Таких, точнее – подобных музеев вообще-то немало, как в России, начиная с легендарной «Авроры», так и по всему миру. Люди ценят славные корабли, не торопясь сплавлять многие из них в утиль, даже когда они отслужили все положенные сроки.
Автору только дважды выпало счастье оказаться в порту города-героя Новороссийска в глубине Цемесской бухты. Там, рядом с морским вокзалом в окружении нескольких памятников с видом на торговый порт, едва покачиваясь на редких волнах, стоит на приколе крейсер «Михаил Кутузов».
Этот крейсер боевой славы почти сорок лет прослужил в 50-й дивизии Краснознамённого Черноморского
И тут просто необходимо достаточно длинное отступление.
Первым делом надо отдельно напомнить о том, кто сделал возможным появление плавучего музея в Новороссийске, там, где всё и без «Кутузова» буквально овеяно военной славой минувших лет. Малая Земля, впечатляющий мемориал затопленным кораблям революционного флота, наконец – батарея Зубкова.
Ещё в 1994 году ветераны крейсера «Михаил Кутузов», к тому времени уже зачисленного в резерв КЧФ, предложили сохранить корабль – как образец отечественного судостроения 50-х годов, эпохи строительства большого океанского флота Союза ССР.
В послевоенные годы крейсера, не уступающие, а по многим параметрам и превосходившие иностранные аналоги, были крайне необходимы флоту. Среди прочего, и для того, чтобы добиться превосходства или как минимум равенства в силах на Балтике и в Чёрном море.
Ветеранам корабля в 1999 году ответил новый премьер Евгений Максимович Примаков, и «Михаил Кутузов» стал филиалом сначала Музея Черноморского флота, а затем Центрального Военно-морского музея.
Автору посетить корабль-музей удалось только прошлым летом, когда очередь из посетителей была совсем короткой.
Ещё до того, как подняться на борт, слегка удивился тому, что на корме ветер неласково трепал знамя с неожиданной надписью – «Александр Суворов». Экскурсовод на борту просветил – на флагшток каждое утро взлетает полотнище с именем очередного из крейсеров серии 68-бис.
Не жалея места, назову их все до одного, каждого с припиской к флоту, точнее – к флотам, где они служили.
«Свердлов» – Балтийский флот, его именем авторы известного справочника Jane’s Fighting Ships назвали всю серию;
«Дзержинский» – Черноморский флот;
«Орджоникидзе» – Балтийский флот;
«Жданов» – Балтийский флот, Черноморский флот;
«Александр Невский» – Северный флот;
«Адмирал Нахимов» – Черноморский флот;
«Адмирал Ушаков» – Балтийский флот, Северный флот, Черноморский флот;
«Адмирал Лазарев» – Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Александр Суворов» – Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Адмирал Сенявин» – Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Молотовск» («Октябрьская революция») – Северный флот, Балтийский флот;
«Михаил Кутузов» – Черноморский флот;
«Дмитрий Пожарский» – Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Мурманск» – Северный флот.
Для меня лично среди них есть особенный – это «Адмирал Ушаков», седьмой по счёту в серии. На «Ушакове» оттрубил свои четыре флотских года корабельным коком Александр Иванович Полянский – родной дядька, муж сестры отца.
Но в этом очерке не о нём и не об «Адмирале Ушакове», а о «Михаиле Кутузове», и продолжить ради полноты изложения надо некоторыми вообще-то известными сведениями.
Крейсер был зачислен в состав Черноморского флота в середине 50-х годов прошлого века.
Базируясь в Севастополе с января 1955 года, «Михаил Кутузов» стал площадкой для испытания корабельных вертолётов Ка-15 и Ми-1. Под флагом командующего КЧФ адмирала В. А. Касатонова делал визиты по балканским странам и в Алжир.
Когда на рейде Севастополя 29 октября 1955 года по не установленной до сих пор причине взорвался линкор «Новороссийск» (бывший, можно считать, трофейный итальянский «Джулио Чезаре»), ближе всех к нему оказался именно «Михаил Кутузов».
Спасательная команда из 93 матросов с крейсера сразу была отправлена на помощь экипажу «Новороссийска». 27 моряков из аварийной партии с «Кутузова» погибли, спасая поврежденный взрывом линкор, однако он всё же затонул в порту.
Но в Новороссийске на вечной стоянке крейсер оказался, разумеется, не поэтому. Его там запомнили в сентябре 1958 года, когда вечный огонь из Севастополя с Малахова кургана прибыл в порт на борту «Михаила Кутузова». Все 90-е годы крейсер базировался в Новороссийске, войдя в состав местной базы ВМФ.
В 1967 году, в дни очередной арабо-израильской войны крейсер «Михаил Кутузов» поддерживал с моря сначала египетскую, а потом сирийскую армию. Знаменитые учения «Океан» стали ещё одной проверкой для экипажа. «Кутузов» снялся и в кино, это с его борта герой Льва Прыгунова получил своё «Увольнение на берег».
Музеем «Михаил Кутузов» служит уже третий десяток лет. За это время он лишь слегка постарел, продолжая удивлять изяществом линий и знаменитым флотским порядком. И это, даже не имея экипажа, если, конечно, не считать дежурные бригады и сотрудников музея – крейсер в 2012 году включили в штат Центрального военно-морского музея имени Петра Великого.
Как только посетители одолеют совсем не крутые мостки, их ожидает приятный сюрприз – возможность ударить в корабельную рынду. Ей уже больше семидесяти, но звучит она так звонко, что в тихий день её можно услышать и на Малой Земле, и даже где-нибудь в Кабардинке – на выходе из Цемесской бухты.
На самом крейсере, помимо мощных трёхорудийных башен, монументальных труб, изящных надстроек и внутренних лабиринтов с кубриками, машинным отделением и всем, что такому кораблю положено, радует ещё одно. Это трепетно сбережённая память!
Начинается она, пожалуй, с галереи фотопортретов тех самых крейсеров из серии 68-бис. Продолжается серией портретов флотских командиров и простых героев – матросов, старшин, каплеев и капитанов с рангами, большинство из которых сумели дорасти до адмиралов.
А ещё нельзя не отметить особо походное кресло генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, чьё имя носит этот крейсер боевой славы.
Как кресло оказалось на крейсере –
Алексей Подымов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: