Насколько качественно строятся и ремонтируются дороги в Казахстане проверяет РГП "Национальный центр качества дорожных активов" МИИР РК. С начала 2023 года НЦКДА выполнил 4 171 инспекционный выезд. Из них: 2 037 инспекций на дорогах республиканской сети, 2 134 – местной сети. 70% нарушений при производстве или укладке автомобильной дороги приходятся на дороги местного значения, сообщили в пресс-службе центра.
За 6 месяцев текущего года сотрудниками центра качества выявлены 2 866 дефектов и нарушений. Из них: на республиканских дорогах - 1 779, местных - 1 087. Грубых нарушений 585 (РС - 278, МС - 307).
Количество отобранных и испытанных проб 11 748 (РС - 4 090, МС - 7 658). Из них не соответствуют нормам и требованиям 3 704 (РС – 936, МС – 2 768).
По словам экспертов центра, за нарушения при укладке дорожного покрытия ответственность нести должен не только подрядчик и заказчик. Полный контроль за деятельностью строительных организаций, качеством дорожно-строительных материалов на всех стадиях реализации проекта должна осуществлять служба технического надзора. Инженеры технадзора обязаны находиться на объекте постоянно: с начала его реализации до полной сдачи в эксплуатацию и своевременно информировать заказчика о выявленных дефектах и нарушениях. Но на практике все происходит иначе - контроль качества строительства и ремонта дороги ведется слабо либо вовсе отсутствует.
Cогласно реестра аккредитованных организаций по техническому надзору КДСиЖКХ МИИР РК, в стране, в целом на сегодняшний день, по строительной отрасли действует более 2 тыс. организаций по технадзору, в которых задействованы порядка 6,3 тыс. инженеров. Из них на республиканской сети технический надзор дорог осуществляет 41 компания (476 инженеров). По местной сети аналогичные данные отсутствуют.
На финансирование служб технадзора ежегодно тратится около 10 млрд тенге. Только с 2020 по 2022 год на их деятельность были выделены порядка 30 млрд тенге.
Но несмотря на огромные бюджетные вливания, качество работы технадзора у экспертов вызывает большие нарекания. Об этом красноречиво говорят цифры: в 2022 году сотрудниками НЦКДА выявлены 185 фактов отсутствия инженеров технического надзора на участках производства работ, с начала текущего года - 75 аналогичных случаев. При том, что центр качества проводит только выборочную экспертизу.
К слову, инспекторы НЦКДА при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции республиканской дороги в месяц выезжают всего 4 раза, при среднем ремонте - 3 раза в месяц, при проверке содержания дороги - 2 раза в один месяц. В случае выявления каких-либо нарушений со стороны недобросовестных подрядных организаций и органов технадзора центр качества направляет жалобу в региональные управления государственного архитектурно-строительного контроля, поскольку они являются кураторами технадзора.
Так, начиная с 2020 года, к административной ответственности привлечены 92 службы технического надзора, приостановлено действие 59 аттестатов инженеров, 4 подрядные организации лишены лицензии на ведение строительно-монтажных работ. В целом, сумма наложенных административных штрафов составила порядка 130 млн тенге.
Выявленные нарушения являются существенными (несоответствие толщины керна, нарушения технологий укладки покрытия и т.д.) и на прямую влияют на качество автомобильной сети по всей стране.
"Однако, зачастую те, кто наделен полномочиями осуществлять полный технический надзор дороги остаются безнаказанными. ГАСК применяет к нарушителям не самые суровые меры: лишение аттестата или приостановка лицензии, наложение штрафных санкций. Имеются случаи, когда аттестатов были лишены 6 экспертов одной компании в разных регионах, при этом в отношении этих организаций не принимались меры по наказанию и приостановлению аккредитации", - рассказали в Национальном центре качества дорожных активов.
Кроме того, отмечают специалисты, не во всех регионах страны органы ГАСК реагируют на обращения НЦКДА. Например, из 424 поданных обращений (2019-2023 годы) в органы ГАСК, 55% были отклонены или вовсе не рассмотрены. Основное количество отрицательных ответов от ГАСК получены по объектам среднего ремонта. Свои решения государственный архитектурно-строительный контроль мотивировал отсутствием полномочий согласно Закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК. При том, что в последние годы основной акцент поставлен на средний ремонт. К слову, на него выделяется более 200 млрд тенге ежегодно.
"Таким образом, получается замкнутый круг, когда и контроль, и надзор, и реализация проекта - все в одних руках", - сетуют специалисты.
Еще одной немаловажной проблемой является квалификация технадзора: многие его сотрудники не имеют профильного образования или совмещают работу на дорожных объектах со службой в сфере жилищно-гражданского строительства, отметили в центре. К примеру, в 2022 году один инженер числился на 18 объектах в 4-х районах Актюбинской области, при этом был прикреплен к 4 разным организациям одновременно. Аналогичный случай зафиксирован в Кызылординской области, там инженер в одном лице осуществлял технадзор на 11 объектах параллельно. И таких фактов по республике предостаточно, рассказали в центре.
"Необходимо ужесточить контроль деятельности технадзора на законодательном уровне", - считают в Национальном центре качества дорожных активов.
В качестве пути решения проблемы эксперты предлагают при аттестации сотрудников технического надзора делить их на категории гражданского строительства и дорожного строительства, полномочия аттестации данной службы на автомобильных дорогах передать в Комитет автомобильных дорог МИИР РК, создать единую систему ГАСК, в которой будут учитываться ранее наложенные штрафы.
"Сегодня общей базы нет. Ответственность законодательно при строительстве дороги и в гарантийный период нести должен не только подрядчик и заказчик, но и наравне с ними технадзор!" - заключили в Национальном центре качества дорожных активов.
Елена Кравченко
Читайте нас: