Реформа Совета безопасности ООН, о необходимости которой говорят одновременно и в Москве, и в Вашингтоне, означает слом прежней системы мироустройства, выстроенной после завершения Второй Мировой войны. Почему же этот вопрос о членстве в Совбезе имеет столь принципиальное значение?
Два подхода
Напомним, что Совет безопасности ООН был создан вскоре после завершения Второй Мировой войны, 24 октября 1945 года. Это постоянно действующий орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Постоянными членами Совбеза являются США, Россия, Великобритания, Китай и Франция. Также есть десять непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год.
Принципиальным отличием постоянных членов от непостоянных является право вето на принимаемые другими странами, входящими в Совет безопасности, решения. Это исключительно важно, поскольку решения Совбеза являются обязательными для всех стран-членов ООН в соответствии со статьей 5 ее Устава:
Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
К полномочиям данного международного органа относятся следующие: поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций; расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям; выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения; выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения; вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер; призывать членов Организации к осуществлению
Как видно, Совбез ООН - это весьма влиятельная структура. О необходимости ее реформирования стали говорить еще в начале «нулевых», когда международная обстановка была еще очень спокойной, мотивируя это тем, что расстановка сил довольно серьезно изменилась. И это действительно так, но в том-то и заключается главная заковыка.
Так, Вашингтон предлагает ввести в круг постоянных членов Совбеза ООН Германию, Японию, Бразилию и Индию. Президент Путин на Валдайском форуме в прошлом году призвал к расширению Совета безопасности за счет стран так называемого Глобального Юга:
Стоит подумать, чтобы структура ООН, в том числе ее Совета Безопасности, в большей степени отражала именно многообразие мировых регионов. Ведь от Азии, Африки, Латинской Америки в мире завтрашнего дня будет зависеть намного больше, чем принято считать сегодня.
Проблема заключается в том, что принятие Германия и Японии в Совбез будет фактически означать начало пересмотра итогов Второй Мировой войны, в которой Берлин и Токио являются проигравшими сторонами. Это очень не понравится Пекину и Москве. Россия наверняка будет не против включения в состав Совета безопасности Бразилии и Индии, но крайне велика вероятность, что против выступит Китай. Это то, что касается внутренних разборок между постоянными членами клуба.
Однако для внесения изменения в Устав ООН за него должны проголосовать минимум две трети от стран-участниц, а там тоже все непросто. Против Бразилии будут выступать испаноязычные Мексика и Аргентина, Пакистан - категорически против Индии и т.д. В общем, весь этот так называемый Глобальный Юг представляет собой тот еще змеиный клубок, где нет речи ни о каком единстве. Более того, ситуация для перестройки глобальной архитектуры международной безопасности просто еще не совсем дозрела, и вот почему.
«Полицейская академия»
Для понимания сути проблемы необходимо учитывать, как и зачем вообще изначально был создан Совбез ООН. В основу концепции лег план президента Рузвельта под названием «Четыре полицейских», изложенный им еще в 1941 году. По его замыслу, вся власть в послевоенном мире должна была принадлежать нескольким крупным державам-победителям, в качестве которых видели Соединенные Штаты и Великобританию. И это все. Однако по ходу Второй Мировой войны США и Китай доказали свое право на участие в новой структуре международной безопасности.
Правда, первоначально Вашингтон и Лондон делали ставку на гоминьдановский Китай, но его место заняла КНР. От каждой из четырех держав-победительниц требовалось стать «полицейским» в своей зоне ответственности, которая распределялась следующим образом. США доставалось Западное полушарие, под Великобританией оставались ее колонии и Западная Европа, СССР – Восточная Европа и Центральная Азия, за Китаем – Восточная Азия и западная часть Тихого океана. Вот так должен был быть поделен на сферы влияния весь мир.
Вот только премьер-министру Черчиллю не понравилась идея предоставления Китаю статуса великой державы, и Лондон настоял на доработке концепции с усилением регионализации, в результате чего родился обновлённый «План Объединенных Наций». К четверке стран-победительниц была добавлена Франция, которая «тоже победила».
Очевидно, что реформа Совбеза ООН означает крах прежней системы мироустройства, и сейчас стороны пытаются выстроить новую, учитывающую современные реалии. Однако сделать это пока что будет крайне проблематично, поскольку для полной перекройки требуется победа одних и капитуляция других с навязыванием им чужой воли. Симптом крайне тревожный.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: