Отсчет времени до начала движения армии Ирака на второй по величине город страны начат. Об этом 16 февраля заявил командующий операцией по освобождению Мосула от боевиков «Исламского государства» Наджм аль-Джабури. По его словам, иракская армия полностью готова провести крупную войсковую операцию, и ждет только приказа со стороны властей.
Для наступления на Мосул будут привлечены 15-ая и 16-ая дивизии иракской армии. Также анонсировано, что в штурме примут участие около пяти тысяч полицейских из провинции Найнава. Командующий мосульской операцией также заявил, что в сотрудничестве с ООН и Региональным правительством Курдистана для жителей Мосула будут открыты 13 маршрутов эвакуации.
Тем не менее, на этой неделе американские официальные лица заявили, что долгожданная операция по освобождению Мосула будет «серьезной проблемой». В ближайшие дни Пентагон намерен представить в Конгрессе план разгрома ИГ в Ираке и Сирии. Интересно, что глава внешнеполитического ведомства США Джон Керри 2 февраля заявил о том, что Вашингтон не рассматривает план проведения наземной операции по борьбе с ИГ, тем самым опроверг слова главы Пентагона Эштона Картера о том, что антитеррористической коалиции во главе с США следует прибегнуть к сухопутной операции на Ближнем Востоке «как части стратегии в борьбе с ИГ». Однако президент Барак Обама после выступлений Керри и Картера обмолвился, что сухопутная операция в Ираке и Сирии — единственный способ окончательно разобраться с исламистами на этих территориях.
Напомним, что в середине января было официально объявлено о «новой стратегии Пентагона по уничтожению ИГ». Суть ее в том, что американцы готовятся к захвату двух главных бастионов ИГ — иракского Мосула и сирийской Ракки, причем в основном местными силами.
Тогда озвученный американский план по штурму Мосула предполагал следующие маневры: иракская армия атакует город с юга, а подразделения иракских курдов (пешмерга) — с севера и востока. Но из-за того, что Мосул преимущественно суннитский город, пешмерга не может стать основной ударной силой, также как и иракские шииты. Как заявил Картер, в ближайшее время в Ирак должно быть переброшено 1800 человек из состава элитной 101-й воздушно-десантной дивизии США (неофициальное название частей дивизии — «Кричащие орлы» (Screaming Eagles)), которые примут участие в боях против ИГ.
Примечательно, что план американского «министерства войны» берет начало с октябрьского назначения армейского «крепкого орешка» — бывшего командующего Первой бронетанковой дивизией генерал-лейтенанта Шона Макфарланда. Он будет наблюдать за всеми операциями против ИГ в Ираке и Сирии с точки зрения стандартной войсковой операции, в противовес тому, на что изначально рассчитывала администрация Обамы (до этого все высокопоставленные военные были преимущественно из подразделений ССО).
Отметим, что во время визита в Париж в январе 2016 года Картер попросил союзников по НАТО предоставить им для Ирака «больше сил специальных операций, разведывательные самолеты, оружие, боеприпасы», а также помочь в обучении иракской армии и боевом и тыловом обеспечении. Так, Румыния уже согласись отправить 50 инструкторов из числа специалистов в области специальных операций и разведки, а также обычных пехотных офицеров «для использования исключительно на территории Ирака». Италия намерена в ближайшее время направить ограниченный контингент своих военных для охраны плотины в Мосуле. Кроме того, как заявил 17 февраля посол Италии в России Чезаре Мария, итальянские военные специалисты уже подготовили две тысячи солдат иракской армии для борьбы с ИГ. Власти Канады направляют в Ирак четыре военных вертолета для обеспечения безопасности своих силовиков: в настоящее время, по словам канадского министра обороны Харджита Саджана, около 600 военнослужащих и 70 спецназовцев уже участвуют в подготовке членов курдских группировок.
В свою очередь, иракский министр обороны аль-Обейди договорился с президентом Египта ас-Сиси, что четыре полка иракской армии пройдут обучение в школе египетского спецназа. Проходят тренировки и в самом Ираке — были сообщения, что под руководством американских и испанских инструкторов иракцы учатся тактике зачистки жилых помещений, тренируются преодолевать инженерные заграждения под плотным огнем противника и т. д.
Как заявил официальный представитель Пентагона полковник Стивен Уоррен, в конце января Соединенные Штаты разместили около 3500 солдат в Ираке с миссией обучать и консультировать местные войска. «Некоторые бригады уже прошли обучение, но мы хотим потренировать их дополнительно», добавил он. По его словам, в штурме будут участвовать около 10 бригад, в каждой от двух до трех тысяч иракских солдат. Есть данные, что иракские вооружённые силы уже сосредотачиваются в Махмуре, который расположен в 70 км к юго-востоку от Мосула — якобы он будет стартовой точкой массированного наступления.
Однако, несмотря на вышеуказанные военные приготовления, перспективы удачного штурма Мосула остаются неясными.
— Вполне возможно, что Мосул все-таки удастся взять, правда, если каким-то образом будут решены противоречия между Багдадом и курдами, — говорит военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид). — Дело в том, что последние в ходе боевых действий захватили Киркук и его нефтяные поля, которые курдам никогда не принадлежали. А там — на минуточку — добывается около 40% всей иракской нефти. В этом смысле понятна заинтересованность Багдада вернуть одно из крупнейших месторождений в мире. И противоречия у них серьезные (иракские курды, чтобы отгородится от Ирака, роют траншею длиной в тысячу километров, глубиной два метра и шириной — три — «СП»), сейчас они борются не столько с ИГ, сколько пытаются вытеснить друг друга с территории Киркука. Пока до прямых столкновений дело не дошло, но из-за разногласий им довольно трудно координировать действия.
Сейчас «Исламское государство» в Ираке, по сути, перешло к глухой обороне. Последние успехи иракской армии связаны не столько с тем, что иракцы эффективно проводят операции, сколько с тем, что боевики ИГ просто покинули районы и населённые пункты. В этом смысле ни о какой победе иракцев в Рамади или Фаллудже говорить не приходится — исламисты просто оттуда уходили. А Мосул — это все-таки двухмиллионный город, который считается столицей ИГ в Ираке.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров обращает внимание, что курды не будут участвовать в штурме, их роль вроде как должна ограничится перекрытием дорог и подступов к Мосулу.
— Судя по всему, непосредственно в штурме будет участвовать иракская армия при поддержке отдельных подразделений спецназа США. К операции не будет привлекаться шиитская милиция, хотя она значительно боеспособнее подразделений национальных ВС. Но это, наверное, объясняется тем, что когда шииты входят в районы, населенные суннитами, то зачастую начинают беспредельничать…
С воздуха подразделения иракской армии и отряды ССО США будет прикрывать иракская и американская авиация (в Персидском заливе сейчас находится авианосец «Гарри Трумэн»), в том числе и армейская. Вертолеты будут взлетать с аэродромов в Иракском Курдистане и тех, которые находятся недалеко от Багдада.
— Численность контингента иракской армии, который будет действовать на мосульском направлении, в разных источниках разнится…
— Да, но я слышал, что планируется сформировать 50−60 тысячную группировку плюс американцы и курды по периметру. Но бои за Мосул ожидаются тяжелые, потери будут большие.
— Американцы к этому готовы?
— А что им еще остается делать? Надо восстанавливать репутацию. К тому же, их спецназовцы и сейчас постоянно гибнут — при освобождении пленных и в других операциях. Союзники по НАТО также выделяют, хотя символические, но контингенты. Американцы умеют привлекать своих союзников к совместным операциям, чтобы показать, что хоть какая-то коалиция сколочена, это мы привыкли все брать на себя…
— Как Турция относится к операции по штурму Мосула? Все-таки в районе Башика провинции Мосул у нее есть своя база, где турки тренируют иракских курдов…
— Да, там размещены два усиленных батальона… Я так понимаю, что Анкара хотела бы поучаствовать в операции, но Багдад категорически против. Но турки же не просто так разместили там свой контингент — они будут смотреть, как разворачиваются события, и постараются какой-то кусок урвать себе, правда, этим еще сильнее осложнят отношения со Штатами. Думаю, если у иракской армии возникнут проблемы, то турки могут запросто ввести в Мосул пару бригад, мол, у вас не получилось, но мы вас подстраховали, поэтому будем и дальше помогать… «Исламское государство» сейчас превратилось в некий символ борьбы: все с ним вроде как воюют, но при этом решают свои задачи, зачастую никак с ИГ не связанные.
— Если операция по штурму Мосула окажется успешной, что будет дальше — фрагментация Ирака?
— Во время визита в Соединенные Штаты спикера иракского парламента Салима аль-Джубури было достигнуто соглашение об открытии иракского суннитского представительства в Вашингтоне. Американцы считают, что Ирак должен иметь конфедеративную структуру и состоять из Суннистана, Иракского Курдистана и Шиитостана с центром в Багдаде. Они работают в этом направлении, однако, понятно, что иракское правительство, поддерживаемое Ираном, будет противодействовать. На этой почве могут возникнуть новые конфликты.
Читайте нас: