На исторической карте Казахстана можно отыскать множество мавзолеев, ставших точками духовного притяжения. Такие объекты есть во всех регионах нашей страны. О некоторых из них читайте в материале NUR.KZ.
Сколько на сегодняшний день мавзолеев находится на территории Казахстана – неизвестно. Вполне возможно, их количество исчисляется тысячами. Некоторые из них имеют многовековую историю и были построены при жизни известных исторических личностей.
Как правило, мавзолеи возводились над могилами людей, которые обрели большую популярность при жизни среди народа. В первую очередь, это были люди благочестивые и оставившие о себе добрую память. Нередко мавзолеи возводились в честь известных батыров, военачальников, а также правителей.
Многие мавзолеи впоследствии превратились в объекты культа и паломничества. Таким образом, веками формировалась их религиозная функция. Вот лишь малая часть примеров мавзолеев, которые стали популярны среди последователей ислама и верующих людей в целом.
Мавзолей Айша-биби относится к числу старейших объектов культа, которые сохранились на территории нашей страны. Он расположен в селе Айша-биби Жамбылской области. Согласно
Мавзолей Айша-биби уже давно превратился в центр духовного притяжения, чему отчасти поспособствовали многочисленные легенды, связанные с историей его возведения. В большинстве из них повествуется о любви батыра Карахана и красавицы Айша-биби. Согласно одной из легенд, по пути к своему возлюбленному Айша-биби умерла, после чего Карахан построил на ее могиле роскошный мавзолей.
В наши дни исторический объект в Жамбылской области часто посещают женщины, которые верят, что молитва в этом мавзолее поможет обрести им супружеское счастье и преуспеть в материнстве. Мавзолей также притягивает молодоженов, которые в день свадьбы стараются посетить его. Считается, что это поможет им прожить долгую и счастливую совместную жизнь.
Примечательно, что рядом с мавзолеем Айша-биби расположен еще один памятник культуры – мавзолей Бабаджи хатун. По легенде, она была служанкой Айша-биби, которая после смерти госпожи стала хранительницей ее гробницы. Когда Бабаджа хатун умерла, то была похоронена рядом с Айша-биби.
Еще одним важным местом поклонения можно назвать мавзолей Арыстан-баба. Предположительно, он был построен в XII веке. Арыстан-баб являлся исламским проповедником и духовным наставником Ходжа Ахмеда Ясауи. Он был похоронен в окрестностях Отырара: позже здесь появился мавзолей в его честь.
На данный момент исторический объект находится в селе Шаульдер Туркестанской области. За восемь с лишним веков мавзолей несколько раз подвергался разрушению, но всякий раз его отстраивали заново. Последняя реконструкция объекта была произведена в 1971 году.
Уже много веков мавзолей Арыстан-баба становится местом культа и паломничества мусульман. Паломники иногда проводят ночь у могилы Арыстан-баба, читая молитвы.
К XV веку относят историки мавзолей Домалак ана. Согласно национальной энциклопедии «Казахстан», этот мавзолей возведен над могилой Нурилы Али Сыланкызы, которая была супругой Байдибека Карашаулы. В народе эта женщина известна как Домалак ана.
Согласно одним легендам, Домалак ана являлась прародительницей казахских родов Семиречья, согласно другим – матерью всего казахского народа. В сохранившихся сказаниях Домалак ана предстает олицетворением мудрости, терпения, доброты. Эти качества помогали ей предотвращать вражду между казахскими родами.
Прийти на могилу Домалак ана и выразить ей свое уважение считается благим делом. Внутри мавзолея находятся два священных камня: согласно, поверью, только поистине благочестивый человек может пройти между ними. Некоторые, посещая мавзолей Домалак ана, верят, что она дарует им мудрости и поможет справиться с тяжелой жизненной ситуацией.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Анастасия Мещерякова
Читайте нас: