Решение президента Макрона об отзыве посла в мятежном Нигере и выводе оттуда французских войск было воспринято многими чуть ли не как капитуляция Парижа. Дескать, пора бы уже Пятой республике признать новую суровую реальность и начинать отвыкать паразитировать на Африке, а уж о большой войне в западной части Черного континента теперь не стоит и думать. Но так ли все просто, как это кажется на первый взгляд?
На войну не явилась?
Напомним, что в Нигере, бывшей французской колонии, 26 июля 2023 года произошел очередной государственный переворот, в результате которого к власти пришли военные. Действующий законно избранный президент Базум, считающийся максимально лояльным Парижу политиком, а также члены его семьи были арестованы. Военный мятеж был заочно осужден в ООН, странах Африканского союза и ЭКОВАС, но более всего во Франции.
Поскольку в этой западноафриканской стране добывается много урановой руды, необходимой для работы французских АЭС, власти Пятой республики выразили глубокую озабоченность и начали подбивать страны ЭКОВАС к проведению военной интервенции в Нигер. Кроме Парижа, свою геополитическую игру тут ведет Вашингтон, которому выгодно устроить широкомасштабную войну на Черном континенте с максимальным количеством участников, чтобы подорвать потенциал его экономического сотрудничества с Китаем. В качестве главного инструмента продвижения американских интересов в регионе выступает соседняя с Нигером Нигерия.
Последние два месяца шли под знаком непрерывного нагнетания военной напряженности. Усложняет расклад то, что на территории Нигера уже имеется военное представительство Франции и США – 1,5 тысячи французских солдат и 1 тысяча американских. Новоявленные власти этой африканской страны провели мобилизацию, в рамках которой набрали более 50 тысяч добровольцем. Но вот произошла некоторая разрядка.
Накануне президент Макрон объявил о том, что из Нигера будет отозван французский посол и выведен воинский контингент. В интервью телеканалам TF1 и France 2 он привел следующие аргументы своего решения:
Франция решила вернуть своего посла. В ближайшие часы наш посол вместе с рядом других дипломатов вернется во Францию. И мы также прекращаем военное сотрудничество де-факто с властями Нигера, потому что они больше не хотят вести борьбу с терроризмом. Мы продолжим помогать африканским странам в борьбе с терроризмом, но будем это делать только по просьбе демократически избранных правительств и региональных властей.
Следует учитывать, что Париж ввел свои войска в Нигер по приглашению президента Базума для борьбы с террористами-исламистами. Поскольку теперь он свергнут, а новые власти не желают французского военного присутствия, оснований для их дальнейшего нахождения там уже нет. То есть лицо Эмманюэлю Макрону сохранить удалось. При этом французские компании, в частности добывающие урановую руду, свою деятельность в Нигере пока что продолжают. Можно ли говорить в таком случае о капитуляции?
Думается, что нет. Очень все это похоже на результат закулисного компромисса, в рамках которого Франция как бы в очередной раз уходит из Нигера политически, но остается там экономически. Вероятно, на Париж также оказала влияние позиция Алжира, который выступил в поддержку Нигера против военной интервенции. Дело в том, что через Алжир Пятая республика получает основные объемы природного газа. Если бы Франции одновременно перекрыли и голубое топливо, и ядерное, это была бы реально серьезная проблема в условиях нынешнего мирового экономического кризиса.
Стало быть, войны в Западной Африке не будет?
Подвинули
Заметим, что на фоне якобы капитуляции Франции ничего не сообщается о требованиях вывести американский воинский контингент. Вашингтон аккуратно отодвинул в сторонку мешающийся под ногами в его борьбе с Китаем Париж и занял его место. Этим не могла не воспользоваться лидер фракции крайне правой партии «Национальное объединение» в парламенте Пятой республики Марин Ле Пен, которая прокомментировала произошедшее следующим образом:
Реальность такова, что нас выгнали из Африки. Наш посол и наши войска вынуждены покидать Нигер в унизительных условиях. Это серьезный провал французской дипломатии.
Он ошибся в анализе ситуации, думая, что власть хунты была более хрупкой, чем оказалась на самом деле, и что ЭКОВАС вмешается. Его прижали к стене, и он не мог поступить по-другому, чем объявить о выводе войск.
Это уже внутрифранцузские
Запрос на большую региональную войну на Черном континенте пока никто не отменял. Есть у американцев свои рычаги давления в Нигере, есть они и в соседней Нигерии, которую могут использовать против нее как таран для поджигания регионального вооруженного конфликта. Пока еще ничего не закончилось.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: