Социологи провели интересный опрос: что для вас является самым большим источником стресса на работе? Стресс – начальники и их хамское отношение, это ответили 15% опрошенных. 14% сказали, что им не нравятся коллеги. На третьем месте с семью процентами были те, кто сказал, что на работе никакого стресса нет. И только на шестом месте с пятью процентами было то, что я ждал – размер зарплаты. То есть, хамство начальников нас гнетёт, а зарплата нет? Может быть это был опрос банковских служащих на уровне совета акционеров? Вроде нет. Но именно про деньги мы сейчас и будем говорить.
Жизнь семейства просчитывается просто. Бюджет делится на несколько частей. Вот плата за квартиру, это – за еду, это – за транспорт. Все остальные деньги – эта та сумма, которую люди должны, именно должны потратить. Обучение, одежда, электроника, гаджеты. Если у них не хватает, они возьмут кредит и будут отдавать по чуть-чуть. При хорошей рекламе, торговле, у людей по идее не должно оставаться денег. Они должны уходить бизнесу. Это и есть идея эпохи потребления.
Да, но российские домохозяйства держат у себя 15 триллионов рублей. Это немного. В пересчете этих денег на всех жителей России будет где-то по 100 рублей на человека – одна чашка кофе. И, судя по исследованию "Ромир", все эти деньги у тех 10%, кто готов прожить на них от года до трех.
Когда жизнь была стабильна, такое существование от зарплаты до зарплаты, кредиты, тоже было нормальным. Люди привыкли к эпохе потребления. Когда выходили новые смартфоны, они на новый год или день рождения покупали себе новинки, выбрасывая вполне рабочие старые. Телевизоры, стиральные машины и так далее практически не чинились – их сдавали и покупали новые. Машину после двух-трех лет вождения сдавали по трейд-ину и покупали новые. Я говорю, конечно, про жителей больших городов. По идее и сами товары стали делать так, что их просто невозможно починить. Сломался? Выбрасывай и покупай новый. Мало того, бизнес такой подход сделал обязательным. Если раньше холодильник мог работать 30 лет, то уже сейчас изготовитель пишет – не более пяти лет. Об этом говорит профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов.
"Холодильник эксплуатировался порядка 30 лет, сохраняя свои потребительские качества. Сегодня можно в гарантийном сроке или в инструкции по эксплуатации прочитать, что он, например, должен функционировать не более пяти лет. Уменьшенные сроки рассчитаны на то, что человек будет вынужден приобрести этот товар через короткий период времени", - рассказал Сафонов.
И вот мы пришли к СВО, к огромным экономическим санкциям, к уходу западных компаний. И сейчас вообще никто не понимает, что будет дальше. Бизнес и наше экономические власти хотят, чтобы эпоха потребления продолжалась. Они снова хотят, чтобы мы тратили все. Они ждут, когда у нас будут деньги, чтобы изъять их. ЦБ, понимая, что рост зарплат, скажем так, не фонтан, ждет, что публика начнет брать больше кредитов, жить в долг. Потому что это дает рост предприятиям, дает зарплату работникам, дает ВВП страны. Никто в России – ни в бизнесе, ни в политике, – не может уйти от методов эпохи потребления, потому что тогда надо переделывать в корне все. Вплоть до формирования бюджета и трат.
Но хотят ли люди жить в долг, жить так, как еще недавно? Давайте посмотрим на данные за вторую половину прошлого года.
Мы видим, что население сохраняет тренд на экономию, уходит из премиального сегмента и покупает отечественные марки. Делает ровно не то, что нужно бизнесу и экономическим властям. Значит ли это, что жители больших городов уходят из привычек эпохи потребления? Давайте посмотрим на данные самого конца прошлого года из газеты "Известия".
В 2022 году вырос спрос на услуги по
Итак, мы пока не понимаем, что происходит. Возможно, население России уйдет от потребительства и будет требовать настоящих, неломающихся вещей, которые станут служить долго, а в случае поломки будет их чинить. Возможно оно будет покупать именно российские товары, произведенные из российского сырья российскими же производителями. Просто потому что все это точно не кончится, не уедет, не продаст. 85% россиян хотят появления новых сильных российских брендов - цифра из исследования НАФИ. А главное – у людей, как ни странно, будет будущее. Будущее, в котором главным будет не постоянное финансирование торговли, а работа над собой и своей страной.
"Изменение этой модели неподвластно отдельным людям, даже отдельным группам. Это все-таки серьезный взгляд на то, каким мы видим себе будущее в обществе. Концепция массового потребления такого общества нам не создает, подбрасывает нам ложные мотивы", - добавил Сафонов.
Но это сильно повлияет на нынешний бизнес, который уже давно встроился в мировые тренды – попользовался, выбросил, купил новое. Бизнес, в котором наш бизнес старается ничего не производить, а ввозит все из-за рубежа. Как автомобиль "Москвич", где китайский значок меняют на российский и называют это чуть не русским продуктом. Как многие другие товары, где прибыль до сих пор получают иностранные компании. Мы не то чтобы импортозамещаем. Мы по-прежнему остаемся импортно-экспортной страной. Продаем ресурсы, покупаем товары.
Придется ли бизнесу стать по-настоящему отечественным, а не китайским, параллельным и прочим офшорным? Или нас все равно затянут в эту бесконечную компанию потребительской эпохи, не оставляя нам возможности просто накопить на похороны. Просто на обычные похороны. Я не говорю про жизнь.
Андрей Добров
Читайте нас: