1 МТП сокращённо или Первый минно-торпедный полк Балтийского
Рождение
«На основании приказов Наркома ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г. и №0036 от 20.08.1938 г., в составе ВВС БФ, на базе 27-й минно-торпедной авиационной эскадрильи, во второй половине 1938 г. был сформирован 1-й минно-торпедный авиационный полк трёхэскадрильного состава, вооружённый самолётами ДБ-3б. Эскадрильи полка формировались по штату №030/162-Б.»
Командир полка – майор Преображенский, базирование – село Беззаботное в 6 км от Стрельны. На базе – сказано очень громко, 27-я эскадрилья была вооружена устаревшей матчастью, и была по сути легкобомбардировочной, имея на вооружении самолеты «Р-5». Для ВМФ СССР такое мощное подразделение с самыми современными самолетами было чем-то новым, требующим особого подхода и квалифицированных пилотов. Полк был сформирован и обучен за год, всего создано четыре эскадрильи – 60 самолетов – сила большая, а экзамен в ноябре 1939 года приняла война.
Зимняя война
В первый бой полк, точнее, его третья эскадрилья под командованием капитана Токарева пошла уже 30 ноября 1939 года. Главной задачей полка было уничтожение броненосцев береговой обороны ВМС Финляндии «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен». На поиск было выслано два звена самолетов. Первое – цель не обнаружило, нарвалось на зенитный огонь и потеряло две машины. Второе – в районе мыса Ханко на цель вышло, но сброс с 200 метров результата не дал. Не имеющим подобного опыта советским летчикам только предстояло убедиться, что горизонтальная бомбардировка с тяжелых машин против кораблей неэффективна.
Как бы там ни было – эскадрилью Токарева подняли и бросили на цель. При подходе к Ханко оказалось, что броненосцы уже ушли, и эскадрилья пошла на цель запасную – нефтехранилища порта Хельсинки. Погода стояла отвратная:
«Объявлен боевой приказ — выходить на цели. А погода — нелетная. За ночь выпал обильный снег, толстым слоем покрыл летное поле. Видимость не превышает километра. Требовалось большое искусство, чтобы оторвать от земли боевые машины с полным полетным весом... На аэродроме начался взлет второй эскадрильи. К нашему общему огорчению, один из ее самолетов при разбеге не выдержал направления взлета, развернулся на 90 градусов вправо, ударился о препятствие и взорвался вместе с бомбами и экипажем.»
Что и объясняет дальнейшее, пилоты промахнулись и высыпали бомбы, которые:
«упали в районе улицы Фредериксгатан 3, между Техническим университетом и автовокзалом, в густонаселенном месте столицы. В результате налета 91 человек погиб, еще 236 мирных жителей были ранены, в том числе 36 получили тяжелые ранения.»
Опять же, помимо ошибки капитана Токарева имела место ошибка ПВО Хельсинки, которое дало сигнал отбой тревоги перед самым налетом. Как это цинично бы не прозвучало – в эпоху ту, с её средствами навигации и наведения, промах на пару километров скорее норма, особенно в сложных метеоусловиях и для молодого полка. Тем более задача для пилотов была нетипичной – их готовили ставить минные заграждения, атаковать корабли и суда, но никак в нелетную погоду (два самолета потеряны в результате критического снижения) бомбить стационарные цели.
Итог первого дня – потеря двух самолетов в воздухе, взрыв одного при взлете, и гибель ещё одного при посадке. План Зимней войны гладко смотрелся на бумаге, а авиаторам пришлось преодолевать трудности, созданные командованием, выбравшим такое интересное время для начала боевых действий. И они их преодолели, полк всю войну был на передовой, как по профилю – с января 1940 года пилоты ставили минные заграждения под командованием капитана Плоткина, так и в качестве бомбардировщиков, поддерживая 7-ю армию на Карельском перешейке. Капитан Токарев по итогам войны стал Героем Советского Союза, а третья эскадрилья полка – Краснознаменной.
Между войнами
Летом 1940 года полк участвует в присоединении Эстонии, блокируя побережье, и попадает в очередной инцидент:
«23 июня 1940 года два наших экипажа во главе с командиром авиаполка полковником Ш. Б. Бедзинашвили вылетели в разведку в северо-западную часть Балтийского моря. ...
Километрах в трех-четырех от города я заметил, как с аэродрома Лагсберг взлетел самолет. Он берет курс в сторону Хельсинки.
Сближаемся с самолетом Ю-52 без каких-либо опознавательных знаков. Я открыл астролюк своей кабины, приподнялся и рукой показал пилоту, чтобы разворачивал машину в сторону аэродрома. Но «юнкерс» летит прежним курсом да еще увеличивает скорость.
— Предупредить огнем, — передает командир.
Несколько трассирующих очередей проходят впереди кабины «юнкерса», но и это не меняет дела. После этого самолет-нарушитель был сбит.»
Километрах в трех-четырех от города я заметил, как с аэродрома Лагсберг взлетел самолет. Он берет курс в сторону Хельсинки.
Сближаемся с самолетом Ю-52 без каких-либо опознавательных знаков. Я открыл астролюк своей кабины, приподнялся и рукой показал пилоту, чтобы разворачивал машину в сторону аэродрома. Но «юнкерс» летит прежним курсом да еще увеличивает скорость.
— Предупредить огнем, — передает командир.
Несколько трассирующих очередей проходят впереди кабины «юнкерса», но и это не меняет дела. После этого самолет-нарушитель был сбит.»
На борту самолета было три дипкурьера, на предупреждения финны не реагировали, что подтверждают эстонские моряки. Что это было – загадка до сих пор, в том смысле почему юнкерс не отвернул по команде, дипкурьерам точно ничего не угрожало...
К осени полк приобрёл немалый опыт, как боевой, так и морских патрулирований, но потерял матчасть – ДБ-3б осталось всего 34, правда, начали поступать ДБ-ф, в количестве 22 штук. Экипажей насчитывалось 66, из них 14 – с опытом ночных полетов. К лету 1941 года полк был одной из самых подготовленных авиачастей что РККФ, что вооруженных сил в целом. Оформилась и специализация эскадрилий:
«1-я и 5-я АЭ были подготовлены к высотному торпедометанию, 3-я и 4-я АЭ — к низкому торпедометанию, а 2-я АЭ переучивалась на самолёт ДБ-3ф как высотная эскадрилья.»
В огне Отечественной войны
Начал полк Отечественную войну штатно, с ударов по Мемелю.
«24 июня на поиск и уничтожение предполагаемого немецкого морского десанта в 35 км севернее военно-морской базы Либава (Лиепая) вылетели четырьмя девятками (эскадрильями) 36 бомбардировщиков и торпедоносцев ДБ-3 1-го МТАП (ведущий группы зам. командира полка капитан К.В. Фёдоров, ведущие эскадрилий – капитаны М.Н. Плоткин и В.А, Гречишников, с 13 августа 1941 г. Герои Советского Союза, К.Е. Беляев и будущий дважды Герой Советского Союза Н.В. Челноков.»
Если брать данные наши – немцы потеряли в Мемеле транспорт и миноносец, если немецкие – 23 человека и разрушения портовой инфраструктуры. Но дело не в потерях, Мемель был важнейшей базой для снабжения группы армий «Север», и удары по нему резко затрудняли логистику Вермахта. Удары на таком расстоянии и без истребительного прикрытия и так были на грани – пилоты, фигурально выражаясь, сорвали голову в пасть зверю. Помимо Мемеля полк бил по финским военно-морским базам, минировал шхеры... А дальше произошло то, что впору называть нашей атакой бригады легкой кавалерии:
«На исходе первой недели с начала войны полк понёс большие потери. Только за 30 июня 1941 г. он потерял 13 самолётов ДБ-3 и 33 авиатора, в ходе налётов на немецкие переправы через Даугаву в районе Двинска. В этот день свой подвиг — двойной таран, совершил экипаж ДБ-3ф 1-й АЭ полка в составе: командир мл. лейтенант Пётр Степанович Игашов, штурман мл. лейтенант Дмитрий Григорьевич Парфёнов, стрелок-радист мл. лейтенант Александр Митрофанович Хохлачёв, стрелок-краснофлотец Василий Логинович Новиков.»
Отлично подготовленных пилотов для действий над морем бросили в атаку на цель сухопутную, на переправы. Бросили без истребительного прикрытия. Сделано это не по глупости и не от хорошей жизни – тактическая авиация РККА понесла колоссальные потери и выполнять свои задачи уже не могла. Тем не менее эскадрилья уникальных пилотов была потеряна. А дальше был Берлин. Начиная с 5 августа пилоты полковника Преображенского выполнили:
«Всего с 7 августа по 5 сентября Особой авиагруппой было выполнено 9 налётов на Германию (всего 84 самолётовылета, из которых 50 — непосредственно на Берлин.»
Морские пилоты, совместно с коллегами сухопутными, справились. Ущерб, конечно, был небольшой, но с точки зрения пропаганды – колоссален – немцы месяц не могли закрыть своё небо над столицей. Помимо Берлина полк работал и по прямому назначению. К 9 октября от полка осталось 17 машин, разбитых на три эскадрильи. К январю 1942 года – 13 машин, потери составили 76 самолетов – больше, чем полк насчитывал изначально. Командование подвиг пилотов оценило:
«18 января 1942 г. приказом НК ВМФ №10, за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 1-й МТАП, первым из частей Морской Авиации, был преобразован в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.»
Дальше было многое – и разделение на две части, и работа и на суше, и над морем, и ещё одна героическая страница – оборона Дороги жизни в октябре 1942 года. А самым трагическим случаем стало произошедшее в небе над Левашово 7 марта 1942 года:
«В воздухе столкнулись два самолета ДБ-ЗФ. При этом капитан Бабушкин успел выброситься с парашютом и остался невредимым. Штурман старший лейтенант Надхе погиб... Катастрофа… стала роковой для второго нашего экипажа. Он целиком, во главе с Героем Советского Союза М.Н. Плоткиным, погиб.»
Чудом выжил стрелок-радист Лучников – выпав из самолета на высоте 1200 метров, он сумел уцелеть, потеряв, правда, конечности.
В 1943 году полк стал перевооружаться на А-20 «Бостон». А в 1944 – снова занялся морской работой, и провёл последнюю уникальную операцию в той войне – летчики полка разрушили плотину ГЭС на реке Свирь с помощью морских мин АМГ-1. Также полк стал первенцем по применению бортового радиолокатора для поиска морских целей. Окончил войну полк 10 мая 1945 года, когда был совершён последний боевой вылет без применения
После войны
В 1947 году полк перевооружился на торпедоносцы Ту-2, в 1951 году – на Ил-28, а в 1960 волей Никиты Сергеича расформирован. Знамя передано 846 минно-торпедному полку. Зачем было расформировывать легендарный полк и тут же формировать новый безымянно-номерной полк со старым знаменем, тайна сие великая есть. Тем не менее 846 полк, сначала на Ил-28, а с середины 70-х годов на Су-17 тоже воспитал достойных пилотов, среди которых – Тимур Апакидзе. Добили полк уже в «святые 90-е», когда его сначала ужали до эскадрильи, а в 1998-м ликвидировали и её, базу в Чкаловске разграбили мародёры...
Осталась память, осталась могила в Лавре и школьный музей в Петербурге. И тот факт, что в 1941 году наша морская авиация бомбила Берлин, бомбила в самый критический момент войны, и бомбила, несмотря ни на что.
Роман Иванов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: