В России нет спекулятивных и брокерских операций, как явных, так и скрытых, с валютой, золотом, автомобилями и недвижимостью, пишет Kayhan. Это стало возможным благодаря стратегии управления, которой придерживается Центральный банк.
Россия, благодаря стабильному курсу управления в Центральном банке, регулярному надзору за прочими банками и кредитными организациями, разнообразию своих валютных резервов и дифференцированному подходу к внешней торговле, способности контролировать кредитную политику и валютные курсы, плюс благодаря системе использования наличных денег и введению "валютного якоря", смогла поддерживать свой валютный рынок в стабильном состоянии, несмотря на систематическое давление и попытки деструктивного вмешательства со стороны западных стран.
Данный анализ был опубликован реформистским изданием "Дунё-э Эктесад", где об особенностях российской политики (в области финансов) писалось следующее: "У руля управления Центральным банком России уже более десяти лет как стоит (Эльвира) Набиуллина. Она осуществляет твердое, стабильное и последовательное руководство, находясь в постоянной координации с программами, которые инициирует первое лицо страны. Благодаря этой постоянной координации она реализует все инициативы президента страны, внося, при необходимости, корректировки в финансовый и валютный курс. Но при этом нельзя сказать, что глава Центрального банка страны лишь послушно выполняет волю президента. Она обладает достаточными полномочиями и действует компетентно и профессионально, без излишнего вмешательства в работу финансовой системы страны, она самостоятельна в принятии решений, которые соответствуют не только курсу президента, но и той линии (управления), которой придерживается Центральный банк".
Таким образом, над всеми поднадзорными учреждениями (центральной финансовой организации) действует строгий, сильный надзор, при котором не игнорируются никакие отдельные нарушения. Полномочия и мощь Центрального банка России в осуществлении надзора столь велики, что за последние несколько лет у сотен банков и кредитных организаций, признанных неблагополучными или "нечистоплотными", были отозваны лицензии, и далее они ликвидировались в рамках действующего законодательства. Правительство при этом не несло никаких расходов и не печатало специально денежные средства для их ликвидации. Надзор Центрального банка за прочими банками и финансовыми организациями является сугубо профессиональным. Все лицензии на банковскую и кредитную деятельность легко аннулируются, если неоднократно будет выявлена некорректная подача отчетности в Центральный банк или таковая просто будет подана с задержкой.
Качество, объем и разнообразие российских валютных резервов, наряду большой разновидностью санкций, банковских и на энергоносители, действующих в отношении России, а также масштабы антироссийских санкций, сохраняющихся уже много лет, спорность эффективности большинства применяемых санкций, - все это также является своего рода залогом успешности и эффективного управления валютным курсом.
Сочетание разных видов торговли, большое разнообразие внешнеторговых операций, вместе с совместимостью и разнообразием валютных резервов, за счет которых покрываются многие внешнеторговые операции, также играют большую роль в управлении валютным рынком. Если страна, находящаяся под жесткими санкциями, имеет больше 80% валюты только в долларах, евро или дирхамах для своего импорта, а доход при этом будет преимущественно в других валютах, то в этом случае санкционные ограничения сильно затруднят и внешнеторговые операции, и управление валютным курсом. Однако утверждается, что сейчас внешняя торговля России уже почти на 50% приходится на Китай и осуществляется в валюте этой страны. С другой стороны, оптовые поставки нефти на мировой рынок также приходятся в значительной степени на Россию. И в целом, важную роль в управлении валютным рынком страны играет совместимость ее ресурсов и расходов в иностранной валюте с потребностями стран назначения, то есть стран-потребителей ее экспорта.
С началом военного конфликта на Украине и массовым введением санкций Центральный банк России ввел в действие важнейший инструмент кредитно-денежной политики - увеличение ключевой процентной ставки. Причем сделал он это в кратчайшие сроки, без согласования и разрешения различных советов и учреждений вне банка, и далее в зависимости от экономических переменных неоднократно принимал самостоятельные решения относительно этого ключевого элемента.
В целом благодаря продуманному и разумному управлению валютным курсом, в России нет спекулятивных и брокерских операций, как явных, так и скрытых, с валютой, золотом, автомобилями и недвижимостью, или, по крайней мере, они не наблюдаются в такой степени, как, например, в Иране.
Но при этом нужно подчеркнуть, что Центральный банк России не устанавливает обменный курс в стране директивами или приказным порядком. Ключевым моментом является то, что и экспортерам и импортерам предоставляется возможность проводить свои валютные операции свободно, но на основе согласованного курса. Единственное требование состоит в том, чтобы Центральный банк имел контроль над движением национальной и торгуемой валют, счета же сторон в рублях или иностранных валютах должны быть абсолютно прозрачным образом отображены и зарегистрированы в платежной системе.
К сожалению, в экономике стран, подобных Ирану, курс доллара является своего рода якорем – то, чего уже много лет уже нет в экономике России. Вызывает сожаление факт, что в течение многих лет центр тяжести экономического развития состоял в привязывании стабильности национальной экономики страны к курсу доллара, поступавшего в страну благодаря доходам от экспорта нефти. Пока доходы от нефти росли, разные правительства (Ирана) гордились своими способностями управлять и экономикой, и политикой, подавляя обменный курс, инфляционное давление и быстрый рост ликвидности, увеличивая импорт, то есть, устанавливая, таким образом, относительную стабильность. И все думали, что достигнутые благосостояние и процветание связаны именно со способностями правительств управлять (финансовой сферой). Но естественно, что с ограничением данного ресурса и сокращением доходов от экспорта энергоносителей из-за санкций все эти способности словно куда-то испарились. Однако курс доллара и экономика остаются жестко привязанными друг к другу. Это и лишает директивные органы возможностей спокойно управлять ситуацией на рынке так, как того требует макроэкономика.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: