Как кажется уже многим на той стороне земного шара, полубоевик-полуужастик под названием «американские литоральные корабли» уверенно плывет к своему финалу. Даже если не уподобляться принципу «у соседа дача сгорела…», а просто почитать нашего хорошего знакомого Кайла Мизоками, который публикуется во многих приличных изданиях (на этот раз «Попмех»), то становится ясно, что даже у старины Кайла оптимизм тонет, как «Титаник». То есть, медленно, но очень уверенно.
Да, половине литоральных кораблей американского
Увы, нет. Там тоже все довольно печально.
Ознакомившись с материалами газеты «Navy Times», журналисты которой разжились некоторым количеством служебной документации, все, кому тема важна, очень крепко призадумались.
Дело в том, что документы были внутренними, но представители ВМФ США подтвердили, что все обстоит именно так. Это в первую очередь говорит о том, что проблема представляет собой весьма значительную головную боль, решить которую быстро, дешево, а главное – тихо, не получится.
Что же такого в этих документах, которые нельзя замолчать и сложно по-тихому исправить?
А там трещины. Всего-навсего трещины в корпусах кораблей класса «Independence», из-за которых алюминиевые тримараны просто не могут развивать скорость более 15 узлов и выходить в море при волне больше 2,5 метров или 5 баллов по шкале Бофорта.
К фирме-изготовителю Austal появились вопросы…
Правда, представители флота США очень бодро заявили, что трещины в корпусах кораблей не представляют угрозы для безопасности экипажей. Правда, никто не уточнил, при каких условиях. Так-то понятно, что если корабль будет стоять ошвартованный у причальной стенки, то да, ему трещины не страшны. А вот если в море, при выполнении задания, да еще при погоде, которая не знает о трещинах?
Бравые американские моряки заявили, что у них есть план, как все исправить. Не вдаваясь в подробности. Как поняли все, кто следил за темой, план состоял в том, чтобы крепко так наехать на изготовителей, то есть, американскую фирму «Austal».
Представитель фирмы не остались в стороне и тоже начали выступать с заявлениями на тему того, что они хорошо представляют, что надо сделать для исправления ситуации. Но это была только половина апельсина.
Главнейшая проблема оказалась в том, что в «Austal» знают (или делают вид, что знают), что надо сделать. Однако, совершенно не ясно, сколько это будет стоить, как ремонт будет выглядеть в плане сроков, а главное – кто будет платить.
Ну и самый животрепещущий вопрос: кто виноват?
С этим американцам действительно придется разбираться, потому что простите, корпус корабля – это не фюзеляж самолета. Толщина несколько иная и требования в плане прочности тоже. Почему вообще образовались трещины в корпусах кораблей, где толщина металла измеряется не в миллиметрах, а в десятках? Дефект производителя проката? Ошибка при расчетах прочности? Ошибка при составлении рецепта присадок?
Вопросов не меньше, чем трещин.
И «что делать» - это тоже вопрос. Алюминий – это не совсем тот металл, который позволяет над собой много операций. Варка в аргоне, пайка при помощи хитрой химии – и, пожалуй, все. Но сама по себе ситуация сложная, одно дело, припаять ухо к коробке передач, другое – запаять трещину в толстом листе.
В общем, явно головной боли будет очень много.
А пока суть да дело, кораблям, которые могут развивать до 40 узлов предписано в случае выхода в море таскаться со скоростью хорошего рыболовецкого сейнера. Во избежание. Все. Да, пресс-служба ВМС США заявила, что «все корабли класса «Индепенденс» способны соответствовать «эксплуатационным требованиям», но вот тут есть одно словечко, которое губит все.
«Способны соответствовать» - не значит, что соответствуют.
Уже много раз возникали мнения, что сам по себе проект литоральных кораблей – это не более чем гигантский распил. Чего тут скрывать, в США это дело умеют и практикуют, да так, что весь мир слюной от зависти давится.
Эти недофрегаты, корабли LCS, должны были по задумке взять на себя охрану прибрежных вод, принесли много сложных моментов с самого своего появления.
Идея неплохая: быстрый, способный оперативно выдвинуться в заданный район корабль, оснащенный всем необходимым для отражения любой угрозы и выполнения любой охранной операции.
Однако, с верфи литоралы выходят вооруженными по минимуму: одна 57-мм пушка, две зенитных 30-мм автоматических пушки, ЗРК RIM-116 (21 ракета). Остальное вооружение должно было находиться в боевых модулях, которые можно было бы менять в зависимости от поставленной задачи: противоминный, противовоздушный, противолодочный и так далее.
За 15 лет работы флот США смог получить и освоить только один вид модулей, противоракетный. Сердцем модуля стала доработанная под эти цели ракета «Longbow Hellfire» от компании Hellfire Systems LLC, входящей в концерн Lockheed Martin/Boeing. Первым кораблем, получившим модуль ПРО стал «Милуоки». Ввод в строй остальных модулей, как у нас принято теперь говорить, «сдвинут вправо», и двигали, судя по всему, океанским буксиром.
Кроме того, сам по себе процесс замены модуля оказался не столь быстрым делом, и по мнению многих американских специалистов может занимать до месяца. Это не оперативность, как ни крути.
И понемногу сама идея смены модулей стала умирать. Действительно, подводная лодка противника вряд ли станет даже две недели ждать, пока на литорале сменят модуль и экипаж. Здесь вопрос иного характера.
Потому о смене модулей как-то перестали говорить вообще, а затем начала рассыпаться сама идея модульных кораблей. Действительно, проще оборудовать корабль один раз и использовать его по назначению, чем держать для одного корабля три варианта оснащения с тремя группами специалистов.
А теперь явно начинает умирать и идея литоралов. Второстепенные миссии, которые планировалось возложить на LCS вроде «нерегулярных боевых действий» и поддержка сил ССО тоже понемногу стали забываться. Оно понятно, чтобы вести боевые действия или поддерживать силы спецопераций, надо для этого что-то иметь в оснащении. 57-мм орудие не смотрится в этом плане серьезной поддержкой.
В итоге, флоту прибрежных кораблей особо нечем похвастаться: класс «Независимость» оказался весьма зависимым, а «Свобода» откровенно несвободным от многих параметров. Если помните, все началось с того, что на кораблях, вошедших в строй начались повальные проблемы с двигателями. Затем пришел черед бортовой электроники, теперь вот трещины в корпусах.
И все это на фоне огромного перерасхода средств на постройку и весьма высоких расходов на эксплуатацию. В общем, на перемогу не тянет никак. Полная зрада налицо.
Неудивительно, что посмотрев на все это, командование ВМФ США предложило вывести из эксплуатации все корабли класса Freedom («Свобода»), даже те, которые были в эксплуатации менее 5 лет. Такая судьба уготована шести кораблям из девяти, что само по себе смотрится ужасно, учитывая, что самому старому из «Свобод» 14 лет, а самому молодому из списываемых – 4 года.
А ведь в достройке еще 2 корабля, на стапелях 3 и в проекте 2 корабля. То есть, еще 8 кораблей.
С классом «Independence», который трещит не только по швам, все тоже не очень радужно в этом плане. 2 корабля в достройке, один на стапелях, и 5 готовятся к закладке.
Понятно, что от построенных кораблей флот США не сможет отвертеться по принципу «уплачено – берите». Так что брать придется, но вот в том, что служба этих кораблей будет долгой, есть очень большие сомнения.
Если же посмотреть на то, что происходит в недрах американского флота, то там все весьма далеко от идеала. Ведь прибрежные «Независимость» и «Свобода» - это не весь список проблем. Сюда же запросто идут «Замволты», у которых примерно тот же набор слабых мест, кроме проблем с корпусом. Хотели построить 32 эсминца, но все закончилось на трех. Дальше просто не тянет бюджет.
И авианосец «Форд» можно вспомнить, поскольку его введение в боевой строй тоже задерживается. А задержка – это миллионы и миллионы долларов.
В этом плане медленное клепание корветиков и ракетных корабликов в России смотрится как-то даже успокаивающе. Они по крайней мере, не тонут, не останавливаются, не загораются без видимых причин.
По нашему времени – уже что-то.
Заканчивая печальную тему печальных прибрежных кораблей флота США, хочется сказать следующее: военный флот, когда становится игрушкой для распила бюджета, перестает быть флотом. Это неприятно, но факт. Как пример – когда вроде бы модернизированный за большие деньги ракетный крейсер ничего не может противопоставить паре ракет и беспилотнику. Или когда корабль, который должен на скорости под 100 км/ч (ладно, 40+ узлов) догнать и вразумить врага, плюхает на скорости в три раза меньше, шарахаясь от более-менее приличной волны.
Корабли нужно любить. Да, тратить деньги тоже на них необходимо, но на корабли, а не квартиры и виллы на теплых укромных берегах. Эта аксиома действительна для любого государства, желающего иметь военный флот.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: