Президент США Дональд Трамп объявил, что военно-воздушные силы работают над новым истребителем шестого поколения F-47, строить который будет компания Boeing.
«Рад объявить, что по моему указанию ВВС США работают над первым в мире истребителем шестого поколения. Ничто в мире не сравнится с ним даже близко, и он будет называться F-47», – сказал Трамп во время выступления в Белом доме вместе с министром обороны Питом Хегсетом. По его словам, экспериментальный образец истребителя тайно испытывался в течение пяти лет.
Контракт на разработку истребителя предоставлен корпорации Boeing в рамках инициативы Next Generation Air Dominance (NGAD), совместного проекта ВВС США и оборонных компаний США по созданию истребителя шестого поколения.
Военный портал Air&Space Forces
The New York Times
Между тем относительно испытания прототипов истребителей шестого поколения информация весьма противоречива.
15 сентября 2020 года помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер в своем выступлении на конференции Ассоциации ВВС по вопросам авиации, космоса и киберпространства
«Мы уже построили и запустили полномасштабный демонстрационный летный образец в реальном мире, – подтвердил Ропер порталу Defense News, – и мы побили рекорды, сделав это. Мы готовы пойти и построить самолет следующего поколения таким образом, как никогда раньше».
На самом деле Ропер дезинформировал американскую общественность, что спустя два года подтвердил его шеф, министр ВВС США Фрэнк Кендалл, который весной 2022 года
Между тем на фоне бравурных заявлений Ропера 19 августа 2022 года военно-воздушные силы США выдали пяти ведущим американским аэрокосмическим компаниям
Пять гигантов военно-промышленного комплекса должны были на конкурсной основе разработать перспективный двигатель для истребителя шестого поколения. Адаптивный или иначе трехконтурный турбореактивный двигатель, который значительно расширяет возможности боевых самолетов,
Однако в начале августа 2022 года
Буквально за несколько дней была обнародована новая программа разработки адаптивного авиадвигателя и выданы соответствующие контракты, но уже не для двух, а для пяти компаний.
Американских аналитиков удивило, что три из пяти получивших контракты компаний (Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman) никогда двигатели не разрабатывали и не строили. Такое решение могло означать лишь утрату доверия к General Electric Aviation и Pratt & Whitney, впустую потративших время и деньги.
Разработка адаптивного авиадвигателя – часть более широкой программы по созданию истребителя шестого поколения (NGAD). Эта программа, по мнению независимых военных аналитиков, по ее состоянию на конец 2022 года, тоже не внушала оптимизма.
Внимательно изучив контракты пяти оборонных корпораций, военный портал Defense One
Обозревателя Defense One возмутила ложь военных: «В 2020 году самолёт характеризовался как «полномасштабный летный демонстратор, который уже летал в физическом мире», а на деле оказалось, что разработка истребителя шестого поколения находится в зачаточной стадии.
На фоне разразившегося скандала Кендалл объяснил выделение миллиардных контрактов пяти оборонным корпорациям стремлением уберечь промышленную базу военной авиации от уничтожения, но без надежды на быстрые успехи.
Анонсируя разработку истребителя шестого поколения, Дональд Трамп заявил, как уже было сказано, что он испытывался в течение последних пяти лет, что соответствует заявлениям командования ВВС США, в частности того же Фрэнка Кендалла.
Но в текущей реальности никто никогда этого истребителя не видел.
В октябре прошлого года американский военный портал Defense News
Старший научный сотрудник по аэрокосмическим исследованиям в Институте Митчелла Джон Венейбл в интервью Defense News даже выразил опасение, что «постоянный поток сомнительных новостей о NGAD ставит под угрозу его шансы когда-либо стать реальностью».
А какие же тогда истребители могли испытываться в США в последние годы?
Обозреватель портала The War Zone Тайлер Рогоуэй
Рогоуэй также цитирует начальника штаба ВВС Дэвида Элвина, по словам которого «в течение последних пяти лет самолёты X-Plane для этого самолета тихо закладывали основу для F-47 – налетали сотни часов, испытали передовые концепции и доказали, что мы можем уверенно раздвигать границы технологий».
Однако не так давно, занявшись поисками прототипа истребителя шестого поколения по программе NGAD, портал The War Zone
Тайлер Рогоуэей подтверждает, что эти два прототипа и были теми самыми X-plane, об испытаниях которых рассказал Дэвид Элвин
«X-32 от Boeing противостоял X-35 от Lockheed в состязании за чрезвычайно прибыльный контракт на Joint Strike Fighter, –
Изображения забракованного ранее прототипа X-32 компании Boeing весьма похожи на изображения F-47, продемонстрированные на днях Дональдом Трампом, на которых видна лишь передняя часть суперсамолета.
Таким образом, очень может статься, что никакого летающего прототипа истребителя шестого поколения в США не существует, а в качестве такового публике предъявили экспериментальный, причем неудачный, образец истребителя компании Boeing.
В чем же смысл такой с позволения сказать презентации?
«Победа Boeing, скорее всего, поможет укрепить оборонную промышленную базу, –
Дональд Трамп просто кинул многомиллиардную кость терпящей бедствие компании Boeing, тем самым укрепив свою репутацию в глазах лидеров оборонного лобби США.
А насчёт реальных перспектив американского истребителя шестого поколения лучше всего сказано в известной притче про ишака и падишаха.