Утром в воскресенье, 17 ноября, подводный кабель, соединяющий Швецию и Литву, внезапно перестал работать. Менее чем через 24 часа оказался порван единственный кабель, соединяющий Финляндию и Центральную Европу.
Это был не первый случай предполагаемого саботажа в Балтийском море, и имеющиеся на данный момент доказательства указывают на китайское судно под названием Newnew Polar Bear, которое протащило свой якорь сразу через три кабеля. Контейнеровоз принадлежит Китаю, ходит под флагом Гонконга и совершал путешествие из России в Китай по арктическому Северному морскому пути.
Но к тому времени, когда следователи решили, что хотят поговорить с его экипажем, он уже вышел из Балтийского моря. С тех пор китайское правительство так и не ответило на просьбы о сотрудничестве в расследовании.
Во втором случае, с обрывом кабеля C-Lion1, соединяющего Финляндию и Германию, виновником, похоже, является китайское торговое судно: сухогруз под китайским флагом Yi Peng 3. 12 ноября судно прибыло в российский порт Усть-Луга на Балтийском море, три дня спустя покинув порт. Через два дня оказался перерезан первый кабель, а затем и второй.
Утром 19 ноября Yi Peng 3 отплывал из Балтийского моря в сторону Атлантики. К полудню судно приближалось к Датским проливам, но на этот раз военно-морские силы стран-членов НАТО не собирались упускать подозрительный траспорт. Корабли ВМС и береговой охраны Швеции также находились поблизости.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, подписавшие ее стороны соглашаются защищать подводные сооружения в своих водах. Но договор, известный как «конституция океанов», не уточняет, что прибрежным странам следует делать, если невоенные суда проводят саботаж в их водах.
Это дилемма для балтийских и других западных стран: Россия, Китай и другие страны могут использовать частные компании, находить пособников в преступном мире и использовать прочих коллаборантов, и, возможно, никогда не удастся установить их связь с правительствами, в чьих интересах совершались подрывные операции.
После предполагаемой диверсии Yi Peng 3 отплыл в сторону Атлантики, несмотря на то, что корабли НАТО продолжали его преследовать.
Учитывая доказательства, здраво предположить что инциденты являются спланированным саботажем. Но возникает вопрос, что с этим делать. После того, как Newnew Polar Bear повредил кабели и трубопровод, НАТО проследило путь судна из Балтийского моря в воды Арктики. Но что сделали бы военные, если бы блокировали и высадились на судне?
Если бы они не высадились на Newnew Polar Bear, западная общественность жаловалась бы на трусость НАТО. Но если бы они высадились, Китай и Россия отомстили бы, несмотря на заявления о том, что они не имеют никакого отношения к грузовому судну. Та же острая дилемма теперь стоит перед датскими властями, отслеживающими Yi Peng 3.
На данный момент НАТО и его государства-члены продолжают отслеживать угрозы подводной инфраструктуре.
Но и в следующий раз, когда прибудут диверсанты (а они прибудут) флот НАТО столкнется с тем же острым вопросом. Когда-то бесчисленные трубопроводы и кабели связи были продуктами глобализации нашей эпохи. Теперь они становятся новой линией фронта.
Читайте нас: