16 января стало известно о планах постройки подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для нужд Тихоокеанского флота России. Об этом заявил в эфире «Русской службы новостей» капитан первого ранга Владимир Тряпичников, возглавляющий управление кораблестроения ВМФ РФ
Подводные лодки проекта «Варшавянка» относятся к классу дизель-электрических подлодок. Российский флот сегодня уже получает улучшенные версии этих подводных лодок.
В отличие от огромных ракетных подводный крейсеров стратегического назначения, которые представляются сегодня при упоминании подлодок, «Варшавянка» — относительно небольшая подлодка. Погружается она до 240 метров и развивает скорость до 20 узлов под водой. На подлодке установлено шесть 533-мм торпедных аппаратов, предназначенных для пуска торпед, мин или крылатых ракет.
На лодке обычно хранится либо 18 торпед, либо 24 мины. Помимо этого, лодка несет четыре крылатых ракеты «Калибр». Именно подлодка «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка» наносила «Калибрами» удары по позициям ДАИШ в прошлом году.
Подлодка способна эффективно бороться с надводными и подводными кораблями противника и минировать важные районы, создавая тем самым препятствия для судоходства.
Экипаж подводной лодки – 52 человека, автономность плавания – 45 суток. То есть, выйдя в открытое море или океан, «Варшавянка» может полтора месяца отравлять жизнь противнику. Особая проблема для противника – лодка является одной из самых тихих в мире, что позволяет бить противника, находясь на расстоянии в несколько раз меньше радиуса действия вражеских систем обнаружения. Помогает в этом и новая система навигации, установленная на подлодках.
Сегодня «Варшавянки» стоят на вооружении Черноморского флота (четыре лодки уже построены и сданы флоту, две — достраиваются). Судя по темпам строительства, ТОФ может получить лодки примерно через полтора-два года. Судите сами: примерный срок от закладки до спуска на воду составляет 14 месяцев (это у крайней построенной подлодки серии — заложили 20 февраля 2014 года, а уже 20 апреля 2015 спустили на воду). Технология уже отработана на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, которые и получили в 2010 году заказ на подлодки данного проекта для Черноморского флота.
Важен и вопрос цены: в 2009 году стоимость постройки одной подлодки составляла около трехсот миллионов долларов. Вопрос в том, где в условиях кризиса найти эти деньги.
Но, с другой стороны, «Варшавянки» у нас охотно покупают Индия, Китай и Алжир. Поэтому можно предполагать, что вложения более чем окупятся.
К тому же постройка подводной лодки, пусть и маленькой «Варшавянки», создает огромный мультипликативный эффект, ведь работу получает большое количество людей и предприятий.
Немного о стратегическом раскладе на Дальнем Востоке
Тихоокеанский флот является вторым по численности и списочному составу кораблей в российском ВМФ. Но в отличие от самого мощного и боеспособного сегодня Северного флота, большинство кораблей на Тихом океане – либо в резерве, либо в ремонте. Да и корабли в большинстве своем – устаревших проектов, оставшиеся с советских времен.
Причиной такого состояния стало приоритетное финансирование Северного флота в 90-е годы. Тогда ресурсов хватало ровно на то, чтобы спасать корабли. Северный флот получил приоритетный статус из-за выгодного по сравнению с другими флотами положения.
Северный флот имеет гораздо больше оперативного простора, да и для выхода в Атлантический океан кораблям надо «проскочить» относительно большие проливы у Исландии.
Балтийский и Черноморский флоты в свою очередь закупорены на Балтике и в Черном море. Правда, перед Балтийским флотом задачи выхода в Атлантику и не стояло: целей хватало и хватает на Прибалтике.
А вот кораблям и эскадрам Черноморского флота для выхода в Средиземное море надо прорываться через Босфор и Дарданеллы, контролирующиеся Турцией, которая уже давно стала членом НАТО.
Да, во время войны в Осетии в августе 2008 года Турция не пропустила несколько кораблей США в Черное море, сославшись на Конвенцию Монтрё, регулирующую правовой статус проливов. Но сегодня на Турцию рассчитывать не приходится – господин Эрдоган дал понять, что не собирается сотрудничать с Россией.
У Тихоокеанского флота ситуация проще: пусть основные базы и расположены в акватории Японского моря, но корабли с базы в Вилючинске могут выходить напрямую в Тихий океан.
Исходя их текущего состояния флота и географического положения, основными задачами флота сейчас является выполнение оперативно-стратегических задач в Японском море: находящихся в более-менее приличном состоянии кораблей мало и выполнение стратегических задач в океане флот просто не потянет.
Такое состояние дел должна по идее изменить ГПВ-2020. Но те же «Мистрали» по известным причинам так и не попадут в состав флота. Призрачная надежда на получение вертолетоносцев отодвинулась на 2018 год – именно в 2018 году планируется начать постройку отечественных аналогов вертолетоносцев, столь необходимых для давления на Японию и поддержку отдельной артиллерийско-пулеметной дивизии на Курильских островах.
В регионе сегодня потенциальным противником ТОФ является японский и американский флота. Можно, конечно, попытаться включить в анализ и Китай, но он, пусть и с определенными оговорками, скорее наш союзник в регионе. Да и находясь в процессе реформирования, НОАК ближайшие 5 лет будет неспособна к масштабным боевым действиям.
На сегодня японский флот (морские силы самообороны Японии) состоит из маленьких и во многом уникальных кораблей – Япония была ограничена в максимальном водоизмещении судов после Второй мировой войны. Сегодня японский флот состоит из трех вертолетоносцев, одного эсминца-вертолетоносца, восьми эсминцев УРО (управляемого ракетного оружия), 29 эсминцев, шести фрегатов и 16 подводных лодок.
Но в случае серьезного конфликта на помощь японцам придут внушительные силы – Третий и Седьмой флоты США, в основе которых три авианосных ударных группы.
Конечно, масштабной войны в ближайшее время между крупными державами ждать не приходится. Но в деле военного строительства лучше исходить из поговорки «надейся на лучшее, готовься к худшему».
И шесть «Варшавянок» могут стать первым серьезным кирпичом в постройке мощного морского щита на российском Дальнем Востоке. Ведь по совокупности своих возможностей эти подводные лодки — универсальное оружие, способное выполнять широчайший спектр задач.
Читайте нас: