14 сентября в административном центре японской префектуры Хоккайдо Саппоро состоялся международный симпозиум по развитию туризма и пропаганде культуры аборигенных народов. Официально это мероприятие, которое прошло при поддержке японского правительства, имело целью "привлечь внимание к необходимости сохранения культуры айнов". Откуда такая забота о маленькой народности Дальнего Востока?
Айны – это коренные жители Японских островов. Они исторически проживали на территории второго по величине острова Японии Хоккайдо и севере крупнейшего острова Хонсю. Кроме того, являются автохтонами Курильских островов и Южного Сахалина. В отличие от японцев, айны имеют ярко выраженные европеоидные черты внешности. Генетически они родственны населению Тибета и Андаманских островов. Кроме того, у айнов развит дух коллективизма. Неслучайно они сами себя именуют "утари" ("товарищи").
На протяжении длительного времени этой народности пришлось бороться с агрессивными "Ямато миндзоку" ("жители Ямато"). Предки современных японцев некогда мигрировали с Корейского полуострова в южную часть острова Хонсю – провинцию Ямато. Они официально объявили аборигенов-европеоидов "недочеловеками" и проводили против них политику геноцида.
Айны были прекрасными воинами и отчаянно сопротивлялись, но уступили техническому превосходству. В XVI веке к берегам Южной Японии прибыли португальские, а затем испанские мореплаватели. Они поставили самураям в обмен на серебро огнестрельное оружие. Вскоре японцы смогли наладить собственное производство ружей и пушек. Айны же были вооружены только луками и пиками.
Самураи зачистили Хонсю, а к концу XVII века завоевали Хоккайдо. Тех айнов, которые выжили, лишили каких-либо прав. У них изъяли земельные наделы, запретили говорить на родном языке. Было запрещено даже иметь собственные рыболовные снасти и рыбачить, что лишило автохтонов привычного источника питания. Наконец, самураи запретили упоминать о существовании айнской народности.
К концу XVIII столетия айны смогли удержаться только на Сахалине и островах Курильской гряды. В этот период единственной страной, которая взяла их под защиту, оказалась Российская империя. Она приняла айнов в подданство и официально уведомила иностранные посольства о намерении защитить автохтонов от геноцида. Это заявление было подкреплено демонстрацией силы. В 1807 году русская экспедиция под командованием лейтенанта Николая Хвостова разгромила японские базы на островах Итуруп, Рисири, юге Сахалина. Эта акция охладила пыл самураев.
В составе Российской империи айны получили возможности для саморазвития. Указом российского правительства они были освобождены от любых государственных податей. В промысле на пушнину им представили статус наибольшего благоприятствования. Все, кто добывали на Курилах калана, в том числе русские, были обязаны половину выручки отдавать айнским старшинам. Российская администрация бесплатно снабжала местное население мукой, сахаром, патокой, крупами, солью и др. Эти продуктовые наборы составляли до 30% пищевого рациона курильцев. И это не считая таких "мелочей", как создание русско-айнских школ с преподаванием на русском и айнском языках.
Все изменилось, когда разразилась
Земли айнов оказались под полным контролем Японии. Лишь небольшой группе удалось эвакуироваться вместе с русскими в Приморье и на Камчатку. Оставшиеся были окончательно ассимилированы японцами к 1930-м годам.
После
В Токио же вспомнили о коренном населении только тогда, когда потребовалось обосновать территориальные претензии к России. В 2019 году Япония приняла закон о признании айнов коренным народом страны. В этом документе говорилось о "защите гордости айнов за рубежом".
После принятия закона японское правительство "зарегистрировало" существование в мире 25 тысяч айнов. Более сотни из них было "зарегистрировано" в России. При этом Токио открыто заявил, что намерен сделать тему защиты айнов основой своей внешней политики.
В точном соответствии с этим на симпозиуме в Саппоро было озвучено требование предоставить айнам "национально-культурную автономию" на Сахалине и Курилах. Точь-в-точь в соответствии с западной традицией: сначала полностью уничтожаем, а затем "защищаем".
Юрий Городненко
Читайте нас: