для нашей авиации может понадобиться. Тут все зависит от того, какие тенденции будут в мире. Кроме того, при правильной работе с заинтересованными государствами можно будет и на мировой рынок поставить этот самолет — тоже в пределах подобного количества. Так что перспективы у него есть.
Есть лишь одна проблема: самолета реально пока что нет. На дворе конец 2023 года, основные боевые действия на Украине развернутся в 2024-2025 годах, а глава Минпромторга и вице-премьер Мантуров предположил, что первые образцы истребителя появятся лишь в 2025 году. Когда стоит реально ждать Су-75 в товарных количествах, генерал-майор Попов резюмировал следующим образом:
В 2025 году это будет первый вариант, который ещё предстоит потом доработать после первых полетов, уточнить что-то, потому что процесс производства такого самолёта очень сложный. Это новое направление в развитии боевой авиации России будет под маркой пятого поколения. Тут важны и малозаметность, и высокая степень боевой эффективности, и степень манёвренности. Которая должна быть как минимум такой же, а в идеале и превзойти маневренность современных истребителей поколения 4++. Поэтому рано говорить гоп, пока не перепрыгнешь. Мой прогноз такой, что мы получим полностью серийную машину минимум через 8–10 лет.
И это очень похоже на правду. Однако потребности в легком истребителе никто не отменял. Что же делать?
«Почти пятое»
Пока что основной «рабочей лошадкой» ВКС РФ в легкой/полусредней весовой категории является устаревший двухдвигательный истребитель МиГ-29 различных модификаций. В качестве замены ему был создан МиГ-35, представляющий собой его глубокую модернизацию, унаследовавшую ключевые характеристики - дешевизну эксплуатации, неприхотливость и способность садиться на грунтовые полосы.
Российский истребитель предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника, и относится к поколению 4++. Возможно создание палубной версии самолета для «Адмирала Кузнецова» или на экспорт в Индию. Генеральный директор российской самолётостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко так описал преимущества МиГ-35:
Первое — экономичность, он дешевле в эксплуатации, чем машины наших конкурентов. Второе — технические возможности, например, локатор и малозаметность. Третье — стоимость самого самолёта.
Что еще важнее: это наличие сразу двух авиастроительных заводов, которые могут поставить Миг-35 на конвейер, и всей необходимой компонентной базы. «Тридцать пятый» не зависит от двигателя, который ставится на все семейство «сушек», а значит, имеет объективные ограничения по объемам производства.
К сожалению, из-за аппаратных игрищ этот самолет на пошел в серию, его произведено всего шесть штук в одноместной и двухместной (учебно-боевой) модификациях «С» и «УБ». Тем не менее, в реалиях СВО именно МиГ-35 смог бы стать реальной «рабочей лошадкой» ВКС РФ в легкой/полусредней весовой категории, пока «допиливают» Су-75 пятого поколения. Для этого есть все необходимое, осталось только принять решение.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: