Познакомиться с мнениями экспертов в религиозной области относительно сулейманджи, его особенностей и негативных сторон предлагает своим читателям NUR.KZ.
18 мая 2023 года в интернет-пространстве вышел выпуск ток-шоу «Айтамыз», где основной повесткой дня было обсуждение деятельности отдельных благотворительных учреждений, имеющих влияние религиозного течения «сулейманджи». В ток-шоу приняли участие эксперты в области религии, теологи и представители духовенства.
В связи с этим, Управление по делам религий города Алматы предостерегают население нашей страны от деструктивного влияния незарегистрированных религиозных организаций.
О том, откуда пошло течение сулейманджистов, рассказал главный эксперт Академии по противодействию религиозному экстремизму при университете «Нур-Мубарак» Салтан Сайранулы:
«Сулейманджисты – это джамаат, который распространен в Турции. В 50-60-е годы прошлого века в Турции было определенное давление на религию. В те годы там был человек по имени Сулейман Хильми Тунахан. Этот человек открыл курсы по изучению ислама. Он преподавал религию, призывая к вере и практикуя ученичество. К нему лично у нас нет вопросов. Он считается одним из представителей тарихата Накышбанди, точнее последним, 33-представителем», – поделился информацией Салтан Сайранулы.
Однако непосредственно к последователям сулейманджи у государственных властей и граждан возникает все больше претензий. В Казахстане последователи этого незарегистрированного религиозного течения впервые появились в 90-х годах прошлого века. В то время резкая либерализация сыграла на руку в том числе последователям деструктивных течений.
Имам Ербол Кудабаев получил образование в пансионате, принадлежащем сулейманджистам. В данное время он активно борется с ними. Дошло даже до того, что сулейманджистская организация подала на Ербола в суд.
«Поначалу мы не разбирались кто прав, кто не прав. В 90-е наши родители обрадовались тому, что теперь можно изучать религию и отдали нас в медресе. Никаких других мыслей не было. Там нас учили идее, что к Аллаху нельзя призывать самим, что устаз – это некий трансформатор. Обращаться к Аллаху нужно только через него. А то якобы мы сгорим. Мы говорим: «Устаза же нет в живых». Но они нас учили, что он не умер, а превратился во властелина духовного мира. Нам дают его фотографию, представляешь, будто он сидит перед тобой, плачешь. Конечно, когда молодым людям все время говорят о нем, то они вдохновляются. Слово творит волшебство. Поэтому дети верят», – рассказал имам Ербол Кудабаев.
Также он поделился, что сулейманджисты из 114 сур корана обучают только 20. При этом арабскому языку учат молодежь по старой методике, существовавшей в Османской империи. Они призывают людей отдавать детей в медресе, обещают обучать их хадисам, корану. Сулейманджисты могут заманивать людей, говоря, что якобы являются представителями мечети.
«Тысячи детей они вывозят из Казахстана и обучают их в Турции. Но официально говорят, что такого нет. Не признаются, что обучают детей в религиозном направлении, говорят, что не проводят никаких уроков. Они регистрируются в Казахстане как фонд. Обещают обучать детей из малоимущих семей, дать им образование. Это как интернат: там же учатся, проживают, питаются. Но подпольно вмешиваются в работу ДУМК и отравляют сознание детей», – подмечает имам Ербол Кудабаев.
По последним данным, в Казахстане существуют 92 пансионата, принадлежащих сулейманджистам. Фонды регистрируются на частные лица, причем разные. Отследить связь между членами организации затруднительно. Названия фондов выбираются максимально абстрактные и уводящие от сути, например «Абай» или «Бекет ата».
Один из молодых людей, попавших в свое время в сулейманджистский пансионат, согласился поделиться информацией. При этом его личность не раскрывается из соображений безопасности.
«В пансионат меня отдал дед. Не помню точные годы: где-то в 2007-2009 годах. Тогда мне было 12 лет. Услышали от кого-то о существовании такого медресе, меня туда отдали. Там нас с другими детьми обучили шариату. Всего там я учился три года. На втором году обучения нас стали обучать процедуре «рабита». То есть «привязывать» к учителю, которого нет в живых. Этому учат каждого ученика в определенное время. Обычно такие знания дают тем, кто обучался здесь один-два года. Кроме того, практикуется попрошайничество на базарах – под видом благотворительности для обучающихся в медресе. Иногда бывает, приглашают спонсоров, бизнесменов в пансионат. Они тоже обучались у нас, делали «рабита»», – рассказал анонимный ученик.
Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Ермакова Ярослава
Читайте нас: