У руководства сухопутных войск США нет даже четко сформулированной концепции военной модернизации. К такому выводу пришли эксперты Национальной комиссии по вопросам развития СВ в докладе, предоставленным к рассмотрению конгресса США.
Говоря о недостатках, аналитики обратили внимание на выживаемость армейской авиации, работу систем ПВО малой дальности, состояние артиллерии и войск радиационной, химической и биологической защиты. Причем, как отмечается в докладе, необходимость модернизации армии в этих категориях касается войск непосредственно на территории США, контингента в Европе и на Корейском полуострове.
Однако пока военно-политическое руководство США занято поиском решений трансформации СВ и выработкой соответствующей новой концепции, как считается, вторая по боеспособности армия в НАТО — турецкая, уже определилась с ориентирами в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Как сообщили СМИ, частная компания Otokar, разработчик национального танка Турции «Алтай» (который эксперты иногда называют «франкенштейном» из-за большого количества комплектующих иностранного производства), в январе внесла в правительство страны заявку на запуск серийного производства бронемашин в 2017 году.
По информации Defense News, все прототипы готовы и сейчас проходят квалификационные испытания и приемку. Ранее министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявлял, что оснащение армии этими бронемашинами намечено на 2016 год и что «нашим приоритетом является массовое производство танков и оснащение ими турецких вооруженных сил». Первоначально Турция планировала закупить 250 машин. Заявка компании подразумевает производство головной серии танков в таком же количестве.
По предварительной оценке, стоимость «Алтая» составит около 5,5 млн. долларов. Стоимость проекта разработки — более 500 млн. долларов, хотя в 2008 году секретариат оборонной промышленности Турции заключал с Otokar контракт на сумму 400 млн.
Несмотря на то, что руководство Otokar везде подчеркивает, что ОБТ «Алтай» является исключительно турецким проектом (назван в честь генерала армии Фахреттина Алтая, который командовал 5-м кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919 — 1923), в нем активное участие принимает южнокорейская фирма Hyundai-Rotem. Как отмечают эксперты, именно южнокорейский танк нового поколения XK-2 Black Panther стал базой при создании турецкого «Алтая» (XK-2 был создан на основе другого корейского танка К-1, который, в свою очередь, является вариантом американского танка M1 «Абрамс», приспособленного к корейским условиям эксплуатации).
«Алтай» на 60% заимствовал технологии, использованные в K2. В будущем машина должна будет заменить используемые сегодня немецкие танки Leopard 1A, Leopard 2A, и уже старые американские M48 и M60. Кроме того, ряд стран — союзников Турции якобы уже высказали заинтересованность в приобретении танка Altay в будущем, среди них — страны Персидского залива, Пакистан.
Для справки: согласно заявке производителя танка «Алтай», боевая масса машины составит 60 тонн, он будет иметь комбинированную (композитную) противоснарядную броню, оснащаться 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, дистанционно управляемым модулем со стабилизацией и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм. Скорость по шоссе составит 70 километров в час. Экипаж — четыре человека.
Это что касается среднесрочной перспективы оснащения бронетехникой самого многочисленного вида ВС Турции — сухопутных войск. В ближнесрочной — более «приземленные» планы. Как сообщили турецкие СМИ, в текущем году из годового военного бюджета страны будет выделено 1 млн. 620 тыс. турецких лир на закупку… 900 мулов. Отмечается, что армия определила требования к росту животных — не менее 1,3 метра.
Как заявил в интервью Sabah турецкий эксперт по вопросам безопасности Метин Гюрджан, в течение многих лет мулы использовались бойцами Рабочей партии Курдистана (РПК) в столкновениях с турецкой армией — для транспортировки грузов, а иногда и в качестве мобильных платформ для небольших огневых орудий.
— Мулы, которые могут нести на себе груз весом до 200 кг и способны противостоять голоду и жажде, являются важной составляющей операций. Они очень преданны и ведут себя спокойно даже в экстремальных ситуациях, — рассказал он.
Гюрджан назвал животных «логистическим отрядом особого назначения» и рассказал, что животные после разгрузки провианта самостоятельно добираются до своей родной деревни — они могут пройти по гористой местности даже без всадника.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский говорит, что танк «Алтай» — это попытка компиляции разных конструктивных решений со стороны Германии (там Турция в разное время закупила около 700 танков Leopard разных модификаций) и Южной Кореи.
— На мой взгляд, главная цель Турции при разработке этого танка — сделать что-то свое. Но никаких выдающихся технических решений там нет — ни по компоновке, ни по системам, агрегатам и узлам. Речь идет об уже известных решениях, которые давно освоены промышленностью других стран.
Отмечу, что все равно танк будет не чисто турецкий, поскольку ряд узлов и агрегатов зарубежного производства. А это, в свою очередь, делает машину, мягко говоря, совсем не дешевой. Не думаю, что он будет массово производиться с целью замены всей тяжелой бронетехники Турции. Все равно в основе на длительный период останутся немецкие «Леопарды». Скорее всего, «Алтай» будет выпускаться в сравнительно незначительных количествах.
Поэтому лично я не верю, что этот танк сумеет кого-то заинтересовать на рынке вооружений, учитывая его себестоимость, издержки на производство, импортные комплектующие и мелкую серийность.
Что касается вьючных животных, то, как говорится, все хорошо в меру. Понятно, что при ведении боевых действий в условиях горно-лесистой местности вьючные животные — выход из положения, ведь там в большинстве случаев отсутствуют условия для применения автотранспорта для снабжения подразделений боеприпасами, продовольствием. Кстати, горные соединения Вооружённых сил РФ (55-й и 34-ая мотострелковые горные бригады) имеют в штате лошадей, используемых в качестве вьючных животных.
Как показывает практика, современные высотехнологические системы не всегда работают в сложных условиях местности. Кроме того, они стоят столько, что за эти деньги порой дешевле купить противника, что называется, с потрохами.
Скажем, не так давно стало известно, что Корпус морской пехоты США отказался от дальнейшей разработки и испытания «робота-мула», предназначенного для переноски грузов в полевых условиях. Среди недостатков разработки, которая была создана компанией Boston Dynamics по заказу агентства DARPA, — низкая надежность и высокая шумность.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров отмечает, что со стороны турок закупка вьючных животных для операций против РПК — довольно грамотное решение, поскольку курды активно используют мулов, лошадей в горной местности.
— Тем более что мулы — довольно дешевое средство снабжения подразделений боеприпасами и продовольствием, а главное — они пройдут везде и в любую погоду. Кстати сказать, вьючных животных до сих активно используют в ВС Швейцарии и Германии. Скажем, в составе 23-ей горнопехотной бригады бундесвера есть 230-й учебно-тренировочный центр для горновьючных животных, в состав которого входят лошади и мулы.
Что касается национального танка Турции «Алтай», то тут, конечно, много пиара. Мы помним, что одно время турки обещали пустить его в серию еще в 2012 году… Так что, далеко не факт, что и сейчас у них что-то получится. Но пока у Турции хватает техники, хотя я бы не стал называть ее ВС самыми боеспособными в НАТО после США.
Да, до прихода Эрдогана к власти ВС страны были мощными и сильными, численностью почти в 1 млн. человек. Сейчас они сократились чуть ли не в два раза. Но самый страшный поступок Эрдогана в отношении своих ВС — возбуждение целого ряда уголовных дел (откровенно надуманных) над офицерами и генералами, как действующими, так и в запасе. То есть значительная часть армии была репрессирована.
В результате судебных разбирательств важной части командного состава и опытных офицеров, попросту говоря, нет. В 2011 году начальником Генштаба Турции был назначен человек Эрдогана — Неджет Озел, до этого занимавший пост главнокомандующего силами военной жандармерии (подал в отставку, с 5 августа Генштаб Турции возглавляет Хулуси Акар). Эрдоган опасался, что военные совершат госпереворот, а переворотов в истории современной Турции было достаточно много. То есть в ВС к Эрдогану, мягко говоря, не очень хорошо относятся. Кстати сказать, есть информация, что когда он был мэром Стамбула, то военные его арестовывали за экстремизм. Ведь всем известно, что партия Эрдогана — это турецкий вариант «Братьев-мусульман».
Поэтому турецкая армия не такая уж сильная, как иногда о ней говорят, но все-таки — не слабая. Сухопутные войска имеют в своем составе четыре полевые армии. Танковый парк включает «Леопард-2А4», «Леопард-1», старые американские М60 и М48. Имеется множество БТР и БРМ, САУ, ПТРК, самолетов F-16 и вертолетов Т-129 и АН-1 «Кобра». Неплохо функционирует собственный военно-промышленный комплекс.
— Некоторые эксперты утверждают, что турецкие генералы, к примеру, не очень-то и хотят втягивания регулярных сил в конфликт на территории Сирии, поэтому всячески, насколько им позволяют их полномочия, саботируют подобные решения правительства и президента.
— Да, но надо понимать, что вряд ли турки в ближайшее время решатся на общевойсковую операцию в известной буферной зоне в районе 98-километрового коридора на сирийско-турецкой границе. Но на территории САР уже активно работают подразделения турецкого спецназа — этому есть масса свидетельств и доказательств.
Если же дело дойдет до ввода танковых подразделений, то вряд ли турецкие военные будут саботировать это решение, поскольку там антикурдские настроения сильны (а большая часть сирийско-турецкой границы контролируется курдами, и пресловутый коридор закрыть могут только они).
Читайте нас: